icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое месса?

  • 2489
  • 3

„то такое месса?

ѕ
Ђѕариж стоит мессыї, Ц так сказал √енрих Ќаваррский, который изначально €вл€лс€ вождЄм гугенотов (французских протестантов. √енрих хотел сказать, что дл€ того, чтоб расчистить себе путь к французскому престолу, стоит стать католиком, ведь месса Ц это не что иное, как католическое богослужение.

—реди всех прочих католических богослужений месса в католической церкви занимает такое же место, как литурги€ в православной. ¬о врем€ мессы (как и во врем€ нашей литургии) происходит ѕресуществление, иными словами, Ђплоть и кровь «емлиї Ц хлеб и виноградное вино Ц приобретают черты плоти и крови ’ристовой, благодар€ чему совершаетс€ одно из главных христианских таинств, непостижимым образом соедин€ющих человека-христианина с Ѕогом Ц ≈вхаристи€, которое ещЄ называют ѕричастием.

ќ происхождении самого слова Ђмессаї единого мнени€ среди историков нет. ћожет быть, оно происходит от латинского слова mittere, что значит Ђотпускатьї (в таком случае первоначально мессой именовалс€ отпуст Ц слова, которыми св€щенник благославл€ет прихожан перед тем, как они покинут храм). ћожет быть, оно св€зано с другим латинским словом Ц missio, что значит Ђпосланиеї (от него же происходит слово Ђмисси€ї).

 огда возникла месса?

—амые первые богослужебные тексты по€вились у христиан в самые первые века существовани€ нашей веры. ¬ IV веке их стали записывать. ѕервый Ђзачатокї того, что потом стало мессой мы находим в наставлении дл€ людей, недавно прин€вших крещение, которое написал в конце IV века св. јмвросий ћедиоланский.

ƒруга€ важна€ веха Ц де€тельность √ригори€ I, который был папой римским на рубеже VI-VII веков. ¬ позднем —редневековье его считали автором песнопений, составл€ющих мессу, но, веро€тнее всего, он не написал их сам, а систематизировал.

ѕостепенно месса превращалась в некий синтез искусств, призванный донести до мол€щихс€ слово Ѕожие. ”становилась традици€, согласно которой одни разделы мессы проговариваютс€ в виде речитатива (молитвы), а другие поютс€ хором (песнопени€). “ак месса приближалась к музыкальному произведению » первым таким произведением Ц т.е. мессой, написанной от и до одним композитором Ц стала четырЄхголосна€ месса, традиционно именуема€ Ђмессой Ќотр-ƒам, которую написал во второй половине XIV века французский композитор и поэт √ийом де ћашо Ц разумеетс€, на канонический латинский текст (католики ведь всегда молились по-латыни).

  тому времени месса уже приобрела определЄнную структуру. —ложились два вида мессы. ќдин из них Ц Missa ordinarium, включающа€ в себ€ п€ть частей:

1)Kyrie eleison (√осподи, помилуй)

2)Gloria (—лава в вышних Ѕогу)

3)Credo (¬ерую)

4)Sanctus (Sanctu) и

5)Benedictus (Benedictus),

5) Agnus Dei (јгнец божий)

ѕо праздникам и воскресени€м добавл€лись другие песнопени€ Ц это называетс€ экстраординарным чином, или “ридентским, поскольку это результат приведени€ мессы в соответствие с требовани€ми “ридентского собора (1545 г.)

ѕосле “ридентского собора месса подверглась серьЄзным изменени€м ещЄ раз Ц на 2-м ¬атиканском соборе в середине ’’ века. “огда, в частности, было разрешено мессу служить не только на латыни, но и на современных €зыках.

„то же касаетс€ музыкальной стороны мессы, то в этом жанре Ђотметилисьї многие великие композиторы: √.ƒюфаи, ќ.Ћассо,  .ћонтеверди, ….√айдн, ¬.ј.ћоцарт, Ћ.Ѕетховен, ‘.Ўуберт, ‘.Ћист. Ќаписал мессу даже наш соотечественник Ц ».—травинский.

mas
ћарк Ѕлау

»нтересно, насколько сильно отличаютс€ католическа€ месса и православна€ литурги€?
ј что вместо мессы у протестантов?

mas
ћарк Ѕлау

» еще один забавный вопрос. „то такое черна€ месса?

top
≈лена јсвойнова-“равина

„Єрна€ месса - сатанинский обр€д, в котором издевательски пародируютс€ христианские обр€ды и таинства

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+