icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

„то такое ноты?

  • 5960
  • 4

„то такое ноты?

Ќ
Ќотна€ запись Ц или, как еЄ ещЄ называют, музыкальна€ нотаци€Е  ому-то она представл€етс€ чем-то вроде китайских иероглифов Ц сложно, непон€тно и абсолютно невозможно выучить.  то-то даже недоумевает Ц зачем она вообще нужна, ведь можно запомнить музыку и такЕ

ћожет быть, и можно Ц если речь идЄт о простейшей мелодии, поддержанной Ђтрем€ блатными аккордамиї. Ќо представьте себе огромный оркестр, которому надо исполнить симфонию! ћножество инструментов, и у каждого Ц сво€ мелодическа€ лини€ (сво€ парти€ Ц как это называют музыканты). „тобы исполнение состо€лось, композитору придЄтс€ каждому музыканту наиграть его партию (а продолжительность 4-х-частной симфонии Ц минут 30-40, а то и больше), да не один раз Ц пока точно всЄ не запомнит, и только тогда можно будет перейти к оркестровым репетици€м, в процессе которых всем придЄтс€ объ€снить, когда вступать, сколько молчатьЕ разучивание зат€нетс€ на многие мес€цы (и это будет только одно произведение!). ј после смерти автора симфони€ вообще перестанет исполн€тьс€ Ц ведь исчезнет Ђноситель информацииїЕ т.е. сейчас-то ещЄ был бы какой-то шанс восстановить по звукозаписи Ц а во времена ¬.ј.ћоцарта и Ћ.Ѕетховена звукозаписи не былоЕ ƒа что говорить Ц при таких обсто€тельствах и не возникло бы ни симфонии, ни оперы, ни оратории Ц всЄ так бы и осталось в пределах простейших и коротких произведений, которые можно легко запоминать и передаватьЕ и оркестровой музыки бы не возникло, и хоровойЕ

Ќотна€ запись возникла потому, что была нужна Ц чтобы произведение не было Ђприв€заної к автору, чтобы его легко мог выучить любой другой музыкант, и конечно Ц чтобы музыка не умирала вместе с человеком, создавшим еЄ.

ѕервые дошедшие до нас образцы таких записей сделаны в ƒревней √реции. ¬ те времена звуки определЄнной высоты обозначались буквами Ц к слову, такой способ записи существует и сейчас, это удобно, в частности, дл€ обозначени€ аккордов (указываетс€ с помощью буквы нота, €вл€юща€с€ основанием аккорда, и его тип Ц с помощью цифр; именно так обозначают аккорды, например, гитаристы-любители).

¬ —редние века поначалу вообще не было нот, их роль выполн€л... регент Ц человек, дирижирующий церковным хором: с помощью особых ручных знаков он показывал хористом направление движени€ мелодии (вверх или вниз, на какой интервал) Ц это было не особенно сложно, ведь григорианский хорал, звучавший под сводами средневековых соборов, был одноголосным).  ак передать такую информацию другому человеку?  онечно, нарисовать схематически движени€ рук дирижЄра Ц и, видимо, монахи пытались это делать. —о временем эти записи оформились в особую знаковую систему, названную невменной нотацией (от слова Ђневмаї Ц Ђзнакї, Ђкивокї). Ќа –уси аналогичные письмена назывались Ђкрюкамиї, или знаменами (отсюда название Ц знаменный распев).

Ќевменна€ нотаци€ не была единой: существовала аквитанска€ нотаци€, бретонска€, лотарингска€ и др. Ц всЄ это вносило определЄнную путаницу.   тому же, как и ручные знаки регента, невмы обозначали направление и тип движени€ мелодии, но не высоту отдельных звуков. ќпределЄнна€ логика в этом есть Ц ведь основным носителем смысла в музыке €вл€етс€ не абсолютна€ высота звука, а изменение его высоты, мелодические ходы. Ќо как узнать при этом, например, с какого звука начинаетс€ мелоди€? ј это важно: начнЄшь слишком высоко Ц потом можно Ђне выт€нутьї самые высокие звуки мелодии (так недолго и вывести прихожан из молитвенного настроени€!). ѕоэтому по€вл€ютс€ попытки усовершенствовать систему записи Ц например, совместить невмы со схематическим изображением струн арфы или лютни. ѕозднее это породило систему записи, альтернативную нотной Ц т.н. табулатуру, основанную на схематическом изображении струн и ладов. ≈ю по сей день пользуютс€ любители Ц особенно гитаристы (а в эпоху ¬озрождени€ часто пользовались лютнисты). Ќо и это не выход: инструментов много Ц у них разное количество струн, разный стройЕ какой вз€ть за основу? ƒл€ каждого инструмента Ц свою систему записи? ј как записать в таком случае вокальную партию?

