icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Что такое ересь?

  • 3724
  • 2

Что такое ересь?

Е
«Ересь какая-то!» – так мы нередко говорим о чём-то абсурдном и бессмысленном. Между тем, с точки зрения человека верующего это вполне конкретный термин.

Само слово «ересь» происходит из греческого языка, в котором означает «мнение», «направление». В эпоху зарождения христианства ересями назывались религиозно-философские направления – например, фарисеи и саддукеи, да и самих первых христиан именовали «назорейской ересью». Именовались ересями и расхождения во мнениях внутри христианской веры. Когда мы читаем в Послании апостола Павла к коринфянам «…надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные», следует понимать, что в оригинале употреблено именно слово «ереси» (переводимое как «разномыслия») – как видим, никакого негативного смысла в это слово пока не вкладывается.

Но ведь разномыслие бывает разным! Незначительное разномыслие действительно помогает открывать новые грани в вероучении – но ведь можно зайти так далеко, что от учения Христа не останется камня на камне! По сути дела, такому «свободномыслящему» человеку Христос уже и не нужен – а мы ведь верим, что без Него спасение невозможно… и потому уже в ту эпоху другой апостол – Пётр – говорит о «пагубных ересях».

Возникновение ересей – искажений догматов христианского учения – в первые века христианской эпохи было неизбежно: ведь первые христиане – это либо бывшие иудеи, либо бывшие язычники, к христианской вере они приходили с определённым сложившимся мировоззрением, которое не могло вот так сразу взять и измениться, и когда на христианское вероучение смотрели «через призму» иудейских воззрений, античной или восточной философии, оно могло принимать весьма причудливые очертания. Так возникло, например, манихейство – на пересечении христианства с зороастризмом и буддизмом. Основатель его – перс Мани (216-273) даже не считал Иисуса Христа Богом – он рассматривал его как одного из «апостолов Бога Света» наряду с Заратуштрой, Буддой и… самим собой (в каком отношении с христианскими добродетелями находится подобная «скромность» – вряд ли следует уточнять). Учение его сводилось примерно к следующему: есть Свет, ассоциируемый с небом (лёгким и чистым» – и есть Тьма, ассоциируемая с землёй (тяжёлой и «грязной»); изначально они существовали раздельно, затем равновесие нарушилось, между ними началась борьба, в которой ни одна из сторон не может победить – нов конечном итоге Свет одолеет Тьму. Свет и Тьма у Мани предстают не только как безликие элементы Бытия – существуют «Отец Света» и «Царь Тьмы».

Иной раз причиной возникновения ересей становилась сложность для человеческого понимания некоторых основ веры (что само по себе свидетельствует о её неземном происхождении: в том, что выдумано человеком, человек разберётся без труда) – прежде всего это касается Святой Троицы. Понятно, что это непостижимо для человеческого разума, что в это надо верить, но легко сказать – верить! Природа человеческой психики такова, что человек везде ищет закономерностей, классификаций и т.п. – словом, чего-то постижимого разумом, вот и Святую Троицу некоторые раннехристианские богословы пытались «разложить по полочкам», установить в ней какую-то иерархию – как, например, Арий – александрийский священник, живший в IV веке. Он не считал Иисуса Христа – Бога-Сына – равным и единосущным Отцу, более того – с точки зрения Ария Иисус Христос сотворён Богом-Отцом. Рассказывают, что подобные теологические изыскания так возмутили св. Николая Угодника, что он однажды в гневе ударил Ария… вероятнее всего, такого не было (не тот был характер у св. Николая, чтобы «руки распускать»), но легенды на пустом месте не возникают – сразу видно, как воспринимали это учение многие современники-христиане. А вот у преемника императора Константина оно неприятия не вызвало – и он сделал арианство государственной религией (и оно оставалось таковой вплоть до 378 г.). Именно в таком виде христианство распространилось среди германских народов (бургундов, готов и др.) – и продержалось до VI века.

Как, говорится, нет худа без добра: ереси заставляли христиан задуматься, «навести порядок» в своих догматах. Так, во многом из-за ереси Ария был сформулирован и принят Никео-Цареградский Символ веры, который мы и сегодня читаем каждый день в молитвенном правиле (и по которому «проверяем» своё мировоззрение). Казалось бы, когда все догматы будут сформулированы и упорядочены, христианство должно «вырасти» из всех этих «детских болезней».

