icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јнастаси€ —амохина
ќбучение

„то такое кондак?

  • 4937
  • 0

„то такое кондак?

 
 ондак Ц это особый жанр церковной византийской гимнографии. ќсновоположником этого жанра €вл€етс€ –оман —ладкопевец. ¬ недавнем прошлом ѕравославна€ ÷ерковь причислила этого человека, который жил в п€том Ц шестом веках, к лику св€тых. ¬едь даже в современных ѕравославных церкв€х до сих пор исполн€ютс€ написанные им песнопени€, такие, как Ђƒуше́ мо€, душе́ мо€, восстаниї или Ђƒева днесь ѕресущественнаго –аждаетї. “ак чем же отличаетс€ кондак от всех других церковных песен?

–оман —ладкопевец никакими особыми талантами никогда не отличалс€. ¬ молодости он был крещЄн, и после этого событи€ прибыл в  онстантинополь, где поступил служить монахом в одну из местных церквей. ќднажды ночью во сне –оману приснилась Ѕогородица, котора€ принесла с собой свитки. ¬о сне молодой монах проглотил эти записи, а наутро проснулс€ полный вдохновени€ и новых идей. ¬от так и по€вилс€ этот новый в православии стиль песнопений. ≈го гимны отличаютс€ вдохновением, одушевлением, они пронизаны чувствами и написаны возвышенным €зыком.

ƒревние кондаки Ц это многострофные поэмы. ќдно такое произведение могло содержать около двадцати Ц тридцати строф. ѕерва€ строфа Ц всегда вступление, последн€€ Ц назидание. —мысл кондака заключалс€ в поминании какого Ц либо св€того, или он пелс€ в честь церковного праздника. »менно дл€ этих целей и была придумана специальна€ книга дл€ записи этой гимнографии. », конечно же, нотна€ система знаков. ¬сЄ это объедин€лось в один переплЄт и называлось кондакарь.

” кондака свой особый стиль стихосложени€, который основывалс€ на изосиллабизме. »зосиллобизм или по-другому силлабическое стихотворение (равный слог, а именно так переводитс€ это слово с греческого €зыка) Ц это особый стиль стихотворного произведени€, в котором всЄ стихотворение делитс€ на ритмические единицы. Ёти ритмические единицы об€зательно должны быть равны между собой по числу слогов. ј вот число ударений и место расположени€ ударений особой роли и не играло.

ќднако кондак, как жанр церковного песнопени€ просуществовал довольно недолго. ”же в восьмом веке его практически вытеснил канон, который используетс€ церковью и до сих пор. ј кондак теперь Ц это очень редкое €вление. „аще всего эго поют при отпевании св€щенника или архиере€.

ƒо наших дней сохранилось всего п€ть кондакарей. —амый древний из них был составлен в двенадцатом веке, самый Ђмолодойї - в начале тринадцатого. Ѕольше ни каких сборников не было найдено. »менно это и натолкнуло учЄных на мысль, что кондакарь, несмотр€ на свою довольно большую попул€рность так и не смог прижитьс€ в православной церкви. ћногие св€щенники считали, что этот стиль очень сложен дл€ исполнени€ и требует нескольких лет особых тренировок.

¬изантийское церковное пение, которое так и не прижилось в русской православной церкви, всЄ же внесло свой вклад в развитие этого особого вида песнопений. –усские св€щенники просто немного подправили те каноны ¬изантийской церкви, которые им казались чересчур сложными и непон€тными, и на свет по€вилось новое церковное пение, которое внесло новый аспект и какую Ц то новизну во всеобщее прославление √оспода.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+