Роман Сладкопевец никакими особыми талантами никогда не отличался. В молодости он был крещён, и после этого события прибыл в Константинополь, где поступил служить монахом в одну из местных церквей. Однажды ночью во сне Роману приснилась Богородица, которая принесла с собой свитки. Во сне молодой монах проглотил эти записи, а наутро проснулся полный вдохновения и новых идей. Вот так и появился этот новый в православии стиль песнопений. Его гимны отличаются вдохновением, одушевлением, они пронизаны чувствами и написаны возвышенным языком.
Древние кондаки – это многострофные поэмы. Одно такое произведение могло содержать около двадцати – тридцати строф. Первая строфа – всегда вступление, последняя – назидание. Смысл кондака заключался в поминании какого – либо святого, или он пелся в честь церковного праздника. Именно для этих целей и была придумана специальная книга для записи этой гимнографии. И, конечно же, нотная система знаков. Всё это объединялось в один переплёт и называлось кондакарь.
У кондака свой особый стиль стихосложения, который основывался на изосиллабизме. Изосиллобизм или по-другому силлабическое стихотворение (равный слог, а именно так переводится это слово с греческого языка) – это особый стиль стихотворного произведения, в котором всё стихотворение делится на ритмические единицы. Эти ритмические единицы обязательно должны быть равны между собой по числу слогов. А вот число ударений и место расположения ударений особой роли и не играло.
Однако кондак, как жанр церковного песнопения просуществовал довольно недолго. Уже в восьмом веке его практически вытеснил канон, который используется церковью и до сих пор. А кондак теперь – это очень редкое явление. Чаще всего эго поют при отпевании священника или архиерея.
До наших дней сохранилось всего пять кондакарей. Самый древний из них был составлен в двенадцатом веке, самый «молодой» - в начале тринадцатого. Больше ни каких сборников не было найдено. Именно это и натолкнуло учёных на мысль, что кондакарь, несмотря на свою довольно большую популярность так и не смог прижиться в православной церкви. Многие священники считали, что этот стиль очень сложен для исполнения и требует нескольких лет особых тренировок.
Византийское церковное пение, которое так и не прижилось в русской православной церкви, всё же внесло свой вклад в развитие этого особого вида песнопений. Русские священники просто немного подправили те каноны Византийской церкви, которые им казались чересчур сложными и непонятными, и на свет появилось новое церковное пение, которое внесло новый аспект и какую – то новизну во всеобщее прославление Господа.