Увы – этого не произошло: высокое и позднее Средневековье и эпоха Возрождения оказались не менее «богаты» ересями, чем раннехристианская эпоха. Нельзя сказать, что средневековые еретики каждый раз придумывали что-то принципиально новое. Так, в ереси катаров (известной также как альбигойская ересь), по сути дела, «воскресло» манихейство с его представлением о Свете и Тьме как о равноправных началах, причём со Светом, Добром, Богом отождествлялся мир исключительно духовный, а с Тьмой, Злом, Сатаной – мир материальный, соответствующим было и отношение к физическому телу: всё, что от него происходит – это зло, будь то мясная пища (от тел животных) или рождение ребёнка, каждая беременная женщина носит в себе демона, каждого человека при рождении сопровождает демон, так что в идеале надо бы отказаться и от мясной пищи, и от брака, и от деторождения…. а лучше – вообще от жизни в материальном мире, так что самоубийство с такой целью отнюдь не подлежало осуждению. Только самоубийство должно было быть «правильным»: уморить себя голодом, пролежать несколько часов на холодном полу, чтобы подхватить воспаление лёгких – но ни в коем случае не зарезаться, не повеситься, не выброситься из окна: применять силу запрещено! Не только к себе: нельзя быть воином, судьёй и т.п. Разумеется, не все приверженцы катаризма так поступали – но грехи можно было искупить покаянием, их могли отпустить… кто? Конечно, они отрицали официальную церковь и её таинства (это поистине «общее место» у всех средневековых (и не только) ересей) – у них была своя «церковь», в общем-то, подобная католической: были свои таинства (например, т.н. «утешение» – аналог Причастия), были аналоги монастырей, были свои священники – т.н. «совершенные», причём таковыми могли быть и женщины. Они имели право, в частности, отпускать грехи и передавать «благодать», а простые верующие должны были содержать их… Конечно же, катары не смогли бы создать такую развитую структуру, если бы их вероучение не охватило довольно большую территорию, где под его влияние попали в том числе и влиятельные феодалы – именно так произошло в Окситании (юг современной Франции). Распространение ереси катаров там приобрело такие масштабы, что Католическая церковь увидела в этом угрозу для себя, а король Франции – удобный предлог для присоединения этих земель к своим владениям, и дело кончилось Альбигойским крестовым походом (1209 г.), потопившим в крови и альбигойскую ересь, и Окситанию – это «несостоявшееся государство» со своеобразной культурой (после этих событий и во многом под их влиянием была учреждена Инквизиция – специальный орган для борьбы с ересями)… Эти события окружили альбигойцев ореолом мученичества, за которым многие наши современники не замечают, мягко говоря, перегибов в их учении – и даже сочиняют о них мистические легенды. Так, некоторые склонны «искать» св. Грааль в замке Монсегюр – последнем оплоте катаров – и даже рассуждают о некоем «владении тонкими энергиями»… во всяком случае, Гитлер в это верил. Нашли что-нибудь его люди в руинах Монсегюра или нет – в любом случае, это не помогло Третьему Рейху…

Говоря о ересях средневековой Европы, следует помнить, что Католическая церковь там была феодалом, и весьма крупным и могущественным, так что антифеодальная борьба зачастую «надевала маску» ереси. Яркий пример тому – секта апостоликов, основанная в XIII в. итальянским бывшим монахом Герардо Сегарелли, а после его казни возглавляемую Дольчино. Главными идеи (находившие практическое применение в общинах апостоликов) заключались во всеобщей любви, равенстве и полном отсутствии частной собственности на что бы то ни было – даже жёны должны быть общими… проповедями дело не ограничилось – «апостольские братья» подняли вооружённое восстание, в конце концов подавленное папскими войсками.

Были ли ереси в нашей стране? Да, были. Например, в XV веке на Русь проникло из Болгарии учение, известное как «ересь жидовствующих» (такое название дали ему противники, видевшие в нём насаждение иудаизма). В чём состояло их вероучение? Да всё то де самое, что у многих других сектантов: отрицание официальной церкви (на этот раз – Православной), почитания икон, обрядов и таинств… а главное – отрицание того факта, что Иисус Христос был Богом и после распятия воскрес: это был простой человек, и не надо ждать Второго пришествия… Вероучение это весьма широко распространилось на Руси, его приверженцами (разумеется, тайными) стали даже некоторые высокопоставленные деятели Церкви, двух таких – живших в Новгороде – царь Иоанн III назначил на высокие церковные должности в Москве, поражённый их образованностью и красноречием… Более того, эта ересь имела шансы стать официальной религией Московской Руси! Дело в том, что ею увлеклась Елена Волошанка, вдова старшего сына Иоанна III (от его первой жены), а её сын Дмитрий (в результате политических интриг, в которые мы сейчас углубляться не будем) был назначен наследником престола… но в конечном итоге царём Дмитрий не стал: как известно, вторая жена царя, Софья Палеолог добилась назначения наследником престола своего сына Василия.

Впрочем, за более чем двухтысячелетнюю историю христианства ересей было столько, что рассказать обо всех невозможно (даже о самых исторически значимых). А существую ли ереси в наши дни?

Конечно, существуют! И речь идёт не только о многочисленных сектах, отрицающих то божественность Иисуса Христа (и при этом считающих себя христианами), то бессмертие души, то предсказывающие конкретные даты Конца света и закапывающиеся под землю в их ожидании… словом, «чем дальше в лес – тем больше дров». Недавно объявился некий американский проповедник, утверждающий, что Бог беседовал с ним и открыл истину: оказывается, единый Бог распался на множество человеческих душ, следовательно, желания человека – это и есть воля Божья, и единственный путь к спасению – исполнение этой «воли»: хочется тебе украсть – укради, хочется убить – убей и т.п., и Гитлер правильно делал, когда уничтожал миллионы людей – Богу надо приобретать опыт, в том числе – негативный… мы-то с вами понимаем, что этому человеку место в психиатрической клинике – но находятся ведь те, кто ему верит!

Впрочем, для ереси даже не обязательна секта с главарями, книгами и молельными домами… не приходилось ли вам встречать людей, которые говорят: «Я верю, что существует какой-то Высший Разум, который управляет Вселенной – но это не Бог, во всяком случае, не тот Бог, о котором говорят в церкви» (при этом, как правило, «что говорят в церкви», эти люди толком не знают по той простой причине, что не бывают там) – тоже ведь искажение идеи Бога! А те весьма многочисленные наши современники, которых один священник весьма метко назвал «вдушеверами» – в сущности, их мировоззрение держится на той же основе, что и все те ереси, о которых мы говорили: «не учите меня жить, я сам умный, я создам свою религию – самую правильную». По сути дела, «свою религию» такой человек уже создал, и в центре её – отнюдь не Христос, в центре – он сам…

Вот почему апостол Пётр предупреждал о пагубности ересей: в конечном итоге они приводят к возвеличиванию самого себя в ущерб Богу в сознании человека.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+