А вот теперь, давайте рассмотрим два эти понятия, а точнее одно — минор (ведь именно он герой нашей статьи), более детально. Давайте теперь поговорим о том, какими именно способами мы добиваемся того, что одна мелодия звучит грустно, а другая весело. Конечно, если мы хотим сочинить грустную песню, то мы можем действовать методом проб и ошибок. Но это можно сделать гораздо проще, зная, как строится минорный лад. А строится он вот так: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. А что же значат эти загадочные слова, спросите вы? Для этого нам придется узнать еще два не менее загадочных слова — бемоль и диез, именно они и являются этим самым полутоном и по совместительству черной клавишей (не всегда, правда, диез и бемоль иногда могут быть и белой клавишей, например, до бемоль — это белая клавиша). Тоном является расстояние между двумя белыми клавишами, например, между до и ре, а полутон, это расстояние от до до черной клавиши между ними.
Но не все так просто. То, что мы только что описали, это натуральный минорный лад. Но существует еще два минорных лада (как и мажорных, кстати) — гармонический и мелодический. Для того, чтобы понять, что они из себя представляют, рассмотрим ступени. Вот они:
I ступень — Нота До
II ступень — Нота Ре
III ступень — Нота Ми
IV ступень — Нота Фа
V ступень — Нота Соль
VI ступень — Нота Ля
VII ступень — Нота Си
I ступень — Нота До
I, III, IV, I ступени являются устойчивыми, остальные неустойчивыми. Так вот, гармонический минор повышает на полтона VII ступень, а мелодический минор повышает на полтона и VI VII ступени.
Именно зная такую вот китайскую грамоту композиторы сочиняют желаемую мелодию. Теперь, когда вы в очередной раз услышите грустную песенку, вы будете знать, что она звучит в миноре и примерно понимать, каким образом было построена ее мелодия.