icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

„то такое григорианский календарь ?

  • 3111
  • 2

„то такое григорианский календарь ?

√ригорианский календарь Ц как €вствует из его названи€ Ц календарь, введЄнный √ригориемЕ точнее Ц папой римским √ригорием XIII. ѕонтифик этот, надо сказать, был личностью весьма примечательной: в период правлени€ своего предшественника ѕи€ IV выражал неодобрение относительно его слишком суровых приговоров, сам служил мессу три раза в неделю (в эпоху ¬озрождени€ папы делали это лишь в особо торжественных случа€х), создал в –име два учебных заведени€ Ц √ригорианский университет и √ерманскую коллегиюЕ но особенно известен этот папа своей календарной реформой. „то же он сделал, и почему вообще встал вопрос календарной реформе?

Ѕолее шестнадцати веков ≈вропа жила по календарю, разработанному александрийскими астрономами и введЄнному ёлием ÷езарем Ц и потому названному юлианским. Ётот календарь делил год на 365,25 дней.  онечно, нельз€ было отмечать начало года с четверти или середины дней, поэтому считалось, что дней 365, а раз в четыре года добавл€ли ещЄ один день к февралю.  огда начиналс€ годЕ вот в этом были расхождени€. »значально первым мес€цем был март Ц мес€ц, посв€щаемый богу войны ћарсу, затем Ц €нварь, когда вступали в должность консулы. «ападна€ ≈вропа в таком виде и восприн€ла календарь, в ¬изантии год отсчитывали с 1 сент€бр€, восточные слав€не некоторое врем€ после прин€ти€ христианства и юлианского календар€ продолжали считать началом года Ц по своему прежнему обычаю Ц 1 марта. »менно так считали врем€ на –уси до XII в., после чего перешли на 1 сент€бр€Е впрочем, тут можно говорить лишь о преобладании того или иного календарного стил€ Ц они сосуществовали, именно поэтому в разных летопис€х могут указыватьс€ разные даты дл€ разных событий (дл€ одного летописца следующий год уже наступил Ц а дл€ другого ещЄ идЄт предыдущий). “олько при ѕетре первом у нас стали отсчитывать год от 1 €нвар€.

Ќо как ни хорош, как ни удобен был юлианский календарь, был в нЄм подводный камень. ≈сть такое пон€тие Ц тропический год. Ёто врем€, за которое —олнце Ц с точки зрени€ земного наблюдател€ Ц совершает оборот в 360 градусов относительно определЄнной позиции Ц например, от одного дн€ равноденстви€ до другого.   слову, в астрономии именно весеннее равноденствие принимаетс€ за точку отсчЄта (т.н. астрономическа€ весна). “ак вот этот тропический год на 11 минут короче календарного Ц за 128 лет это несовпадение складывалось в один Ђлишнийї день, весеннее равноденствие наступало раньше, чем Ђполагалосьї.

Ќе сразу такое расхождение стало заметным, но из века в век искажени€ складывались Ц и в конечном итоге в XVI в., когда жил √ригорий XIII, дата весеннего равноденстви€ Ђсъехалаї с 21 марта на одиннадцатое. » если вы думаете, что дл€ ÷еркви это не имеет значени€, вы ошибаетесь: ведь весеннее равноденствие учитываетс€ при определении даты ѕасхи и начала ¬еликого поста! —ловом, надо было что-то делать.

» вот √ригорий XIII созвал специальную комиссию по этому вопросу.  омисси€ прин€ла к сведению труд математика Ћуиджи ƒжилио (Ћилиуса Ц в латинском варианте) под названием ЂЌовый план возвращени€ календар€ї. —амого Ћилиуса к тому времени не было в живых, но его брат представил эту книгу папе римскому. „то же предлагал Ћ.ƒжилио?

