– Девушка, а кем Вы работаете?
– Я маркетолог!
И на сердце радостно. Правильный путь в жизни выбрала девушка.
Впрочем, для русского языка это уже не первое испытание. Не станем говорить про монголо-татарское иго, которое, говорят, никаким игом не было, но тюркских слов в словарь живого великорусского языка добавило немало. При Петре I русский язык испытал нашествие голландского: Хуе морген, мин херц! А при Елизавете Петровне весь образованный класс заговорил по-французски. Мон дьё, какой пассаж!
Так нам ли бояться? А кроме того, нам ли стоять на месте?
Тем более, что никакого русского эквивалента, например, слову «франчайзинг» не подобрать. Не было в непростой истории деловой жизни России такого явления. Не дожила до этого деловая жизнь. Красным трамваем ее переехало.
Итак, что же такое франчайзинг?
Это – один из способов расширения бизнеса, в котором мелкие предприятия на взаимовыгодной основе сотрудничают с крупными. Мелкие предприятия при этом сохраняют самостоятельность, но получают возможность продавать товар, уже завоевавший рынок. Фактически они арендуют товарный знак.
Крупные же предприятия не организуют розничную сеть, управлять которой – дело затратное. Вспомните, какой дырой был советский общепит или бытовое обслуживание. Вместо содержания громоздкого управленческого аппарата организуется сеть обучения мелких предпринимателей стандартам работы и торговли, принятым у гигантов бизнеса, а также контроль за соблюдением этих стандартов.
Подобный способ развития бизнеса называется франшизой (от французского слова «franchise», означающего «льгота, привилегия»). Та сторона, которая предоставляет в пользование свою торговую марку (крупный бизнес), называется франчайзером. Та сторона, которая арендует торговую марку (мелкий бизнес) называется франчайзи. Франчайзи платит франчайзеру за использование товарного знака. За право входа в более крупную систему платится также начальный взнос. Иногда плата за франшизу происходит в натуральном виде. Франчайзи покупает у франчайзера определённое количество производимого товара или пользуется работами и услугами «старшего товарища».
Примером самой известной и, вероятно, самой успешной франшизы является «Мак-Дональдс». В 1945 году Рэй Крок, продававший по всей Калифорнии миксеры для молочных коктейлей, а потому видевший море всяческих придорожных ресторанчиков и забегаловок, обнаружил, что один из ресторанчиков быстрого питания в городке Сан-Бернандино, принадлежавший братьям Мак-Дональд, очень популярен. Р.Крок увидел здесь большие возможности и предложил владельцам продать ему лицензию на право организации подобных ресторанов. Это был первый франчайзинг бизнес-формата, при котором вместе с торговой маркой франчайзи получал и всю систему ведения бизнеса. «Мак-Дональдс» работает по этой системе до сих пор. Всем туристам известно: в любой столице мира, если видишь «Мак-Дональдс», ты можешь получить здесь не только жаренную котлету в булочке, но также и воспользоваться бесплатным туалетом. Ничего не поделаешь, входит в стандарт обслуживания.
Экономисты тоже воспользовались тем, что «Мак-Дональдс» распространяет по всему миру единый стандарт обслуживания и, следовательно, единый продукт. Они ввели так называемый «индекс Мак-Дональдса»: стоимость гамбургера в местной валюте показывает реальное соотношение между этой валютой и долларом.
Кстати, о «Мак-Дональдсе» в России. Те «патриоты», кто отказывается ходить в эти рестораны быстрого питания, желая тем самым «наказать» Америку, «наказывают» граждан своей страны. Американцам деньги уже заплачены. В российском же «Мак-Дональдсе» работают местные жители и продают американское блюдо, изготовленное по американским стандартам, но из местных продуктов. Бутерброды из Америки в Россию вести накладно.
По франшизе выгодно расширять сети общественного питания, но не только. Похоже, что первой франшизой была идея Исаака Зингера. С 1851 года основанная им фирма «Singer Sewing machine company» начала оформлять договоры с более мелкими фирмами. По договорам эти фирмы получали исключительное право на продажу швейных машинок и их ремонт в пределах определенной территории. В местный магазин Джона Смита шли затем, чтобы купить швейную машинку Зингера. Выигрывали оба.
Вопрос на засыпку. Довольно часто бизнес сравнивают с военными действиями. С кем в таком случае можно сравнить франчайзи? Конечно, с коллаборационистами, которые сотрудничают с захватчиками на оккупированной территории.
Ну, и другой интересный вопрос по теме. Можно ли комсомол назвать франчайзи КПСС по распространению коммунистических идей среди советской молодежи?