icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое мистицизм?

  • 2459
  • 1

„то такое мистицизм?

ѕ
ѕри слове Ђмистицизмї многим сразу представл€ютс€ спиритические сеансы Ђв стилеї эпохи сэра јртура  онан ƒойл€, вс€кого рода магические практики и прочие Ђневинные забавыї, ныне собирательно именуемые Ђэзотерикойї. ћежду тем, такое представление можно назвать в лучшем случае предельно упрощЄнным, и уж конечно Ц весьма далЄким от истины.

¬ основе своей мистицизм Ц это отнюдь не бездумные Ђигры с духамиї, это особый способ познани€ мира. —ами слова Ђмистицизмї, Ђмистическийї происход€т от греческого слова Ђmueinї, что значит Ц Ђзамкнутьї. »ными словами, здесь мы видим отсылку к неведомой, таинственной стороне мироздани€, скрытой от поверхностного взгл€да. ћистицизм, таким образом, осмысливаетс€ как соприкосновение со скрытой сущностью предметов и €влений. –азумеетс€, познание этой стороны мира Ђпо определениюї не может быть рациональным Ц на первый план здесь выступает иррациональное, интуитивное.

¬ той или иной форме мистицизм присутствует практически во всех религи€х. “ак, в античности существовали т.н. мистерии Ц тайные обр€ды, участники которых с помощью ритуальных пл€сок входили в экстатическое состо€ние Ц и это осмысливалось как соприкосновение с божеством.

¬ индийских религи€х мистический аспект выражаетс€, в частности, в таком пон€тии, как Ђмокшаї Ц освобождение от сансары (бесконечной цепи перевоплощений) и сли€ние с Ѕрахманом (т.е. безличным јбсолютом), растворение в нЄм собственной личности.

¬ христианстве мистицизм осмысливаетс€ как ценностное переживание божественной тайны —в€той “роицы. ќтличительна€ особенность христианского мистического опыта Ц это сохранение личности, ценностное отношение к ней. ¬ соприкосновении с Ѕогом человеческа€ личность должна преобразитьс€, стать свободной и люб€щей Ц но ни в коем случае не Ђрастворитьс€ в сверхличномї. ¬ этом принципиальное отличие христианского мистицизма, например, от мистицизма индийских религий. ќ роли мистицизма в христианстве прекрасно сказал митрополит  аллист Ц епископ  онстантинопольской православной церкви: Ђ¬с€кое истинно православное богословие мистично: как мистицизм в отрыве от богослови€ становитс€ субъективизмом и ересью, так и богословие в отрыве от мистицизма вырождаетс€ в сухую схоластику, Ђакадемичнуюї в дурном смысле словаї.

—уществует и мистическое течение в исламе Ц в лице суфизма. Ёто направление возникло как реакци€ на неудовлетворЄнность существующим религиозным опытом и стремление к непосредственному познанию јллаха. “акое познание мыслилось как интуитивное, как освобождение от низшего Ђ€ї и переживание реальности истинной.

Ќа мистицизме во многом основаны течени€ т.н. Ђнью-эйджї Ц Ђрелигии нового векаї, т.е. современные духовные практики оккультного толка. ¬о главу угла здесь ставитс€ достижение изменЄнных состо€ний сознани€ (мысл€щихс€ как Ђастральные полЄтыї) и прочие опасные Ђэкспериментыї над своей психикой.

 ак видим, мистицизм Ц весьма широкое пон€тие и сложное €вление. ќн может быть и необходимым, и опасным.


mas
ћарк Ѕлау

≈сли мистицизм не рационален, то как можно обмениватьс€ мистическим опытом? ¬едь у каждого он свой.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+