icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќкружающий мир

„то такое матери€?

  • 3334
  • 1

„то такое матери€?

ћ
Ђћатери€ есть объективна€ реальность, существующа€ независимо от нашего сознани€ и данна€ нам в ощущени€хї Ц так определил пон€тие материи ¬. ». Ћенин, который был не только революционером, но и философом (о чЄм сейчас нередко забывают).  огда € Ђотбарабанилаї это определение на кандидатском экзамене по философии, преподаватель задал мне вопрос: Ђ¬ чЄм слабость этого определени€?ї я набросилась на пункт ЂЕданна€ нам в ощущени€хї Ц есть же и уровни организации материи (например, молекул€рный и Ђнижеї), и формы его существование (например, магнитное поле), на которых наши ощущени€ Ђне работаютї Ц и только после экзамена до мен€ дошло, что надо было говорить ещЄ и о другом: Ђсуществующа€ независимо от нашего сознани€їЕ от какого сознани€? ¬от с точки зрени€ моего сознани€ ваше сознание Ц тоже нечто объективное, и существует оно независимо от моего сознани€ Ц так что же, надо сделать вывод, что ваше сознание материально?

Ќе будем строго судить ¬ладимира »льича Ц любой научный постулат со временем устаревает, ведь в науке нет и не может быть застывших догм. Ќо одно остаЄтс€ неизменным: матери€ Ц одно из основополагающих пон€тий в науке вообще и в философии в частности.

ѕо€вилось оно в античной философии Ц ѕлатон обозначал словом Ђматери€ї субстрат вещей Ц в противоположность миру идейЕ и по сей день пон€тие материального противопоставл€етс€ пон€тию идеального Ц на таком противопоставлении зиждетс€ основной вопрос философии: Ђ„то первично Ц матери€ или сознание?ї ¬ зависимости от ответа на этот вопрос все философы раздел€ютс€ на идеалистов и материалистов.

ѕлатон как раз был идеалистом: он говорил о мире идей, которые воплощают себ€ в мире материальных вещей. ј одним из первых материалистов был другой древнегреческий философ Ц ƒемокрит, считавший, что всЄ сущее состоит из атомов, и кроме них есть только пустотаЕ

«а много веков представлени€ о материи мен€лись не раз, говорили даже об Ђисчезновении материиї Ц это как раз и было св€зано с утверждением (кстати, высказанным задолго до ¬.».Ћенина), что матери€ Ц это всЄ, что воздействует на наши органы чувствЕ точнее, с тем, что микромир им не доступенЕ Ќо другие философы возражали: Ђисчезает не матери€, а предел наших познаний о нейї.

“ак что же такое матери€? ѕрежде всего, Ђматерии вообщеї не существует (как не существует Ђплода вообщеї Ц существуют €блоки, груши и проч.) Ц матери€ существует в двух про€влени€х: вещество и поле. ≈стествознание XIX века рассматривала эти два про€влени€ как противоположные: вещество обладает корпускул€рной природой (т.е. состоит из частиц) и в нЄм есть пустоты Ц поле имеет волновую природу и непрерывно, поле невесомо Ц вещество имеет массу. ќткрыти€ XX века привели к несколько иному взгл€ду, названному корпускул€рно-волновым дуализмом: между полем и веществом нет непереходимой границы, частицы, составл€ющие поле, тоже обладают волновыми свойствами (правда, на макроуровне это почти не про€вл€етс€).

ћатери€ не существует вне пространства и времени Ц так же, как и они не существуют вне материи. ≈щЄ одно фундаментальное свойство материи Ц движение, под которым в данном контексте понимаетс€ изменение с течением времени.

√овор€ о материи, мы должны учесть и уровни еЄ организации: элементарные частицы, атомы и молекулы, тела (включа€ те, что наход€тс€ в жидком и газообразном состо€нии), космические объекты (от планет до галактик и метагалактик), жива€ матери€ и наконец Ц человеческое общество (социальный уровень). Ќа каждом из этих уровней действуют свои законы: нельз€ объ€снить движение элементарных частиц в терминах классической механики. Ќельз€ объ€снить войны и революции исход€ из биологии (хот€ попытки делаютс€ Ц вз€ть хот€ бы социал-дарвинизм, объ€сн€ющий развитие общества законами естественного отбора Ц но ни к чему хорошему это не приводит и, как правило, используетс€ дл€ оправданий преступлений).

ј что же всЄ-таки было раньше Ц матери€ или сознание?

ќднозначного ответа нетЕ и, наверное, не будет никогда.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+