icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Работа, карьера, бизнес

Что такое Федеральная антимонопольная служба и чем она занимается?

  • 13393
  • 1

Что такое Федеральная антимонопольная служба и чем она занимается?

Ф
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представляет собой один из федеральных органов исполнительной власти. Как явствует из названия данного органа, основная его задача – следить за тем, чтобы в стране надлежащим образом исполнялось антимонопольное законодательство, по-другому называемое конкурентным правом. Такие законодательные нормы ограничивают свободу предпринимательской деятельности в том, что касается раздела рынков и механизмов поддержания цен, защищая тем самым интересы потребителей.

Другие направления деятельности антимонопольной службы – контроль соблюдения законов, касающихся рекламы, осуществления иностранных инвестиций в тех областях, которые имеют ключевое значение для обороноспособности страны, контроль закупки товаров и услуг для муниципальных нужд.

Первый государственный орган такого рода был создан в нашей стране сравнительно давно – в 1990 году. Он получил наименование «Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур». Позднее комитет был преобразован в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Данное министерство было ликвидировано в марте 2004 года, на смену ему и пришла Федеральная антимонопольная служба в ее современном виде.

Антимонопольная служба нужна для того, чтобы предприятия могли существовать в условиях честной, цивилизованной конкуренции, чтобы не было неоправданно высоких или наоборот – заниженных цен, чтобы «акулы бизнеса» не вступали с представителями власти в преступный сговор, да и власти не должны диктовать корыстные условия бизнесу.

Упомянутое министерство, хронологически предшествовавшее антимонопольной службе, занималось еще и защитой прав потребителей. У ФАС в ее нынешнем виде такой функции нет, но не следует думать, что по этой причине оно не имеет никакой связи с жизнью рядовых граждан. Что больше всего страшит потребителя? Конечно же, повышение цен! Бывают ситуации, когда оно неизбежно, но необоснованных повышений можно и нужно избежать, и антимонопольная служба пресекает подобные действия.

Именно этот орган совместно с Центробанком разработал требования к банкам по раскрытию информации для тех, кто берет кредит. Теперь уже нельзя составить кредитный договор так, чтобы человек, не имеющий специального экономического образования (а люди, которые приходят в тот или иной банк взять кредит, как правило, его не имеют) не мог в нем разобраться, а в результате – выплатил потом по кредиту больше, чем предполагал.

Контролирование Федеральной антимонопольной службой размещения государственного и муниципального заказов позволяет ежегодно экономить не одну сотню миллиардов рублей из бюджетных средств, что, несомненно, тоже отражается на благосостоянии граждан – ведь деньги, сэкономленные, например, на закупке льготных лекарств, можно обратить на другие социальные нужды.

И это лишь некоторые примеры практической деятельности Федеральной антимонопольной службы.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+