- мировые деньги;
- средство платежа;
- средство накопления;
- средство обращения;
- средство счета или мера стоимости.
Деньги в качестве меры стоимости рассматриваются в виде стоимости товара, при помощи которой можно определить соизмеримый с товаром аналог в ценовом выражении. Абсолютно любой товар может быть представлен в виде цены, однако стоит помнить, что современные деньги выполняют лишь номинальную функцию, так как их реальная стоимость несоизмерима с материалом, из которого они сделаны и с ценами на их производство (для того, чтобы напечатать деньги, потребуются минимальные затраты как сил, так и средств).
Но что такое цена товара, как она высчитывается? Все очень просто: цены на товары выражают стоимость человеческого труда, который был вложен в создание и выпуск того или иного предмета. Раньше эта функция осуществлялась напрямую за счет того, что тогда существовали реальные деньги, т.е. золото и серебро, которые обладали реальной, а не номинальной стоимостью. В то время золото и серебро не имели реальной цены: они выступали в качестве денежного товара. Однако после того как на смену золота и серебра пришли номинальные деньги, эти металлы превратились в товар, который также можно купить за деньги и который имеют определенную стоимость.
В настоящее время любой товар (в том числе золото и серебро) имеет цену, соответствующую труду, который пришлось потратить на его производство. Так, цена золота и серебра определяется трудом, который затратили на их добычу и переработку, а цена любого товара представляет собой выражение абстрактного труда в золоте. Сейчас вместо золота выступают номинальные деньги, т.е. бумажные или металлические деньги.
Кроме того, мера стоимости тесно связана с таким понятием, как масштаб цен. Масштаб цен – это установленное государством, фиксированное весовое количество металла. Он изменяется в зависимости от того, какую стоимость имеет драгоценный металл. Под масштабом цен понимается оценка стоимости товара в деньгах. Это значит, что цена товара соизмеряется с существовавшей раньше ценой золота и серебра. Когда в мире существовало металлическое обращение денег, масштабом цен считалось весовое количество денежного материала.
Когда впервые стали производить золотые монеты, в качестве масштаба цен выступала весовой объем денег. Так, один доллар можно приравнять к одному грамму золота. Деньги, представленные в виде меры стоимости, превращают стоимость товара в определенное количество золота. А деньги, представленные в виде масштаба цен, измеряют количества золота определенным количеством. Так, если 10 грамм золота представить в виде меры стоимости, то при увеличении цены данного товара, цена товара очень сильно отразиться на его мере стоимости. Если же мы рассмотрим 10 грамм золота в качестве диапазона цен, то 20 грамм золота в любом случае будет в два раза больше, чем 10, т.е. стоимость золота никак не сможет повлиять на диапазон цен.