icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

„то такое личностные тесты?

  • 1745
  • 1

„то такое личностные тесты?

—овременную психологическую науку невозможно представить без тестировани€, можно без преувеличени€ сказать, что тест Ц один из главных исследовательских Ђинструментовї психологии.

“естов в арсенале психологов и педагогов превеликое множество. —уществуют тесты достижений, вы€вл€ющие, насколько человек владеет определенными знани€ми и навыками (их примен€ют в учебной де€тельности), тесты на профессиональную пригодность, тесты интеллекта и др. Ќо поистине особое место в арсенале психологической науке занимают личностные тесты.

Ёто исследовательские методики, направленные на изучение характеристик, индивидуальных свойств человека как личности.   таким свойствам причисл€ют темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферы. ¬се эти черты определ€ют поступки человека, то, как он в определенных ситуаци€х будет себ€ вести.

—ама€ многочисленна€ категори€ личностных тестов Ц это личностные опросники. ѕо сути дела, это наборы суждений и вопросов, по которым испытуемый должен определить свою позицию. ≈сть многофакторные опросники, которые включают в себ€ несколько шкал (т.е. параметров личности, которые с их помощью надлежит исследовать), в каждой из которых Ц достаточное количество вопросов. “аковы ћиннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI), который создали в 1й половине ’’ века американские исследователи ƒж.ћак инли и —.’атуэй (в нЄм более п€ти сотен вопросов), опросник  еттела, известный также как 16-PF (16-факторный опросник), Ћичностный опросник Ѕехтеревского института, который вы€вл€ет отношение пациента к болезни и другие св€занные с этим фактором отношени€. ƒругие же опросники исследуют какую-то одну сферу личности, и вопросов в них далеко не так много: опросники темперамента, эмоциональных особенностей, психического благополучи€, ценностей и т.д.

ƒруга€ группа личностных тестов не столь многочисленна, но, пожалуй, ещЄ более известна широкой публике. Ёто тесты проективные, в которых испытуемому предъ€вл€етс€ какой-то стимульный материал (картинки, п€тна, цвета) и вы€сн€етс€ его отношение к этому, его интерпретаци€, или же сам испытуемый что-то создаЄт (например, рисует на заданную тему), вы€вл€€ таким образом своЄ отношение к разным аспектам окружающего мира. ѕ€тна –оршаха, ЂЌесуществующее животноеї, Ђ–исунок семьи, Ђƒом, дерево, человекї, тест тематической апперцепции, тест Ћюшера, где испытуемый выбирает цвета, тест –озенцвейга, где нужно Ђдодуматьї ответную реплику за одного из персонажей на картинке Ц это всЄ проективные тесты. “радиционно их считают самыми надЄжными.

» наконец, треть€ категори€ Ц ситуационные тесты, или тесты де€тельности, в которых испытуемому предъ€вл€етс€ определЄнна€ задача, но истинна€ цель замаскирована, т.е. испытуемый не знает, что именно в нЄм исследуют.  ак правило, дл€ него это выгл€дит как тест достижений. Ќапример, школьникам предлагают решать задачи, выбира€ более сложные или более простые. ƒл€ них это Ц оценка их знаний и умений, а в действительности исследовалось то, как они себ€ ведут в случае успеха или неудачи: один после успеха Ђповышает планкуї, а после неудачи понижает, другой всегда идЄт Ђвверхї по принципу Ђупасть с кон€ Ц так с доброгої, третий стремитс€ закрепить успех на каком бы то ни было уровне и т.д.

¬ целом можно сказать, что количество личностных тестов пр€мо пропорционально количество подходов к исследованию личности, а их множество.


deb
»ван »ванов

непон€тно почему тут нет комментариев, давно замечаю что многие их не став€т не в блогах не в стать€х, хочетс€ призвать всех комментировать, ведь мы выражаем свое мнение, не проходите мимо. јвтору спасибо за статью.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+