icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Что такое личностные тесты?

  • 1328
  • 1

Что такое личностные тесты?

С
Современную психологическую науку невозможно представить без тестирования, можно без преувеличения сказать, что тест – один из главных исследовательских «инструментов» психологии.

Тестов в арсенале психологов и педагогов превеликое множество. Существуют тесты достижений, выявляющие, насколько человек владеет определенными знаниями и навыками (их применяют в учебной деятельности), тесты на профессиональную пригодность, тесты интеллекта и др. Но поистине особое место в арсенале психологической науке занимают личностные тесты.

Это исследовательские методики, направленные на изучение характеристик, индивидуальных свойств человека как личности. К таким свойствам причисляют темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферы. Все эти черты определяют поступки человека, то, как он в определенных ситуациях будет себя вести.

Самая многочисленная категория личностных тестов – это личностные опросники. По сути дела, это наборы суждений и вопросов, по которым испытуемый должен определить свою позицию. Есть многофакторные опросники, которые включают в себя несколько шкал (т.е. параметров личности, которые с их помощью надлежит исследовать), в каждой из которых – достаточное количество вопросов. Таковы Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI), который создали в 1й половине ХХ века американские исследователи Дж.МакКинли и С.Хатуэй (в нём более пяти сотен вопросов), опросник Кеттела, известный также как 16-PF (16-факторный опросник), Личностный опросник Бехтеревского института, который выявляет отношение пациента к болезни и другие связанные с этим фактором отношения. Другие же опросники исследуют какую-то одну сферу личности, и вопросов в них далеко не так много: опросники темперамента, эмоциональных особенностей, психического благополучия, ценностей и т.д.

Другая группа личностных тестов не столь многочисленна, но, пожалуй, ещё более известна широкой публике. Это тесты проективные, в которых испытуемому предъявляется какой-то стимульный материал (картинки, пятна, цвета) и выясняется его отношение к этому, его интерпретация, или же сам испытуемый что-то создаёт (например, рисует на заданную тему), выявляя таким образом своё отношение к разным аспектам окружающего мира. Пятна Роршаха, «Несуществующее животное», «Рисунок семьи, «Дом, дерево, человек», тест тематической апперцепции, тест Люшера, где испытуемый выбирает цвета, тест Розенцвейга, где нужно «додумать» ответную реплику за одного из персонажей на картинке – это всё проективные тесты. Традиционно их считают самыми надёжными.

И наконец, третья категория – ситуационные тесты, или тесты деятельности, в которых испытуемому предъявляется определённая задача, но истинная цель замаскирована, т.е. испытуемый не знает, что именно в нём исследуют. Как правило, для него это выглядит как тест достижений. Например, школьникам предлагают решать задачи, выбирая более сложные или более простые. Для них это – оценка их знаний и умений, а в действительности исследовалось то, как они себя ведут в случае успеха или неудачи: один после успеха «повышает планку», а после неудачи понижает, другой всегда идёт «вверх» по принципу «упасть с коня – так с доброго», третий стремится закрепить успех на каком бы то ни было уровне и т.д.

В целом можно сказать, что количество личностных тестов прямо пропорционально количество подходов к исследованию личности, а их множество.

deb
Иван Иванов

непонятно почему тут нет комментариев, давно замечаю что многие их не ставят не в блогах не в статьях, хочется призвать всех комментировать, ведь мы выражаем свое мнение, не проходите мимо. Автору спасибо за статью.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+