Много денег тратится на свадебный пир. Столы накрывают богатые, на них выставляют множество разных блюд, сладости, фрукты, орешки Застолье обычно бывает многолюдным и многодневным. Гуляют два дня, а то и всю неделю.
К числу предстоящих обязательных трат относится и выкуп – калым. Это слово тюркского происхождения, дословно оно переводится как «остаток». А по сути это выкуп родителям невесты. Стороны по-восточному долго, не торопясь, договариваются о том, из чего будет состоять калым. Он может включать в себя только деньги, о сумме тоже договариваются. Как вариант рассмотрят предложение о замене части калыма на какое-либо имущество.
По закону шариата, весь калым должен идти невесте, то есть в молодую семью. Но не зря это слово обозначает «остаток». Часть средств родители оставляют себе. Это и понятно: растили дочь, холили и лелеяли. Что же теперь такое сокровище просто так в чужую семью отдавать? И если о компенсации морального ущерба речь не идет, то материальные потери придется возместить. А никто и не возражает, все платят.
А если нет денег или родители невесты чересчур требовательны, и сумма калыма превышает возможности жениха, то выход только один – украсть невесту. Парень и девушка договариваются, в назначенный час она как бы невзначай оказывается в нужном месте.
Паника, все ищут пропавшую невесту. Женщины заливаются слезами, мужчины, грозно хмуря брови, сыплют проклятия на голову того, кто посмел совершить это преступление. Через два дня молодые приходят в дом к родителям и падают перед ними на колени, просят прощения за свой недостойный поступок и благословения. Разумеется, их прощают и благословляют – деваться-то некуда.
Иногда родители жениха и невесты сами договариваются о похищении. Двойная выгода: калым платить не надо (денег-то нет) и обычай соблюден. В таком случае родственники всячески помогают молодым: отворачиваются в нужный момент, отпускаю девушку одну.
Самый известный случай похищения невесты – это эпизод из комедии «Кавказская пленница». Шурик, помогая украсть Нину, думает, что он принимает участие в старинном обычае. Тут, конечно немного другая ситуация: калым собирается получить дядя невесты и делиться с племянницей он явно не собирается. К тому же, мнение Нины его ничуть не интересует. Главная задача – получить калым и влиятельного зятя.
Еще один не менее известный эпизод – это похищение Бэлы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин в качестве выкупа за девушку предлагает помощь в краже коня. Казбич владел настоящим сокровищем, его конь был ему верным другом, и Азамат мечтал его получить. Юноша ни секунды не колеблется. Бэла – его сестра, но Карагез так роскошен, что удержаться от выгодного предложения Азамат не может.
В истории с Ниной все закончилось благополучно. Все-таки комедия, и другого финала в ней быть не может. А вот с Бэлой все получилось иначе. Эгоизм Печорина, решившего экспериментальным путем проверить, чем любовь дикарки отличается от любви знатной дамы, и горячее желание молодого горца во что бы то ни стало стать хозяином Карагеза, привели к трагедии. В жизни их тоже случалось немало.
Сегодня обычай платить калым за невесту сохранился в республиках Центральной Азии, в некоторых районах Кавказа и Сибири. Кто-то считает этот обычай устаревшим и не соблюдает его. А для кого-то калым – этот закон предков и шариата. А любое нарушение законно, обычаев и традиций считается грехом.
Калым сегодня – это любые материальные ценности. На первом месте, естественно. Стоят деньги. Но и от квартиры, машины и ювелирных украшений родители невесты не отказываются.
Слово «калым» образовало глаголы «калымить» и «подкалымить», которые употребляются в том случае, когда речь идет о временном заработке. Например, починил соседу в выходные дни забор, заработал немного денег – значит подкалымил.
Подкалымить можно и большую сумму, уехав, например, на сезонную работу за границу. Сбор фруктов, обработка рыбы в путину, строительство каких-либо объектов – все это временный заработок, а значит, может называться калымом.
Получается, что калым в любом варианте употребления этого слова – это та сумма, которую человек получает в сухом остатке, подсчитав все свои издержки. Богатого вам калыма, господа!