icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда «аколюкина
 ультура и искусство

„то такое Ќамаз? ѕравила совершени€ Ќамаза

  • 34698
  • 21

„то такое Ќамаз? ѕравила совершени€ Ќамаза

Ќ
Ќамаз Ц это ежедневна€ п€тикратна€ молитва правоверного мусульманина, обращЄнна€ к јллаху. 

 ѕервое упоминание о намазе в  оране звучит так: ЂЁта  нига Ц нет сомнени€ в том - руководство дл€ богобо€зненных, тех, которые веруют в тайное и выстаивают молитву и из того, чем ћы их наделили, расходуютЕї ( оран, сура 2 Ђ ороваї, а€ты 2-3). 

¬ —в€щенном ѕисании мусульман очень много упоминаний о молитве к ¬севышнему “ворцу, и в своЄм подавл€ющем большинстве, в тексте  орана молитва ув€зана с зак€том Ц очистительной милостыней, которую об€зан выплачивать каждый мусульманин. Ќамаз €вл€етс€ одним из 5 столпов ислама и совершаетс€ приверженцами мусульманской религии 5 раз в сутки. Ёти намазы €вл€ютс€ об€зательными и называютс€ Ђфарызї. “акже существуют намазы дополнительные или добровольные, которые называютс€ в исламе Ђнэфэльї.

ќб€занность совершени€ п€тикратного намаза возложена на каждого человека, прин€вшего ислам, вне зависимости от половой принадлежности и социального положени€. —уществует легенда о личной встрече ѕророка ћухаммеда и ¬севышнего јллаха в Ќочь ¬ознесени€ или Ќочь ћиградж, котора€ ежегодно празднуетс€ мусульманами всего мира. Ётой Ќочи посв€щена цела€ сура є17 —в€щенного  орана, котора€ называетс€ Ђјль-»сраї или ЂЌочной переносї.

—огласно этой легенде, изначально јллах установил дл€ последователей ислама 50 намазов в сутки. ѕророк ћухаммед рассказал об этом јрхангелу ƒжебраилу, который стал дл€ ћухаммеда своеобразным гидом в путешествии по —еми Ќебесам. Ќа что јрхангел ответил: Ђѕодумай о своих последовател€х, они не смогут совершать 50 намазов в суткиї. ѕророк ћухаммед вернулс€ к ¬севышнему “ворцу с просьбой облегчить мусульманам об€занность совершать молитву. √осподь уменьшил количество об€зательных намазов на 10. Ќо јрхангел ƒжебраил вновь посоветовал вернутьс€ к јллаху за облегчением об€занности. ѕосле нескольких таких возвращений ѕророка к ¬севышнему —оздателю, количество об€зательных дл€ совершени€ намазов сократилось до 5.

ѕервым мусульманином, совершившим самый первый мусульманский намаз, естественно, стал ѕророк ћухаммед. ≈го имамом, который руководил намазом, стал јрхангел ƒжебраил. ј первой мечетью дл€ первого намаза стала  ааба, котора€ находитс€ в —в€щенной ћекке. — тех пор намаз приобрЄл такой вид, который можно наблюдать по сей день. Ётот намаз называетс€ Ђсуннэтї, что переводитс€ как Ђпо обычаюї.

ѕ€ть ежедневных намазов имеют собственные наименовани€, и каждый из них должен совершатьс€ в строго определЄнное врем€. —амый первый намаз, именуемый Ђфаджрї или Ђутреннийї, совершаетс€ за 1,5 часа, или с наступлением рассвета, до восхода —олнца. —ледующий об€зательный намаз отправл€етс€ только после 13 часов и называетс€ Ђийлэї или Ђполуденныйї. —рок дл€ его совершени€ отводитс€ до наступлени€ времени намаза Ђикендэї, или Ђпредзакатногої. ѕо времени суток его наступление определ€етс€ как за 2,5 часа до заката —олнца. ѕоследний срок дл€ намаза Ђикендэї - за 15 минут до заката. ¬рем€ 4-го об€зательного намаза наступает после заката нашего светила. Ќазвание этого намаза Ц Ђахшамї или Ђвечернийї. —овершать его можно в течение 1,5 часов после момента заката —олнца, то есть до наступлени€ времени последнего ежедневного намаза, называемого Ђ€стуї или Ђночнойї. ясту можно отправить в любое удобное врем€, но не позже времени наступлени€ утренней молитвы фаджр.

 оран запрещает совершение намаза во врем€ восхода, заката и зенита —олнца, так как по канонам ислама это €вл€етс€ €зычеством Ц поклонением —олнцу, а не јллаху.

  совершению намаза мусульмане должны приступать только в том случае, если ими были выполнены следующие основные правила:

  1. —овершЄн обр€д омовени€, или Ђтахаретї;
  2. ћусульманин находитс€ в трезвом уме, то есть не находитс€ под воздействием алкогол€, наркотиков или лекарств, которые могут нарушить его пам€ть;
  3. ƒл€ совершени€ намаза выбрано достойное место, то есть место должно быть чистым;
  4. Ќа мусульманине должна быть чиста€ одежда, у которой полы не должны быть ниже щиколотки;
  5. ћусульманин, намеревающийс€ совершить намаз, должен сто€ть лицом в сторону  аабы, или  иблы;
  6. ћусульманин должен произнести слова о намерении совершить намаз, или Ђни€тї.

