icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое ересь?

  • 4046
  • 2

„то такое ересь?

Ђ≈ресь кака€-то!ї Ц так мы нередко говорим о чЄм-то абсурдном и бессмысленном. ћежду тем, с точки зрени€ человека верующего это вполне конкретный термин.

—амо слово Ђересьї происходит из греческого €зыка, в котором означает Ђмнениеї, Ђнаправлениеї. ¬ эпоху зарождени€ христианства ерес€ми назывались религиозно-философские направлени€ Ц например, фарисеи и саддукеи, да и самих первых христиан именовали Ђназорейской ересьюї. »меновались ерес€ми и расхождени€ во мнени€х внутри христианской веры.  огда мы читаем в ѕослании апостола ѕавла к коринф€нам ЂЕнадлежит быть и разномысли€м между вами, дабы открылись между вами искусныеї, следует понимать, что в оригинале употреблено именно слово Ђересиї (переводимое как Ђразномысли€ї) Ц как видим, никакого негативного смысла в это слово пока не вкладываетс€.

Ќо ведь разномыслие бывает разным! Ќезначительное разномыслие действительно помогает открывать новые грани в вероучении Ц но ведь можно зайти так далеко, что от учени€ ’риста не останетс€ камн€ на камне! ѕо сути дела, такому Ђсвободномысл€щемуї человеку ’ристос уже и не нужен Ц а мы ведь верим, что без Ќего спасение невозможноЕ и потому уже в ту эпоху другой апостол Ц ѕЄтр Ц говорит о Ђпагубных ерес€хї.

¬озникновение ересей Ц искажений догматов христианского учени€ Ц в первые века христианской эпохи было неизбежно: ведь первые христиане Ц это либо бывшие иудеи, либо бывшие €зычники, к христианской вере они приходили с определЄнным сложившимс€ мировоззрением, которое не могло вот так сразу вз€ть и изменитьс€, и когда на христианское вероучение смотрели Ђчерез призмуї иудейских воззрений, античной или восточной философии, оно могло принимать весьма причудливые очертани€. “ак возникло, например, манихейство Ц на пересечении христианства с зороастризмом и буддизмом. ќснователь его Ц перс ћани (216-273) даже не считал »исуса ’риста Ѕогом Ц он рассматривал его как одного из Ђапостолов Ѕога —ветаї нар€ду с «аратуштрой, Ѕуддой иЕ самим собой (в каком отношении с христианскими добродетел€ми находитс€ подобна€ Ђскромностьї Ц вр€д ли следует уточн€ть). ”чение его сводилось примерно к следующему: есть —вет, ассоциируемый с небом (лЄгким и чистымї Ц и есть “ьма, ассоциируема€ с землЄй (т€жЄлой и Ђгр€знойї); изначально они существовали раздельно, затем равновесие нарушилось, между ними началась борьба, в которой ни одна из сторон не может победить Ц нов конечном итоге —вет одолеет “ьму. —вет и “ьма у ћани предстают не только как безликие элементы Ѕыти€ Ц существуют Ђќтец —ветаї и Ђ÷арь “ьмыї.

»ной раз причиной возникновени€ ересей становилась сложность дл€ человеческого понимани€ некоторых основ веры (что само по себе свидетельствует о еЄ неземном происхождении: в том, что выдумано человеком, человек разберЄтс€ без труда) Ц прежде всего это касаетс€ —в€той “роицы. ѕон€тно, что это непостижимо дл€ человеческого разума, что в это надо верить, но легко сказать Ц верить! ѕрирода человеческой психики такова, что человек везде ищет закономерностей, классификаций и т.п. Ц словом, чего-то постижимого разумом, вот и —в€тую “роицу некоторые раннехристианские богословы пытались Ђразложить по полочкамї, установить в ней какую-то иерархию Ц как, например, јрий Ц александрийский св€щенник, живший в IV веке. ќн не считал »исуса ’риста Ц Ѕога-—ына Ц равным и единосущным ќтцу, более того Ц с точки зрени€ јри€ »исус ’ристос сотворЄн Ѕогом-ќтцом. –ассказывают, что подобные теологические изыскани€ так возмутили св. Ќикола€ ”годника, что он однажды в гневе ударил јри€Е веро€тнее всего, такого не было (не тот был характер у св. Ќикола€, чтобы Ђруки распускатьї), но легенды на пустом месте не возникают Ц сразу видно, как воспринимали это учение многие современники-христиане. ј вот у преемника императора  онстантина оно непри€ти€ не вызвало Ц и он сделал арианство государственной религией (и оно оставалось таковой вплоть до 378 г.). »менно в таком виде христианство распространилось среди германских народов (бургундов, готов и др.) Ц и продержалось до VI века.