ѕодлинную Ђреволюциюї в системе записи музыки произвЄл в начале XIв. бенедиктинский монах √видо дТјреццо. ≈го эта проблема касалась вплотную Ц в его монастырские об€занности входило обучение монахов церковному пению.

„то же сделал √видо? ѕрежде всего, он придумал нотный стан Ц правда, он выгл€дел не совсем так, как сегодн€: линеек было четыре, и они окрашивались в разные цвета.  онкретную высоту обозначали буквы Ц позднее они трансформировались в известные нам ключи (скрипичные Ц из латинской буква g обозначающей ноту соль, басовый Ц из F (фа) и др.). Ќоты же располагались как на линейках, так и между ними Ц в виде закрашеных квадратиков.

 роме того, √видо ввЄл слоговые обозначени€ нот, которыми мы пользуемс€ до сих пор. ќткуда вз€лись слоги? ƒа очень просто! Ёто первые слоги строк гимна св€тому »оанну  рестителю Ц это была молитва певцов, и в переводе с латыни текст еЄ таков: Ђ„тобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные де€ни€ твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, —в€той »оаннї.  ажда€ следующа€ строка в этой мелодии начиналась на ступень выше предыдущей Ц так что дл€ обозначени€ нот подходило идеально (последн€€ ступень Ц си Ц это аббревиатура Sancte Ioannes, Ђ—в€той »оаннї). ¬от только перва€ ступень называлась у него не Ђдої, как сейчас, а Ђутї; название же Ђдої ввЄл в XVI веке музыкант ƒж.ƒони Ц то ли от слова Dominus (Ѕог), то ли от собственной фамилииЕ

 акое значение имела реформа √видо, можно судить по еЄ результатам: врем€ подготовки певчих сократилось с дес€ти лет до двух (!) Ц недаром новую систему нотной записи одобрил сам папа римский! ѕозднее к 4-м линейкам добавилась п€та€. ¬сем была хороша эта система Ц вот только она фиксировала лишь высоту звука. ј ведь в музыке имеет значение ещЄ и его длительность. ѕотому-то до сих пор спор€т музыковеды, как следует расшифровывать ритм, например, в песн€х трубадуров Ц ведь ритм тогда не записывалс€Е

Ёта проблема была решена в т.н. мензуральной нотации в 1250Ч1600 гг. ќсновоположником еЄ считаетс€ немецкий музыкант-теоретик ‘ранко  Єльнский, живший в XIII веке. ƒлительность звука определ€лась формой головки ноты (квадратной или ромбической) и штилем (Ђпалочкойї, пририсованной к ноте) Ц он мог наличествовать или отсутствовать, у него мог быть Ђхвостикї Ц или ж его не было) Ц словом, это было уже очень похоже на те ноты, которыми мы пользуемс€ сейчас. ѕервоначально все ноты были чЄрными Ц с середины XV века их более длинные стали обозначатьс€ белыми (незакрашеными) нотами.

Ќа рубеже XVI-XVII веков ноты приобретают привычную нам округлую форму. —обственно, c XVII века значительных изменений в системе нотной записи уже не было.

¬от таким долгим и непростым был путь к системе нотной записи, которой мы пользуемс€ сегодн€. Ѕывает, современным композиторам приходитс€ изобретать какой-нибудь новый знак дл€ обозначени€ своих нововведений Ц но в целом всЄ остаЄтс€ неизменным, поскольку ничего более удобного пока не придумано.


deb
ћарина ”денцова

ќчень хорошо! ≈лена, ¬ы молодец! Ёто т€нет на лекцию по музыкальному ликбезу!+++++++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+