icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
–ауль јльмухамбетов
–абота, карьера, бизнес

„то такое монополи€ и какие виды монополий бывают?

  • 2922
  • 6

„то такое монополи€ и какие виды монополий бывают?

Ќ
Ќесмотр€ на стремительное развитие высоких технологий, настольные игры не тер€ют своей попул€рности и по сей день. ќдной из самых известных игр €вл€етс€ Ђћонополи€ї. Ќо почему она так называетс€ и что означает это слово?

ћонополией (от греческого Ђμονοї Ч Ђодинї и Ђπωλέωї Ч Ђпродаюї) называют ситуацию в отрасли или на рынке, при которой существует одна фирма (производитель), не имеюща€ конкурентов и производ€ща€ уникальный товар, аналогов которому нет. “акие фирмы €вл€ютс€ Ђхоз€евамиї на рынке, и ее политика напр€мую вли€ет на рыночную ситуацию.

ћонополи€ существует столько же, сколько существуют спрос и предложение. ”же в античности люди пон€ли, что большую прибыль на рынке сможет получить тот торговец, который будет единственным. » они понимали, что дл€ этого нужно было устранить своих конкурентов. —пособы достижени€ были и есть разные. ѕримером может служить истори€, рассказанна€ јристотелем о торговце с —ицилии. ќн скупил все железо у мастерских и после продал их по завышенной цене приехавшим торговцам. ¬о времена —редневековь€ монополией зачастую становились производства, получившие привилегии от монарха.  арл I был монополистом на рынке перца, производимого ќст-»ндской компанией.

Ќаибольший рост монополий приходитс€ на рубеж XIX Ц XX веков. —в€занно это с по€влением крупных машинных производств. ѕрактика показывала, что в то врем€ один монополист как таковой был редкостью. √ораздо чаще встречались Ђобществаї, созданные крупными производител€ми, которые и были по существу монополи€ми на рынке. “аковыми €вл€лись ринги, по-другому корнеры (временные соглашени€ о единой политике продаж), синдикаты (долгосрочные соглашени€), пулы (наличие общей кассы, котора€ делилась между производител€ми). ¬последствии компании объедин€лись в тресты (объединение фирм с общим управлением производства). Ќаиболее известные трестами €вл€лись ЂStandardOilї ƒжона –окфеллера, ЂGeneralMotorsї ”иль€ма ƒюранта, ЂGeneralElectricї “омаса Ёдисона и другие. ¬ –оссии трестов не существовало, зато было организованно большое количество синдикатов: Ђ√воздьї, Ђѕродугольї, Ђћедьї, Ђѕродвагонї и другие.

¬се монополии дел€тс€ на естественные и искусственные. ѕо какому принципу происходит такое распределение?

≈стественными называют ситуации, когда наличие на рынке одного крупного производител€ гораздо выгоднее дл€ общества, нежели несколько более мелких компаний. –ассмотрим на примере метро. ќгромный поток пассажиров, проход€щих ежедневно через турникеты, позвол€ет поставщику услуг поставить минимальную цену на билеты, так как она окупитс€ за счет количества людей. ќднако, если поставщиками данной услуги станут хот€ бы две компании, то цена билетов возрастет минимум в два раза, что в свою очередь отразитс€ на кошельках пассажиров. “ака€ ситуаци€ не зависит от людей. ќтсюда и название Ц естественна€.

ƒругой вид монополии, искусственный, представл€ет собой ситуацию, когда на рынке нет причин дл€ монополии, однако существует предприниматель, которому каким-то образом удалось сконцентрировать все производство в своих руках. „аще всего это происходит, если: 1) предприниматель скупает все остальные фирмы данной отрасли; 2) производитель обладает уникальным ресурсом или технологией производства.

 ак уже было сказано ранее, монополисты могут устанавливать свои цены на товары.  ак раз из-за этого уже с античных времен существовали рычаги регулировани€. “от же торговец железом согласно истории был выслан правительством с —ицилии. Ќеобходимо было узаконить эти рычаги. ƒл€ этого в 1890 году в —Ўј было создано антимонопольное законодательство. “огда этот антитрестовый закон носил название Ђзакон Ўерманаї (назван в честь ƒжона Ўермана, инициатора данного закона). –егулирование зависит от того, кака€ монополи€ существует.

≈сли она создана искусственно, путем сли€ни€ нескольких фирм, то их просто разъедин€ют. ≈сли же монополи€ естественна€, то устанавливаетс€ максимальна€ цена, назначенна€ компанией за свой продукт.

Ќа сегодн€шний день большинство монополий €вл€ютс€ естественными, регулировкой которых занимаетс€ государство.


deb
ёли€ »личкина

ќчень интересно. Ёкономика - это ¬аше. ѕродолжайте в том же духе.

deb
»ван »ванов

хороша€ стать€, прочитал с большим удовольствием, спасибо автору, жду от вас больше статей подобных, рубрику выбрали очень нужную и интересную.

tra
–ауль јльмухамбетов

»ван, благодарю. Ќеожиданно дл€ самого себ€ мне нрав€тс€ разбиратьс€ в этой рубрике.

mas
ћарк Ѕлау

ј еще купец —адко пыталс€ весь Ќовгород скупить, чтобы свое богатство показать.

 арл I - это английский король, которому голову срубили. Ќичего себе - борьба с монополизмом. :)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+