Вообще, Тьюринг составлял свой тест для того, чтобы определить, «может ли машина мыслить как человек». А сейчас он направлен на то, чтобы проверить, способен ли компьютер имитировать человеческий интеллект. Увы, за 60 с лишним лет (с 1950 года) его не прошла ни одна вычислительная машина – считается, что достаточно «мощные» устройства будут изготовлены только к 2020 году.
У этого теста существует много вариаций, в том числе «мета-тест», «тест на бессмертие» и вышеупомянутый «обратный тест Тьюринга». Если в оригинальном варианте человек должен определить, с кем он общается – с другим человеком или же с вычислительной машиной, то в «обратном тесте» их поменяли местами.
При вводе капчи уже машина пытается распознать, кем является пользователь – человеком или его собратом-компьютером. Для этого ему необходимо выполнить какое-нибудь задание, несложное для человека, но практически невыполнимое для электронной системы. Как правило, все они сводятся к хорошо знакомому нам «введите символы, изображенные на картинке», «сосчитайте кошек» или какому-нибудь несложному, но каверзному вопросу, связанному с психологией или менталитетом. Ввод символов, кстати, используется чаще всего. При этом в изображение обязательно добавляют цветные полоски, «шумы», а буквы, как правило, изгибают, сплющивают или растягивают, отделяют друг от друга, делают полупрозрачными или «прыгающими» по строке. Такая капча нередко дублируется аудио-версией – для слепых или слабовидящих.
Капча используется для того, чтобы предотвратить автоматическую регистрацию, рассылку спама (рекламы), скачивание файлов с файлообменников и другие манипуляции специальными программами – ботами. Она может быть «сильной» и «слабой». Первая с легкостью вводится человеком, но почти не распознается компьютером (как, в принципе, и было задумано). Вторая же успешно преодолевается ботами. Более того, иногда она может вызвать определенные затруднения у человека (например, если картинка сильно размыта или неконтрастна)… впрочем, и «сильная» капча может поставить добросовестного пользователя в тупик.
Несмотря на почти повсеместное внедрение капчи, вебмастеры не желают отказывать от дешевой рекламы и изобретают все новые и новые способы преодоления этой защиты.
Например, это:
1. Простое угадывание. Применяется для капчи с небольшим количеством вариантов ответа (меньше тысячи)– бот присылает их в случайном порядке, авось да какие-нибудь из них окажутся правильными. Поэтому картинки, меняющиеся после каждого неправильного ответа, куда более надежны, чем те, которые остаются стабильными.
2. Сбор базы данных . Если на сайте используется нетрадиционная капча, вроде простых вопросов или все тех же картинок с кошками, робот пытается составить базу данных. В крайнем случае защиту проходит создатель бота, который потом и «вбивает» в программу правильные ответы.
3. Использование программ для распознавания текста. Веб-мастер «подключает» к боту специальную программу (к примеру, FineReader), что позволяет справиться с некоторыми несложными картинками.
4. Использование человеческих ресурсов. Распознать капчу в автоматическом режиме довольно сложно, но отобразить ее в отдельном окне и показать на другом сайте не составит труда. А дальше картинки распознаются пользователями разных сайтов: например, сервис Captcha Exchange Server «работает» по принципу взаимопомощи – один пользователь разгадывает картинки в свободное время, зарабатывает баллы, а потом его капчу распознает кто-то другой. А сайт Kolotibablo вообще заполняет капчу по тарифу «1 доллар за 1000 картинок». К слову сказать, там можно зарегистрироваться в качестве «рабочего» и набивать капчу самолично – 1000 вбитых картинок оценивается в 40 центов. Занятие это тяжелое и неблагодарное, но желающие заработать таким образом пока не переводятся. Увы, добросовестным администраторам сайтов невозможно противостоять таким сервисам - единственный плюс заключается в том, что большинство любителей рассылать спам пока что предпочитают использовать ботов.
В общем, капча, постоянно встречающаяся на просторах Интернета, полезна и важна. Вбивая символы с картинок, мы должны не поминать администраторов сайта недобрым словом, а помнить, что они берегут наш покой от рекламы и роботов.