icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Что такое клонирование?

  • 3739
  • 2

Что такое клонирование?

К
Клонирование – одна из самых животрепещущих тем современности. О нём пишут книги, снимают фильмы (иной раз настолько фантастические, что слово «научно-» становится излишним), его обсуждают на форумах и в социальных сетях… так что же это?

Прежде всего, это вариант размножения.

Во всём разнообразии живых организмов мы находим два вида размножения: бесполое и половое. При бесполом размножающаяся особь оказывается полностью «на самообслуживании», и всё, что она может – это скопировать себя, если и будут какие-то изменения – то только в силу случайных мутаций, которых может и не быть. Именно такое размножение называется клонированием. Так размножаются бактерии, простейшие, в ряде случаев – растения (это ещё называют вегетативным размножением). Встречается такое явление даже у довольно сложных организмов – например, у малого огненного муравья (у этого вида есть разделение на самок и самцов, но они могут размножаться независимо друг от друга).

При половом же размножении (к которому прибегают даже животные-гермафродиты) требуется участие двух особей, каждая из которых приносит свой генетический набор – и его составляющие перетасовываются, как карты в колоде, в результате получается новое существо, в чём-то похожее на своих родителей, но и отличающееся от них. Разумеется, эволюционный потенциал при таком способе размножении выше – так что будущее оказалось именно за ним, на высших ступенях эволюции бесполого размножения нет.

Но вот – человек захотел, потратив уйму сил и средств, задействовав колоссальный научный потенциал – вернуться к размножению бесполому! Сделать это с организмами, которые в принципе к такому не способны, не имеют соответствующих биологических механизмов, можно только искусственно: берётся соматическая (т.е. неполовая клетка) исходной особи и соединяется с половой клеткой другой… да, без этого всё равно нельзя, но генетический материал половой клетки предварительно удаляется. Получается зародыш, который имплантируется в матку суррогатной матери, она его вынашивает и рожает – как обычного детёныша. Именно так в 1996 г. шотландские исследователи Я.Вилмут и К.Кэмпелл создали саму знаменитую овцу в истории человечества по кличке Долли…

Эту овечку часто называют первым успешным опытом клонирования. Это не совсем так: ещё в 1962 г. английский учёный Дж.Гордон клонировал лягушек. Долли непосредственно предшествовала другая овечка – Меган, но для её создания использовались эмбриональные клетки. Но среди теплокровных животных, клонированных из соматической клетки (а именно – из клетки вымени) Долли действительно была первой. И ещё один важный момент: генетическая мать Долли на момент клонирования была мертва – использовалась замороженная ткань.

После такого успешного эксперимента клонировали корову, козла, кошек, кролика, собак, быка, оленя, мула, хорька, верблюда, козу, койота. То и дело появляются сообщения о клонировании человека, но подтверждений тому нет – так что подобные сообщения следует оставить на совести журналистов.

И всё-таки – для чего? Зачем потребовался человеку механизм, который забраковала эволюция?

Как ни парадоксально, иногда человеку нужны именно точные генетические копии. Представьте себе корову, дающую особенно много молока – разумеется, животноводам хотелось бы, чтоб её потомство унаследовало этот признак, но при обычном для коров половом размножении это будет «лотерея», а при клонировании – гарантированный «выигрыш».

Трансплантация органов – единственная надежда для многих больных, но ведь для этого нужен донор, да ещё подходящий по многим параметрам – когда ещё такой найдётся (представляете, как чувствует себя человек, вынужденный ждать чье-то смерти!), да ещё нужно согласие родственников (или самого донора, выраженное в завещании) – многие больные умирают, не дождавшись, а те, кто всё же дождался, всю жизнь вынуждены принимать лекарства, подавляющие иммунную реакцию: ведь как ни подбирай донорский орган – всё равно он будет для организма реципиента «чужим», всё равно иммунная система «пойдёт войной» на него. А вот с клонированным органом таких проблем не будет – ведь по всем «опознавательным признакам» он будет для организма «своим». Да и ждать не нужно – его вырастят из собственной клетки пациента. Надо ли говорить, что при этом не возникнет ни этических, ни юридических затруднений.