 ак, говоритс€, нет худа без добра: ереси заставл€ли христиан задуматьс€, Ђнавести пор€докї в своих догматах. “ак, во многом из-за ереси јри€ был сформулирован и прин€т Ќикео-÷ареградский —имвол веры, который мы и сегодн€ читаем каждый день в молитвенном правиле (и по которому Ђпровер€емї своЄ мировоззрение).  азалось бы, когда все догматы будут сформулированы и упор€дочены, христианство должно Ђвырастиї из всех этих Ђдетских болезнейї.

”вы Ц этого не произошло: высокое и позднее —редневековье и эпоха ¬озрождени€ оказались не менее Ђбогатыї ерес€ми, чем раннехристианска€ эпоха. Ќельз€ сказать, что средневековые еретики каждый раз придумывали что-то принципиально новое. “ак, в ереси катаров (известной также как альбигойска€ ересь), по сути дела, Ђвоскреслої манихейство с его представлением о —вете и “ьме как о равноправных началах, причЄм со —ветом, ƒобром, Ѕогом отождествл€лс€ мир исключительно духовный, а с “ьмой, «лом, —атаной Ц мир материальный, соответствующим было и отношение к физическому телу: всЄ, что от него происходит Ц это зло, будь то м€сна€ пища (от тел животных) или рождение ребЄнка, кажда€ беременна€ женщина носит в себе демона, каждого человека при рождении сопровождает демон, так что в идеале надо бы отказатьс€ и от м€сной пищи, и от брака, и от деторождени€Е. а лучше Ц вообще от жизни в материальном мире, так что самоубийство с такой целью отнюдь не подлежало осуждению. “олько самоубийство должно было быть Ђправильнымї: уморить себ€ голодом, пролежать несколько часов на холодном полу, чтобы подхватить воспаление лЄгких Ц но ни в коем случае не зарезатьс€, не повеситьс€, не выброситьс€ из окна: примен€ть силу запрещено! Ќе только к себе: нельз€ быть воином, судьЄй и т.п. –азумеетс€, не все приверженцы катаризма так поступали Ц но грехи можно было искупить пока€нием, их могли отпуститьЕ кто?  онечно, они отрицали официальную церковь и еЄ таинства (это поистине Ђобщее местої у всех средневековых (и не только) ересей) Ц у них была сво€ Ђцерковьї, в общем-то, подобна€ католической: были свои таинства (например, т.н. Ђутешениеї Ц аналог ѕричасти€), были аналоги монастырей, были свои св€щенники Ц т.н. Ђсовершенныеї, причЄм таковыми могли быть и женщины. ќни имели право, в частности, отпускать грехи и передавать Ђблагодатьї, а простые верующие должны были содержать ихЕ  онечно же, катары не смогли бы создать такую развитую структуру, если бы их вероучение не охватило довольно большую территорию, где под его вли€ние попали в том числе и вли€тельные феодалы Ц именно так произошло в ќкситании (юг современной ‘ранции). –аспространение ереси катаров там приобрело такие масштабы, что  атолическа€ церковь увидела в этом угрозу дл€ себ€, а король ‘ранции Ц удобный предлог дл€ присоединени€ этих земель к своим владени€м, и дело кончилось јльбигойским крестовым походом (1209 г.), потопившим в крови и альбигойскую ересь, и ќкситанию Ц это Ђнесосто€вшеес€ государствої со своеобразной культурой (после этих событий и во многом под их вли€нием была учреждена »нквизици€ Ц специальный орган дл€ борьбы с ерес€ми)Е Ёти событи€ окружили альбигойцев ореолом мученичества, за которым многие наши современники не замечают, м€гко говор€, перегибов в их учении Ц и даже сочин€ют о них мистические легенды. “ак, некоторые склонны Ђискатьї св. √рааль в замке ћонсегюр Ц последнем оплоте катаров Ц и даже рассуждают о некоем Ђвладении тонкими энерги€миїЕ во вс€ком случае, √итлер в это верил. Ќашли что-нибудь его люди в руинах ћонсегюра или нет Ц в любом случае, это не помогло “ретьему –ейхуЕ

√овор€ о ерес€х средневековой ≈вропы, следует помнить, что  атолическа€ церковь там была феодалом, и весьма крупным и могущественным, так что антифеодальна€ борьба зачастую Ђнадевала маскуї ереси. яркий пример тому Ц секта апостоликов, основанна€ в XIII в. италь€нским бывшим монахом √ерардо —егарелли, а после его казни возглавл€емую ƒольчино. √лавными идеи (находившие практическое применение в общинах апостоликов) заключались во всеобщей любви, равенстве и полном отсутствии частной собственности на что бы то ни было Ц даже жЄны должны быть общимиЕ проповед€ми дело не ограничилось Ц Ђапостольские брать€ї подн€ли вооружЄнное восстание, в конце концов подавленное папскими войсками.