—ам намаз состоит из ракагатов, общее число которых должно быть кратно 2, то есть намаз совершаетс€ в 2, 4, 6, 8, 10 и так далее ракагатов. –акагат - определЄнный —унной обр€д, заключающийс€ в произнесении сур и а€тов —в€щенного  орана, а также сто€ни€ и совершени€ по€сных (ракуг) и земных (сэждэ) поклонов. ѕо обычаю мусульманин совершает намаз, встав ногами на постеленный молельный коврик, называемый намазлык. ѕри сто€нии на намазе мусульманин об€зан смотреть на ту точку коврика - намазлык, в которую мол€щийс€ прижимаетс€ лбом во врем€ земного поклона сэждэ. ¬ религии ислам прин€то считать, что в этой точке находитс€ ухо јллаха, который внимает молитве мусульманина.

ѕеред совершением намаза мусульмане произнос€т молитву пока€ни€, называемую Ђистигфарї. «атем произноситс€ ни€т, после чего прочитываетс€ молитва во славу јллаха. ƒальше произноситс€ ЂЅисмил€хиї, после чего прочитываетс€ сама€ перва€ сура  орана Ђјль-‘атихаї. ѕосле неЄ прочитываетс€ 108-€ сура Ђјль- аусарї. «атем совершаетс€ по€сной поклон Ц ракуг, за ним идЄт земной поклон Ц сэждэ. “аким образом завершаетс€ 1-ый ракагат намаза.

2-ой ракагат также начинаетс€ с прочтени€ ЂЅисмил€хиї и —уры Ђјль-‘атихаї. ѕосле них прочитываетс€ 112-€ сура  орана Ђјль- »хласї. «атем мусульманин совершает поклоны ракуг и сэждэ. 2-ой ракагат совершЄн.

Ќе встава€ с колен после последнего земного поклона, мол€щийс€ прочитывает молитву ЂЁттахи€тї, котора€ по сути €вл€етс€ кратким описанием того самого путешестви€ ѕророка ћухаммеда на —емь Ќебес на личную встречу со ¬севышним —оздателем. «атем отдаютс€ салаваты, или приветы ѕророкам √оспода - ћухаммеду и »брагиму, или библейскому јврааму. ѕосле этого мусульманин произносит Ђдогаї, или Ђдуаї. ƒога - это мольба, выражающа€ личную просьбу к ¬севышнему “ворцу мол€щегос€ человека, и может быть произнесена на родном дл€ мусульманина €зыке. –одным €зыком  оран определ€ет дл€ последователей ѕророка ћухаммеда тот €зык, на котором говорила мать мусульманина. ѕосле дога мусульманин произносит салават, обращЄнный к самому јллаху. Ќа этом намаз в 2 ракагата считаетс€ совершЄнным в полном объЄме.

≈сли брать за основу только  оран, то есть не обращать внимание на —унну и ’адисы ѕророка ћухаммеда, то в —в€щенном ѕисании нет столь подробного описани€ обр€да об€зательного намаза. »з текста  орана можно сделать только вывод, что молитва, обращЄнна€ к јллаху, должна совершатьс€ сто€, лицом в сторону  аабы, и на арабском €зыке. јрабский €зык оговорЄн јллахом особо. ѕроизнесение сур и а€тов —в€щенного  орана на €зыке первоисточника €вл€етс€ дл€ мусульман всего мира объедин€ющим фактором. ¬  оране јллах говорит, что своих рабов, €вл€ющихс€ последовател€ми исламской религии, ќн определит в ƒень —уда по арабскому €зыку. ѕоэтому намаз совершаетс€ мусульманами только на €зыке —в€щенного ѕисани€. Ќо относительно дога, или мольбы, то €зык матери дл€ неЄ также установлен ¬севышним “ворцом в тексте  орана.

¬  оране также указана громкость голоса при совершении намаза. ¬ суре є17 Ђјль-»сраї в а€те 110 есть такие слова: ЂЌе произноси громко своей молитвы, но и не шепчи еЄ, а иди по пути между этимї.

÷ель совершени€ намаза указана в суре є29 Ђјль-јнкабутї в а€те 45: Ђ„итай им то, что открыто тебе из ѕисани€, и выстаивай молитву; ведь молитва удерживает от мерзости и неодобр€емого. ј напоминание јллаха более велико, и јллах знает то, что вы творите!ї. ѕо-моему, к этому добавить больше нечего.


spe
Ќадежда «аколюкина

Ћеонид, вопрос темы поставлен так, что сюда ещЄ не вошли виды намазов. »х очень много. ¬ журналы писать - така€ тема не всем интересна. ƒа и времени нет.

tra
галина коршунова

ќчень подробно, думаю не все мусульмане знают такие подробности обр€да.++++++++

spe
Ќадежда «аколюкина

ќшибаетесь, √алина. ¬се знают, иначе они не мусульмане. —пасибо, что прочли статью. я думала, она не интересна никому.» за балл - огромное спасибо.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+