icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Что такое григорианский календарь ?

  • 2788
  • 2

Что такое григорианский календарь ?

Г
Григорианский календарь – как явствует из его названия – календарь, введённый Григорием… точнее – папой римским Григорием XIII. Понтифик этот, надо сказать, был личностью весьма примечательной: в период правления своего предшественника Пия IV выражал неодобрение относительно его слишком суровых приговоров, сам служил мессу три раза в неделю (в эпоху Возрождения папы делали это лишь в особо торжественных случаях), создал в Риме два учебных заведения – Григорианский университет и Германскую коллегию… но особенно известен этот папа своей календарной реформой. Что же он сделал, и почему вообще встал вопрос календарной реформе?

Более шестнадцати веков Европа жила по календарю, разработанному александрийскими астрономами и введённому Юлием Цезарем – и потому названному юлианским. Этот календарь делил год на 365,25 дней. Конечно, нельзя было отмечать начало года с четверти или середины дней, поэтому считалось, что дней 365, а раз в четыре года добавляли ещё один день к февралю. Когда начинался год… вот в этом были расхождения. Изначально первым месяцем был март – месяц, посвящаемый богу войны Марсу, затем – январь, когда вступали в должность консулы. Западная Европа в таком виде и восприняла календарь, в Византии год отсчитывали с 1 сентября, восточные славяне некоторое время после принятия христианства и юлианского календаря продолжали считать началом года – по своему прежнему обычаю – 1 марта. Именно так считали время на Руси до XII в., после чего перешли на 1 сентября… впрочем, тут можно говорить лишь о преобладании того или иного календарного стиля – они сосуществовали, именно поэтому в разных летописях могут указываться разные даты для разных событий (для одного летописца следующий год уже наступил – а для другого ещё идёт предыдущий). Только при Петре первом у нас стали отсчитывать год от 1 января.

Но как ни хорош, как ни удобен был юлианский календарь, был в нём подводный камень. Есть такое понятие – тропический год. Это время, за которое Солнце – с точки зрения земного наблюдателя – совершает оборот в 360 градусов относительно определённой позиции – например, от одного дня равноденствия до другого. К слову, в астрономии именно весеннее равноденствие принимается за точку отсчёта (т.н. астрономическая весна). Так вот этот тропический год на 11 минут короче календарного – за 128 лет это несовпадение складывалось в один «лишний» день, весеннее равноденствие наступало раньше, чем «полагалось».

Не сразу такое расхождение стало заметным, но из века в век искажения складывались – и в конечном итоге в XVI в., когда жил Григорий XIII, дата весеннего равноденствия «съехала» с 21 марта на одиннадцатое. И если вы думаете, что для Церкви это не имеет значения, вы ошибаетесь: ведь весеннее равноденствие учитывается при определении даты Пасхи и начала Великого поста! Словом, надо было что-то делать.

И вот Григорий XIII созвал специальную комиссию по этому вопросу. Комиссия приняла к сведению труд математика Луиджи Джилио (Лилиуса – в латинском варианте) под названием «Новый план возвращения календаря». Самого Лилиуса к тому времени не было в живых, но его брат представил эту книгу папе римскому. Что же предлагал Л.Джилио?

Первое, что следовало сделать – это исключить лишние 10 дней. Но ведь впоследствии расхождение опять накопится! Чтобы этого не произошло, предлагалось через каждые 400 лет исключать трое суток. Также вносилось уточнение относительно високосных лет: завершающий год столетия, если число сотен в его порядковом номере не делится на четыре, високосным не считать.

Вот такой исправленный календарь и ввёл папа римский Григорий XIII. (его ещё называли лилианским, по имени разработчика, но в конце концов утвердилось название григорианский): 1582г. после 4 октября сразу наступило 15 октября. Не все современники были этим довольны, многие беспокоились, будут ли теперь птицы знать, когда улетать на юг – но в целом календарь прижился.

Правда, приняли его не все страны – даже западные. Так, некоторые кантоны Швейцарии, Дания, Исландия, Пруссия перешли на него только в XVII веке, Швеция и Великобритания с её колониями – в XVIII, Япония – в XIX, Болгария, Турция, Румыния, Китай, Египет – в XX.

Достаточно долго сопротивлялась и наша страна – очевидно, это было связано с католическим «происхождением» григорианского календаря. Между тем, необходимость календарной реформы становилась всё насущнее: ведь расхождение с веками накапливалось! Впервые вопрос о переходе на григорианский календарь был поставлен в России в 1830г., но министр народного просвещения К.Ливен счёл такую реформу «несвоевременной, недолжной, могущей произвести нежелательные волнения и смущения умов», и император с ним согласился. Переход на григорианский календарь состоялся уже при Советской власти решением Совнаркома РСФСР: после 31 января 1918 г. наступило 14 февраля.

Православная церковь не приняла этой реформы, и дело тут было не только в том, что провела её новая власть, сразу объявившая Церковь врагом. Дело в том, что Россия на тот момент была ещё во многом аграрной страной, точнее – крестьянской, а земледельческий календарь был «завязан» на церковный, православные праздники служили ориентирами для крестьян («Борис и Глеб – поспел хлеб» и т.п.), обрушить в одночасье эту систему было бы небезопасно. Впоследствии это обстоятельство стало неактуальным, но вопрос о переходе Церкви на григорианский календарь пока не поднимается – собственно, никаких особых неудобств это не создаёт (кроме, разве что, невозможности «загулять» на Новый год вместе с далёкими от веры родственниками и коллегами – но это ведь и не обязательно).

Насколько совершенен этот календарь, есть ли необходимость в новых реформах? Собственно, григорианский календарь достаточно точен, никаких кардинальных изменений типа новых принципов расчёта високосных лет не нужно. А вот предложения по перегруппировке дней в году имеют место: уравнять продолжительность месяцев, ввести такой порядок, чтобы начало года всегда приходилось на один день недели (не приведи судьба – таким днём сделают понедельник, вот будет кошмар для суеверных людей: каждый год – с понедельника!). Но пока эти проекты остаются только проектами – никаких конкретных шагов не предвидится.

deb
Иван Иванов

Интересно очень - вот так один поменял и все со временем это приняли, в эпоху точных наук и ядерных технологий можно уже что то более точное создать, но кому это нужно, ведь большинство из нас живут до сих пор в средневековом времени ))) Ленина до сих пор держим в ящике и не можем похоронить по людски, верим каждый раз в проповеди а не в дела реальных дней, выбираем не по делам а по тому кто больше нам навешает лапши, хорошая статья, это нужно знать обязательно.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+