icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—емен ÷ыгановский
–абота, карьера, бизнес

‘ранчайзинг - один из способов расширени€ бизнеса

  • 569
  • 7

‘ранчайзинг - один из способов расширени€ бизнеса

Ћ
Ћюблю € новые русские слова, уже прижившиес€ в нашем €зыке. ƒилер, фандрайзер, марчендайзинг и франчайзинг Ц звучит нежной музыкой.

Ц ƒевушка, а кем ¬ы работаете?
Ц я маркетолог!

» на сердце радостно. ѕравильный путь в жизни выбрала девушка.

¬прочем, дл€ русского €зыка это уже не первое испытание. Ќе станем говорить про монголо-татарское иго, которое, говор€т, никаким игом не было, но тюркских слов в словарь живого великорусского €зыка добавило немало. ѕри ѕетре I русский €зык испытал нашествие голландского: ’уе морген, мин херц! ј при ≈лизавете ѕетровне весь образованный класс заговорил по-французски. ћон дьЄ, какой пассаж!

“ак нам ли бо€тьс€? ј кроме того, нам ли сто€ть на месте?

“ем более, что никакого русского эквивалента, например, слову Ђфранчайзингї не подобрать. Ќе было в непростой истории деловой жизни –оссии такого €влени€. Ќе дожила до этого делова€ жизнь.  расным трамваем ее переехало.

»так, что же такое франчайзинг?

Ёто Ц один из способов расширени€ бизнеса, в котором мелкие предпри€ти€ на взаимовыгодной основе сотрудничают с крупными. ћелкие предпри€ти€ при этом сохран€ют самосто€тельность, но получают возможность продавать товар, уже завоевавший рынок. ‘актически они арендуют товарный знак.

 рупные же предпри€ти€ не организуют розничную сеть, управл€ть которой Ц дело затратное. ¬спомните, какой дырой был советский общепит или бытовое обслуживание. ¬место содержани€ громоздкого управленческого аппарата организуетс€ сеть обучени€ мелких предпринимателей стандартам работы и торговли, прин€тым у гигантов бизнеса, а также контроль за соблюдением этих стандартов.

ѕодобный способ развити€ бизнеса называетс€ франшизой (от французского слова Ђfranchiseї, означающего Ђльгота, привилеги€ї). “а сторона, котора€ предоставл€ет в пользование свою торговую марку (крупный бизнес), называетс€ франчайзером. “а сторона, котора€ арендует торговую марку (мелкий бизнес) называетс€ франчайзи. ‘ранчайзи платит франчайзеру за использование товарного знака. «а право входа в более крупную систему платитс€ также начальный взнос. »ногда плата за франшизу происходит в натуральном виде. ‘ранчайзи покупает у франчайзера определЄнное количество производимого товара или пользуетс€ работами и услугами Ђстаршего товарищаї.

ѕримером самой известной и, веро€тно, самой успешной франшизы €вл€етс€ Ђћак-ƒональдсї. ¬ 1945 году –эй  рок, продававший по всей  алифорнии миксеры дл€ молочных коктейлей, а потому видевший море вс€ческих придорожных ресторанчиков и забегаловок, обнаружил, что один из ресторанчиков быстрого питани€ в городке —ан-Ѕернандино, принадлежавший брать€м ћак-ƒональд, очень попул€рен. –. рок увидел здесь большие возможности и предложил владельцам продать ему лицензию на право организации подобных ресторанов. Ёто был первый франчайзинг бизнес-формата, при котором вместе с торговой маркой франчайзи получал и всю систему ведени€ бизнеса. Ђћак-ƒональдсї работает по этой системе до сих пор. ¬сем туристам известно: в любой столице мира, если видишь Ђћак-ƒональдсї, ты можешь получить здесь не только жаренную котлету в булочке, но также и воспользоватьс€ бесплатным туалетом. Ќичего не поделаешь, входит в стандарт обслуживани€.

Ёкономисты тоже воспользовались тем, что Ђћак-ƒональдсї распростран€ет по всему миру единый стандарт обслуживани€ и, следовательно, единый продукт. ќни ввели так называемый Ђиндекс ћак-ƒональдсаї: стоимость гамбургера в местной валюте показывает реальное соотношение между этой валютой и долларом.

 стати, о Ђћак-ƒональдсеї в –оссии. “е Ђпатриотыї, кто отказываетс€ ходить в эти рестораны быстрого питани€, жела€ тем самым Ђнаказатьї јмерику, Ђнаказываютї граждан своей страны. јмериканцам деньги уже заплачены. ¬ российском же Ђћак-ƒональдсеї работают местные жители и продают американское блюдо, изготовленное по американским стандартам, но из местных продуктов. Ѕутерброды из јмерики в –оссию вести накладно.

ѕо франшизе выгодно расшир€ть сети общественного питани€, но не только. ѕохоже, что первой франшизой была иде€ »саака «ингера. — 1851 года основанна€ им фирма ЂSinger Sewing machine companyї начала оформл€ть договоры с более мелкими фирмами. ѕо договорам эти фирмы получали исключительное право на продажу швейных машинок и их ремонт в пределах определенной территории. ¬ местный магазин ƒжона —мита шли затем, чтобы купить швейную машинку «ингера. ¬ыигрывали оба.

¬опрос на засыпку. ƒовольно часто бизнес сравнивают с военными действи€ми. — кем в таком случае можно сравнить франчайзи?  онечно, с коллаборационистами, которые сотрудничают с захватчиками на оккупированной территории.

Ќу, и другой интересный вопрос по теме. ћожно ли комсомол назвать франчайзи  ѕ—— по распространению коммунистических идей среди советской молодежи?


spe
Ћариса ѕопруга

"ћакдональдс" - действительно удачный проект. Ѕыва€ в командировках, если мне нужно быстро перекусить и поблизости есть ћакдональдс, € иду туда, потому что точно знаю, что € там могу получить и по какой цене.

top
Halida Rojkova

‘ранчайзинг завоевывает рынки мира. Ќедавно видела таблицу с указанием сетевых магазинов. ќказалось, что почти все крупные магазины –оссии принадлежат Ќидерландам. —реди них - "ѕерекресток", "ѕ€терочка", "ћагнит", "”ниверсал" и т.д. и т.п.

mas
ћарк Ѕлау

¬есело написано! » все по делу. ћое восхищение!

spe
ёли€ ƒворникова

- —емЄн! ј кем ¬ы работаете?
- я прекрасный автор, а по совместительству - строитель!

» на сердце радостно. ѕравильный путь в жизни выбрал —емЄн!

pro
“амара ћеркулова

Ѕольшинство международных сетей по реализации продуктов работают по принципу франчайзинга. » сети быстрого питани€ (KFC, Subway) тоже.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+