Появление фракталов связывают с именем Бенуа Мандельброта, который в 1984 г. разработал новое понятие и вышел, таким образом, за рамки галилеевского представления о том, что язык Вселенной – математика, а ее буквы - треугольники, окружности и другие геометрические фигуры. «Облака - это не сферы, горы - это не конусы, линии берега - это не окружности, и кора не является гладкой, и молния не распространяется по прямой... Природа демонстрирует нам не просто более высокую степень, а совсем другой уровень сложности. Число различных масштабов длин в структурах всегда бесконечно» (Бенуа Мандельброт).
Математическое понятие фрактала выделяет объекты, обладающие структурами различных масштабов как больших, так и малых, таким образом, отражается иерархический принцип организации. Фрактальные объекты самоподобны, т.е. их вид не претерпевает существенных изменений при разглядывании их в микроскоп с различным увеличением.
Подобные структуры порождаются процессами с обратной связью, которые могут быть описаны с помощью рекурсивной функции. При этом действует требование нелинейной зависимости между результатом и начальным значением. Примерами таких объектов являются множества Жюлиа и Мандельброта. Их изображения лежат в основе многих фрактальных рисунков. Привлечение компьютера в данном случае расширяет возможности самовыражения как художника, так и тех, кто будет пользоваться его произведением, за счет удачного соотношения комплексного параметра с, определяющего форму изображения, разнообразия цветовой гаммы, масштаба изображения и т.д.
Возможности применения фрактальных изображений весьма разнообразны. Обратимся к дизайну одежды и дизайну мест развлечения молодежи. Немаловажным фактором распространения на Западе одежды с фрактальной геометрией является ее неповторимость и всевозможные цветовые гаммы каждого рисунка. У нас в России мало распространено подобное. Такие вещи трудно найти в магазинах и на рынке. Выход, конечно, есть: существуют рекламные агентства, где предоставленный на электронном носителе рисунок перенесут на одежду (майки, рубашки, костюмы и куртки и т.д.) Таким образом, достаточно дома с помощью компьютера создать свой неповторимый фрактал, который позволит подчеркнуть индивидуальность.
Подобная ситуация наблюдается и в ночных клубах, и в местах отдыха молодежи. В основном они представляют собой непонятный симбиоз из попсовой культуры и стереотипов, что уже многим порядком надоело. На этой почве возникает культура нового - Psycho-delica. Оформлением в подобных местах служат разнообразные не реальные композиции из современных светящихся материалов, также в дизайн входят «полотна» с изображением фрактальной графики. Тем самым, в ультрафиолетовом освещении, что придает особый объем рисункам, достигается необычная атмосфера другого мира.
Еще один вид проведения молодежных тусовок это так называемый Open air (с англ. - открытый воздух). Open air проводится на открытом воздухе, где-нибудь за городом. И там мы вновь сталкиваемся с фрактальной графикой. Разрисованную ткань специальными красками, светящимися в ультрафиолете, развешивают между деревьями и перед сценами, а также вокруг танцполов. Тем самым, с наступлением темноты, окружающая местность вокруг преображается, переливаясь красками и причудливо неповторимыми формами фракталов.
Стоит упомянуть тот факт, что такая форма развлечения и отдыха распространена скорее в Зарубежных странах (Индия, Япония, Скандинавские страны, Германия, США, Канада и т.д.), в то время как в России такие мероприятия не пользуются особой популярностью. На мой взгляд, это обусловлено двумя факторами: во-первых, неготовностью принять что-то принципиально новое из-за сложившихся стереотипов, и, во-вторых, отсутствием информации об этой культуре. Придерживаясь мнения Бенуа Мандельброта: «В своей работе я старался объединять истину и красоту, а когда мне приходилось выбирать между ними, я обычно выбирал красоту», предлагаю всем посетить это необычный мир фрактальной графики.