ѕервое, что следовало сделать Ц это исключить лишние 10 дней. Ќо ведь впоследствии расхождение оп€ть накопитс€! „тобы этого не произошло, предлагалось через каждые 400 лет исключать трое суток. “акже вносилось уточнение относительно високосных лет: завершающий год столети€, если число сотен в его пор€дковом номере не делитс€ на четыре, високосным не считать.

¬от такой исправленный календарь и ввЄл папа римский √ригорий XIII. (его ещЄ называли лилианским, по имени разработчика, но в конце концов утвердилось название григорианский): 1582г. после 4 окт€бр€ сразу наступило 15 окт€бр€. Ќе все современники были этим довольны, многие беспокоились, будут ли теперь птицы знать, когда улетать на юг Ц но в целом календарь прижилс€.

ѕравда, прин€ли его не все страны Ц даже западные. “ак, некоторые кантоны Ўвейцарии, ƒани€, »сланди€, ѕрусси€ перешли на него только в XVII веке, Ўвеци€ и ¬еликобритани€ с еЄ колони€ми Ц в XVIII, япони€ Ц в XIX, Ѕолгари€, “урци€, –умыни€,  итай, ≈гипет Ц в XX.

ƒостаточно долго сопротивл€лась и наша страна Ц очевидно, это было св€зано с католическим Ђпроисхождениемї григорианского календар€. ћежду тем, необходимость календарной реформы становилась всЄ насущнее: ведь расхождение с веками накапливалось! ¬первые вопрос о переходе на григорианский календарь был поставлен в –оссии в 1830г., но министр народного просвещени€  .Ћивен счЄл такую реформу Ђнесвоевременной, недолжной, могущей произвести нежелательные волнени€ и смущени€ умовї, и император с ним согласилс€. ѕереход на григорианский календарь состо€лс€ уже при —оветской власти решением —овнаркома –—‘—–: после 31 €нвар€ 1918 г. наступило 14 феврал€.

ѕравославна€ церковь не прин€ла этой реформы, и дело тут было не только в том, что провела еЄ нова€ власть, сразу объ€вивша€ ÷ерковь врагом. ƒело в том, что –осси€ на тот момент была ещЄ во многом аграрной страной, точнее Ц кресть€нской, а земледельческий календарь был Ђзав€занї на церковный, православные праздники служили ориентирами дл€ кресть€н (ЂЅорис и √леб Ц поспел хлебї и т.п.), обрушить в одночасье эту систему было бы небезопасно. ¬последствии это обсто€тельство стало неактуальным, но вопрос о переходе ÷еркви на григорианский календарь пока не поднимаетс€ Ц собственно, никаких особых неудобств это не создаЄт (кроме, разве что, невозможности Ђзагул€тьї на Ќовый год вместе с далЄкими от веры родственниками и коллегами Ц но это ведь и не об€зательно).

Ќасколько совершенен этот календарь, есть ли необходимость в новых реформах? —обственно, григорианский календарь достаточно точен, никаких кардинальных изменений типа новых принципов расчЄта високосных лет не нужно. ј вот предложени€ по перегруппировке дней в году имеют место: уравн€ть продолжительность мес€цев, ввести такой пор€док, чтобы начало года всегда приходилось на один день недели (не приведи судьба Ц таким днЄм сделают понедельник, вот будет кошмар дл€ суеверных людей: каждый год Ц с понедельника!). Ќо пока эти проекты остаютс€ только проектами Ц никаких конкретных шагов не предвидитс€.


deb
»ван »ванов

»нтересно очень - вот так один помен€л и все со временем это прин€ли, в эпоху точных наук и €дерных технологий можно уже что то более точное создать, но кому это нужно, ведь большинство из нас живут до сих пор в средневековом времени ))) Ћенина до сих пор держим в €щике и не можем похоронить по людски, верим каждый раз в проповеди а не в дела реальных дней, выбираем не по делам а по тому кто больше нам навешает лапши, хороша€ стать€, это нужно знать об€зательно.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+