icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Мучают вопросы? Узнай

Что такое конка?

  • 740
  • 17

Что такое конка?

Д
Давно, очень давно это было. Страшно представить, но были времена, когда по улицам не ездили чопорные мерседесы, важные тойоты, наглые ламборгини и скромные жигулята, то есть вообще разные иностранцы вперемежку с отечественным автопромом. В те времена по улицам важно вышагивали кони. Да, да, именно они были главной движущей силой прогресса. Лихие извозчики за пятачок или за двугривенный готовы были домчать вас на свой пролетке, куда скажете, - было бы оплачено. Нет, пятачка? Топайте на своих двоих, господа!

Все изменилось с появлением конки. Электричество еще в дефиците, а быстрее-то передвигаться всем хочется. Вот и придумали умные головы впрячь лошадь не в телегу или карету, а в трамвайный вагончик. Ох, и прибыльная идея получилась! Во-первых, количество пассажиров значительно увеличилось. Не два, как в пролетке, не четыре, как в карете, а 12, а то и все 20! Красота! Скорость та же, да за проезд платить нужно гораздо меньше. Выгодно всем: и пассажирам, и владельцам конки.

Новый вид транспорта сразу прижился в больших городах мира. Любопытствующие граждане старались хоть разочек проехаться на конке и денег на это удовольствие не жалели. Опять же прибыль! Одним словом, равнодушных не было, а вот недовольных - хоть отбавляй. Главная претензия – это количество лошадиного навоза на улицах. Собирались вместе недовольные граждане и громогласно высказывали опасение, утверждая, что в скором времени навоза станет столько, что ни пройти, ни проехать будет нельзя. На страницах газет на полном серьезе об этом спорили многие уважаемые граждане . Слава Богу, до этого не дошло, потому что появились автомобили.

А еще противники нового вида транспорта справедливо указывали на то, что появление конки на улицах поначалу вызывало большое скопление народа, которое мешало движению карет и прохожих. Потом случились и первые ДТП. Да, да, не улыбайтесь! Зеваки попадали под копыта лошадей, а то и под колеса вагонов. Тут уже смертоубийством запахло. Пришлось и статью новую в Уголовное право включать – «Наказание за наезд на пешехода конкой»», а до этого было сформулировано наказание только для всадников и карет.

После введения новой статьи и даже первого ее применения медленнее ездить не стали, но потенциальные жертвы стали намного осторожнее. Наверное, люди просто приспособились к новому виду транспорта и научились ходить, не попадая под колеса.

А вообще получился не самый выгодный вид транспорта, хотя и очень «продвинутый» по тем временам. Для того чтобы тянуть один вагон, нужно было использовать иногда 8 – 10 лошадей. А их еще и кормить, и поить, и лечить нужно. И отдыхать они, конечно, тоже должны.

Самые первые конки появились в Балтиморе в 1828 году. Их не называли конками и трамваями тоже не именовали. Их гордо величали «городской железной дорогой». Согласитесь, звучит солиднее. Вместо лошадей иногда впрягали мулов и зебр. Вот уж точно – экзотика!

Но эта городская железная дорога очень мешала движению на дороге. Ее рельсы выступали от уровня дороги на целых 15 сантиметров! Настоящее препятствие и для пешеходов и для карет. Все изменилось только в 1852 году, когда некий Альфонс Луба догадался «утопить» рельс в полотно дороги. То есть придал трамвайной колее тот вид, который используется и сегодня.

Инженерная мысль не стояла на месте. Изобретатели предлагали трамваи на пневматической тяге, придумали паровозы трамвайного типа (!) и даже принцип канатной дороги задействовали. С появлением электрического трамвая все успокоились, и работяги-кони наконец-то смогли отдохнуть и покинуть шумные городские улицы.

Экзотики ради и для привлечения туристов конку сегодня иногда пускают в Мексике. А все остальные страны, перейдя на современные виды городского транспорта, совсем забыли о конке.

mas
Марк Блау

На иллюстрации к статье не конка, а дилижанс. Тоже почтенное средство передвижения.

А супер-дорогой автомобиль "Lamborghini" итальянского производства по правилам чтения итальянского языка будет "Ламборгини". Если между буквами g и i/e стоит h эта буква читается как "г", а не как "дж". То же самое правило применимо к букве c. Macchiato - "маккиато", а не "мачиато" :)

top
Halida Rojkova

Принцип то тот же - что конка, что дилижанс, только рельсами различаются. Если честно. то хорошей картинки не было с конкой, только черно-белые и невыразительные. А слово ламборгини по-русски как-то не звучит, и даже обладатели этих авто предпочитают говорить ламборджини. Но исправлю, спасибо.

mas
Евгений Багдерин

Вообще лошадям памятники надо ставить ! Сколько веков они толкали прогресс без нефти и газа?

mas
Марк Блау

Халида, а я отыскал в Интернете диафильм, который видел когда-то в детстве. Там есть стишок про конку и иллюстрации хороши.
Звенел колокольчик призывно и звонко
Катилась по улице конная конка.
Тащил ее в гору, свозил ее с гор
В три лошадиные силы мотор.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+