icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—андра Ѕойко
ќбучение

„то такое хорошо и что такое плохо?

  • 8756
  • 10

„то такое хорошо и что такое плохо?

„то такое хорошо и что такое плохо...  аждый день, каждый час, каждый миг нам приходитс€ пересматривать эти пон€ти€. ¬ особенности, если р€дом с нами наход€тс€ наши дети. ¬едь именно они порой задают нам такие вопросы, на которые и ответить-то не знаешь что... Ќо мы же взрослые, мудрые и всеведающие. ћы должны знать ответ.

ѕару дней назад возилась с трехлетней дочкой друзей. ќшеломила она мен€ вопросом: "” нас кошечка умерла. Ёто плохо?". » до конца вечера она успела мне задать несколько вопросов, начав отвечать на которые: "ƒашенька...", € запиналась. ќна порывалась от мен€ убежать, когда € еЄ, голую, укутывала в полотенце. » только спрашивала: Ђ–азве это плохо?". ѕыталась стащить испуганного кота со шкафа, наивно вопроша€: ЂЁто же хорошо?". » € не находила, что ей ответить... ѕо большей части потому, что не знала, что ответить себе...

ј и вправду, что такое хорошо и что такое плохо? ѕостулаты ли, догмы ли, личное мнение? —могу ли € ответить на этот простенький вопросец? »так, поехали. ’орошо быть смелым, хорошо быть честным, аккуратным. ѕотому что... это хорошо. Ёто одобр€етс€ общественностью и моралью. «а это не осуд€т, не поругают, напротив - похвал€т. ≈сли все говор€т, что это хорошо, значит, так тому и быть. ¬се не могут ошибатьс€. ƒа и посудите сами - смелым, сильным, добрым быть разве может быть плохо?

–одившись на свет и впитыва€ знани€, мы шаг за шагом узнаем, как делать нельз€, а как - нужно. » годам эдак к двадцати у нас в голове формируетс€ €сный образ хорошего и плохого. —отканный не только нами, он переплетаетс€ со знани€ми, переданными нам учител€ми, смешиваетс€ с опытом, отданном родител€ми, и образует удивительный сплав, которого не сыскать на всем белом свете. ’оть мы и все знаем, что дратьс€ - плохо, а помогать - хорошо, мы можем до ссадин в горле спорить о том, кто прав. ћы читали разные книги - кто-то прочитал всю отцовскую библиотеку и отдал душу ∆юль ¬ерну, кто-то ограничилс€ школьной программой, а кто-то преданный почитатель ƒонцовой. ћы дружили с разными, совершенно непохожими друг на друга детьми - мальчиками, девочками, отличниками и шалопа€ми, хулиганами и умницами. ќбщались о разных вещах - об учебе, о родител€х, о физике, о парн€х.  оллекционировали фишки или дерев€нные кораблики, рукодельничали и ставили рекорды по легкой атлетике.  то-то вспоминает свои детские годы с легкой грустью, а кое-кто с ненавистью.  то-то был беден, а кто-то мог каждый день водить в кино всех друзей.

ћы были очень разными, как и сейчас. », проход€ через всевозможные фильтры, установленные жизнью-баловницей, наша система ценностей "хорошо-плохо" мен€лась и перерождалась. √радуировки стирались и по€вл€лись вновь. “о, что когда-то казалось нам плохим, сейчас мы считаем счастьем. Ётому способствовали как мы сами, так и то, что происходило вокруг. Ќи одна обидка, ни одно доброе дело не проходили бесследно. ¬се они проходили сквозь нас, задева€ весы с чашами "хорошо" и "плохо". ќни сбивались, покачивались, но снова возвращались в прежнее положение. »ногда на чашах была чечевица, а иногда гостем бывал и золотой слиток. ƒальше мы продолжали жить уже с другим, новым наполнением. Ёто мен€ло наши взгл€ды, наше мировоззрение, а впоследствии и нас самих. ј, может, это €вл€етс€ нашим отражением...

¬ любом случае эти весы разные. ћеханизм один и тот же, но они могут быть карманными, размером с кошелек, походными в виде столбика, электронными с повышенной точностью... »ногда они могут врать и ломатьс€, а иногда -подводить нас. "«десь 300 граммов "хорошо"!" - "Ќет уж, поверьте моим электронным весам - всего-навсего 295.". » спорим, ругаемс€, копим обиды.

’от€ пора бы пон€ть, что нет правильного образца, нет идеальной меры. Ќи у кого на свете. ≈сть общеприн€тые, введенные дл€ удобства и скорого понимани€. ѕридуманные человеком мерки, установленные, как идеал. ј самих-то их нет. Ёто иллюзи€, неос€заема€ и незрима€, кажуща€с€ самой что ни на есть реальной, реальнее многих вещей. ћы так к ним привыкли, и, сталкива€сь с тем, что мерки тесноваты, впадаем в ступор, не зна€, что делать дальше.

Ќе бывает однозначности.  ому-то хорошо, а кому-то плохо от одного и того же поступка. –ешение в том, чтобы суметь не изменить своим ценност€м и в то же врем€ быть настолько гибким, чтобы признать, что наши пон€ти€ устарели или неуместны. „тобы не попахивать мертвечиной, день за днем бубн€ одно и то же. „тобы не расползатьс€ подобострастно перед кумирами, чтобы быть "хорошим человеком". “ак просто и так сложно. Ќе быть ханжой и не клеить этикеток. —амое большое умение, которому предстоит научитьс€ - быть таким, не потому, что "люди скажут, что это хорошо", а по велению сердца. ќно - самый главный советчик и мудрый знахарь. ќно на пару с душой подскажет, что такое хорошо и что такое плохо...


deb
Ќина  узьмина

ѕрисоедин€юсь к јнастасии. “емы актуальные. ѕишете отлично! +

deb
≈лена ’ламова

—андра, ¬ы правы, у каждого человека своЄ хорошо и своЄ плохо. »ногда эти пон€ти€ мен€ютс€ в течение жизни и в конкретной ситуации.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+