icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
ћучают вопросы? ”знай

„то такое конка?

  • 1231
  • 17

„то такое конка?

ƒ
ƒавно, очень давно это было. —трашно представить, но были времена, когда по улицам не ездили чопорные мерседесы, важные тойоты, наглые ламборгини и скромные жигул€та, то есть вообще разные иностранцы вперемежку с отечественным автопромом. ¬ те времена по улицам важно вышагивали кони. ƒа, да, именно они были главной движущей силой прогресса. Ћихие извозчики за п€тачок или за двугривенный готовы были домчать вас на свой пролетке, куда скажете, - было бы оплачено. Ќет, п€тачка? “опайте на своих двоих, господа!

¬се изменилось с по€влением конки. Ёлектричество еще в дефиците, а быстрее-то передвигатьс€ всем хочетс€. ¬от и придумали умные головы впр€чь лошадь не в телегу или карету, а в трамвайный вагончик. ќх, и прибыльна€ иде€ получилась! ¬о-первых, количество пассажиров значительно увеличилось. Ќе два, как в пролетке, не четыре, как в карете, а 12, а то и все 20!  расота! —корость та же, да за проезд платить нужно гораздо меньше. ¬ыгодно всем: и пассажирам, и владельцам конки.

Ќовый вид транспорта сразу прижилс€ в больших городах мира. Ћюбопытствующие граждане старались хоть разочек проехатьс€ на конке и денег на это удовольствие не жалели. ќп€ть же прибыль! ќдним словом, равнодушных не было, а вот недовольных - хоть отбавл€й. √лавна€ претензи€ Ц это количество лошадиного навоза на улицах. —обирались вместе недовольные граждане и громогласно высказывали опасение, утвержда€, что в скором времени навоза станет столько, что ни пройти, ни проехать будет нельз€. Ќа страницах газет на полном серьезе об этом спорили многие уважаемые граждане . —лава Ѕогу, до этого не дошло, потому что по€вились автомобили.

ј еще противники нового вида транспорта справедливо указывали на то, что по€вление конки на улицах поначалу вызывало большое скопление народа, которое мешало движению карет и прохожих. ѕотом случились и первые ƒ“ѕ. ƒа, да, не улыбайтесь! «еваки попадали под копыта лошадей, а то и под колеса вагонов. “ут уже смертоубийством запахло. ѕришлось и статью новую в ”головное право включать Ц ЂЌаказание за наезд на пешехода конкойїї, а до этого было сформулировано наказание только дл€ всадников и карет.

ѕосле введени€ новой статьи и даже первого ее применени€ медленнее ездить не стали, но потенциальные жертвы стали намного осторожнее. Ќаверное, люди просто приспособились к новому виду транспорта и научились ходить, не попада€ под колеса.

ј вообще получилс€ не самый выгодный вид транспорта, хот€ и очень Ђпродвинутыйї по тем временам. ƒл€ того чтобы т€нуть один вагон, нужно было использовать иногда 8 Ц 10 лошадей. ј их еще и кормить, и поить, и лечить нужно. » отдыхать они, конечно, тоже должны.

—амые первые конки по€вились в Ѕалтиморе в 1828 году. »х не называли конками и трамва€ми тоже не именовали. »х гордо величали Ђгородской железной дорогойї. —огласитесь, звучит солиднее. ¬место лошадей иногда впр€гали мулов и зебр. ¬от уж точно Ц экзотика!

Ќо эта городска€ железна€ дорога очень мешала движению на дороге. ≈е рельсы выступали от уровн€ дороги на целых 15 сантиметров! Ќасто€щее преп€тствие и дл€ пешеходов и дл€ карет. ¬се изменилось только в 1852 году, когда некий јльфонс Ћуба догадалс€ Ђутопитьї рельс в полотно дороги. “о есть придал трамвайной колее тот вид, который используетс€ и сегодн€.

»нженерна€ мысль не сто€ла на месте. »зобретатели предлагали трамваи на пневматической т€ге, придумали паровозы трамвайного типа (!) и даже принцип канатной дороги задействовали. — по€влением электрического трамва€ все успокоились, и работ€ги-кони наконец-то смогли отдохнуть и покинуть шумные городские улицы.

Ёкзотики ради и дл€ привлечени€ туристов конку сегодн€ иногда пускают в ћексике. ј все остальные страны, перейд€ на современные виды городского транспорта, совсем забыли о конке.


mas
ћарк Ѕлау

Ќа иллюстрации к статье не конка, а дилижанс. “оже почтенное средство передвижени€.

ј супер-дорогой автомобиль "Lamborghini" италь€нского производства по правилам чтени€ италь€нского €зыка будет "Ћамборгини". ≈сли между буквами g и i/e стоит h эта буква читаетс€ как "г", а не как "дж". “о же самое правило применимо к букве c. Macchiato - "маккиато", а не "мачиато" :)

top
Halida Rojkova

ѕринцип то тот же - что конка, что дилижанс, только рельсами различаютс€. ≈сли честно. то хорошей картинки не было с конкой, только черно-белые и невыразительные. ј слово ламборгини по-русски как-то не звучит, и даже обладатели этих авто предпочитают говорить ламборджини. Ќо исправлю, спасибо.

mas
≈вгений Ѕагдерин

¬ообще лошад€м пам€тники надо ставить ! —колько веков они толкали прогресс без нефти и газа?

mas
ћарк Ѕлау

’алида, а € отыскал в »нтернете диафильм, который видел когда-то в детстве. “ам есть стишок про конку и иллюстрации хороши.
«венел колокольчик призывно и звонко
 атилась по улице конна€ конка.
“ащил ее в гору, свозил ее с гор
¬ три лошадиные силы мотор.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+