Ещё одна область применения клонирования, с которой связывается немало надежд – это воссоздание вымерших видов, генетический материал которых сохранился. Правда, успех тут будет относительным: клонировать мамонта, замороженного в многолетней мерзлоте, может, и получится, а вот полноценно воссоздать вид уже невозможно: природа стала другой, мамонты «не впишутся» ни в одно экологическое сообщество… впрочем, посмотреть на мамонта в зоопарке – тоже неплохо!

Ну а что же с клонированием «целого» человека – возможно ли оно?

Теоретически – возможно. Законодательно – в некоторых странах (Франции, Германии, Японии) такие опыты уже запретили. Но главный вопрос – для чего?

С научной точки зрения это, безусловно, было бы интересно – но большую часть вопросов биологии и генетики можно было бы исследовать путём клонирования наиболее близкого к нам животного – шимпанзе. Психологическая сторона вопроса давно и успешно изучается на примере естественных клонов – однояйцевых близнецов, которые, вопреки распространённому заблуждению, не являются абсолютными копиями друг друга – у них разные отпечатки пальцев, родинки в разных местах, отличается ветвление кровеносных сосудов и т.д. То же самое относится и к искусственным клонам. А психика… всякий, кто знаком с близнецами, знает, как могу различаться по характеру эти люди, даже воспитываясь в одной семье, в одних условиях – а условия воспитания клонированного человека будут совсем другими, воссоздать полностью условия, в которых рос родитель (или брат-близнец? Как правильно назвать такое родство?), нельзя при всём желании – и это надо понять тем, кто возлагает надежды на клонирование великих людей прошлого. Клонированный Ленин не организует новую революцию – потому что это будет совсем другой человек!

Нереальность создания «идеальной армии» путём клонирования в сжатые сроки ясна в свете того, что мы говорили о технологии клонирования: где взять суррогатных матерей на всех этих «идеальных солдат»? Да и растить, воспитывать и учить их придётся так же, как обычных людей – к чему «огород городить»?

И уж совсем смешно ожидать, что клон умершего профессора как ни в чём ни бывало придёт в лабораторию и продолжит прерванную научную работу, или клон фараона поведает что-нибудь о делах в Древнем Египте – жизненный опыт содержится не в отдельных клетках, а в связях меду нейронами, при клонировании его никак нельзя передать.

И самое страшное – клонирование редко проходит идеально: любой «сбой» – и вот перед нами неполноценная особь. Но что делать с неполноценным телёнком или ягнёнком – вряд ли следует объяснять, а человек… разве мало у нас инвалидов от рождения, чтобы умножать их количество ещё и таким путём?

Другой подводный камень клонирования – это возраст исходных клеток… да, клетки имеют возраст, определяемый длиной теломер – концевых участков хромосом, который не кодируют синтез белков, но укорачиваются при каждом делении, как бы «отсчитывая время»: кончились теломеры – клетка перестаёт делиться и погибает. Так вот, у клона длина теломер будет соответствовать их длине у родительского организма (проще говоря, клонируйте 80-летнего старика – и новорождённый клон протянет не дольше, чем протянул бы этот старик «за вычетом» старческих болезней). Многие учёные полагают, что именно поэтому Долли прожила только 6 лет – в то время как обычно овцы живут по 10 лет, а то и 12.

Словом, клонирование пока остаётся интересной темой научного исследования, говорить о широком практическом применении пока рано. И как всегда в науке – вопросов больше, чем ответов.

mas
Марк Блау

Клонирование, конечно, сложный вопрос, требующий осторожного подхода. Но главное - ни в коем случае нельзя запрещать исследования в этой области. Иначе, мы можем не узнать, что "не так страшен черт, как его малюют"

deb
Наталья Реутова

полностью поддерживаю высказывание Марка. Елене большой плюс! +++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+