«Грех – это болезнь души!» - провозгласил Шестой Вселенский Собор. А любую болезнь требуется лечить. К сожалению, до сих пор еще не придумали таблетки от душевных терзаний. А, согласитесь, было бы совсем не плохо. Согрешил - покаялся, а если душа нестерпимо разболелась, муки совести терзают, то значит, срочно пора в аптеку. Принял таблеточку или глоток микстуры – и все прошло. Но, увы, от самых страшных мук, к которым справедливо относят угрызения совести, лекарства в аптеках не готовят.
Вместо таблеток душу и больную совесть лечит епитимья. Она не наказание в общепринятом смысле этого слова. Безвинных людей нет, каждый хоть в чем-нибудь да грешен. Трудно жить, соблюдая все заповеди Господни. Но епитимья – это и не выкуп за грех. С Богом не торгуются. Это и не кара небесная. Епитимья – это духовное лекарство, способ врачевания души грешника.
Епитимья налагается священником после исповеди и только в том случае, если согрешивший человек искренне раскаивается, если готов к искуплению своего греха. В те стародавние времена, которые принято называть раннехристианской эпохой, для раскаявшихся грешников существовало четыре вида наказания.
Первый вид предписывал грешнику прилюдно плакать у входа в храм. Он стоял на виду у всех и, громко стеная, просил каждого прихожанина о прощении грехов своих. В церковь таких грешников временно не допускали.
А вот второй вид наказания разрешал посещение храма. Грешники, которых подвергали такому роду епитимьи, во время литургии падали на пол церкви лицом вниз и так слушали особую молитву священника.
Третий вид епитимьи был более милосердным. Грешники стояли в притворе и там слушали чтение Священного Писания. К пастве, к общему богослужению их не допускали.
Четвертый вид называли «вместе стоящими». Грешники стояли с прихожанами, молились так же, как все, но вот к святому причастию не допускались.
Священники не принимали во внимание социальное положение грешника, не делали различия между богатыми и бедными. Елизавета Петровна наказана была за грех прелюбодеяния и гордыню. Иван Грозный и император Лев Философ получили епитимью за то, что вознамерились жениться в четвертый раз. Сильные мира сего стояли на коленях, как простые смертные, и молили Господа о прощении грехов своих.
Зачем нужна епитимья? Священники утверждают, что только так человек может понять всю глубину своего морального падения. У католиков епитимья – это чаще всего чтение определенного количества молитв. У христиан, кроме молитвы на паперти, могли отлучить от причастия, сослать в монастырь до тех пор, пока грешник «в чувствие придет». В качестве епитимьи налагали совершение поклонов. Число их называл священник, но обычно это - не менее ста и не более тысячи.
Епитимью мог наложить на себя и сам грешник. Помните отца Сергия из рассказа Л. Толстого? Поняв, что впал в искушение, он отрубил себе палец. Это, конечно, крайняя мера, и не каждому по силам. А вот наказать себя за жадность или воровство раздачей милостыни человек вполне мог. Или построить приют для сирот и содержать его на свои деньги, или открыть больницу для бедных. А можно еще было построить храм или часовню.
Очень часто в качестве епитимьи принимали на себя тяжкий физический труд. Например, такой, как на картине Франсиско Гойи «Раскаяние». А если грешник не понимал своего греха, не хотел раскаяться, то Бог насылал на него скорби и болезни. Горе и физические муки терзали человека, и в муках начинал он понимать глубину своего падения.
«Не грешите, а если грех уже совершен, то истинно раскайтесь в нем, примите наказание и станьте чистыми душою. Во имя Господа нашего». Епитимья - это лекарство для души, бальзам, пролитый свыше на истерзанное муками сердце искренне раскаявшегося человека.