Ѕыли ли ереси в нашей стране? ƒа, были. Ќапример, в XV веке на –усь проникло из Ѕолгарии учение, известное как Ђересь жидовствующихї (такое название дали ему противники, видевшие в нЄм насаждение иудаизма). ¬ чЄм состо€ло их вероучение? ƒа всЄ то де самое, что у многих других сектантов: отрицание официальной церкви (на этот раз Ц ѕравославной), почитани€ икон, обр€дов и таинствЕ а главное Ц отрицание того факта, что »исус ’ристос был Ѕогом и после расп€ти€ воскрес: это был простой человек, и не надо ждать ¬торого пришестви€Е ¬ероучение это весьма широко распространилось на –уси, его приверженцами (разумеетс€, тайными) стали даже некоторые высокопоставленные де€тели ÷еркви, двух таких Ц живших в Ќовгороде Ц царь »оанн III назначил на высокие церковные должности в ћоскве, поражЄнный их образованностью и красноречиемЕ Ѕолее того, эта ересь имела шансы стать официальной религией ћосковской –уси! ƒело в том, что ею увлеклась ≈лена ¬олошанка, вдова старшего сына »оанна III (от его первой жены), а еЄ сын ƒмитрий (в результате политических интриг, в которые мы сейчас углубл€тьс€ не будем) был назначен наследником престолаЕ но в конечном итоге царЄм ƒмитрий не стал: как известно, втора€ жена цар€, —офь€ ѕалеолог добилась назначени€ наследником престола своего сына ¬асили€.

¬прочем, за более чем двухтыс€челетнюю историю христианства ересей было столько, что рассказать обо всех невозможно (даже о самых исторически значимых). ј существую ли ереси в наши дни?

 онечно, существуют! » речь идЄт не только о многочисленных сектах, отрицающих то божественность »исуса ’риста (и при этом считающих себ€ христианами), то бессмертие души, то предсказывающие конкретные даты  онца света и закапывающиес€ под землю в их ожиданииЕ словом, Ђчем дальше в лес Ц тем больше дровї. Ќедавно объ€вилс€ некий американский проповедник, утверждающий, что Ѕог беседовал с ним и открыл истину: оказываетс€, единый Ѕог распалс€ на множество человеческих душ, следовательно, желани€ человека Ц это и есть вол€ Ѕожь€, и единственный путь к спасению Ц исполнение этой Ђволиї: хочетс€ тебе украсть Ц укради, хочетс€ убить Ц убей и т.п., и √итлер правильно делал, когда уничтожал миллионы людей Ц Ѕогу надо приобретать опыт, в том числе Ц негативныйЕ мы-то с вами понимаем, что этому человеку место в психиатрической клинике Ц но наход€тс€ ведь те, кто ему верит!

¬прочем, дл€ ереси даже не об€зательна секта с главар€ми, книгами и молельными домамиЕ не приходилось ли вам встречать людей, которые говор€т: Ђя верю, что существует какой-то ¬ысший –азум, который управл€ет ¬селенной Ц но это не Ѕог, во вс€ком случае, не тот Ѕог, о котором говор€т в церквиї (при этом, как правило, Ђчто говор€т в церквиї, эти люди толком не знают по той простой причине, что не бывают там) Ц тоже ведь искажение идеи Ѕога! ј те весьма многочисленные наши современники, которых один св€щенник весьма метко назвал Ђвдушеверамиї Ц в сущности, их мировоззрение держитс€ на той же основе, что и все те ереси, о которых мы говорили: Ђне учите мен€ жить, € сам умный, € создам свою религию Ц самую правильнуюї. ѕо сути дела, Ђсвою религиюї такой человек уже создал, и в центре еЄ Ц отнюдь не ’ристос, в центре Ц он самЕ

¬от почему апостол ѕЄтр предупреждал о пагубности ересей: в конечном итоге они привод€т к возвеличиванию самого себ€ в ущерб Ѕогу в сознании человека.


deb
ѕавел ястремский

ƒа, помню такое дело еще со школьной парты. ћонументальна€ работа +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+