Говорили об «эффекте Гарри Поттера» и учителя: современные дети, которые уже давно знать ничего не желают, кроме компьютерных игр, снова начали читать!
Чем же так привлёк юных читателей Гарри Поттер?
Начнём с того, что это сказка – сказки же дети любили всегда (даже те, которые уже брезгливо морщатся: «Да ну, это для маленьких!» – назовите сказку как-нибудь по-другому (например, «фэнтэзи») – и подросток (и даже взрослый) с удовольствием будет её читать). С другой стороны, действие сказки происходит не «в некотором царстве, в некотором государстве» в незапамятные времена, и герой – не принц… хоть «мир Хогвартса» и отделён от мира «простых смертных» (видимо, для того, чтобы ни у кого не возникло желания полетать на метле) – но он практически ничем не отличается от мира, в котором живёт ребёнок: там тоже надо слушаться старших, а волшебные заклинания учат под руководством строгих учителей – как у нас учат таблицу умножения или законы Ньютона.
Теперь присмотримся повнимательней к самому Гарри Поттеру: кто он? В сущности, классический «неудачник» современной школы: богатых родителей нет, кулаков шире головы тоже нет, да ещё носит очки, да ещё хорошо учится – словом, именно тот, кого «по определения» положено считать изгоем, ни в коем случае с ним не дружить и избивать до полусмерти на каждой перемене… конечно, редко такое «роковое» сочетание «характеристик» встречается в таком «концентрированном» виде – но по крайней мере восемь из десяти школьников по какому-то признаку могут отождествить себя с таким «неудачником»… но тут-то именно этот «хилый очкарик» становится героем! Читая об этом, начинаешь верить в себя.
Словом, не удивительно, что дети полюбили юного волшебника. Непонятно другое – почему его возненавидели некоторые взрослые? В чём только не обвиняли писательницу: и в «масонских» идеях завоевания мира, и в сатанизме, и вообще во всех смертных грехах. Доходило даже до передёргивания фактов: так, например, в качестве доказательства «сатанизма» приводили «жертвоприношение» кошки в книге «Тайная комната» – между тем, кошка попросту случайно пострадала от вырвавшегося на волю чудовища – никто её целенаправленно никому в жертву не приносил… но для того, кто не читал книгу, выглядит убедительно… Почему-то ополчились на Дж.Роулинг и некоторые мои единоверцы – в том числе и священники (заметим: мнение отдельных святых отцов не следует считать официальной позицией Православной церкви... у неё вообще нет официальной позиции в отношении "Гарри Поттера" , равно как и в отношении сказок Андресена или Чуковского). Почему-то книга была воспринята как «пропаганда магии» – хотя, если уж встать на такую позицию, то начинать надо было не с «Гарри Поттера», а с "Золушки" или "Спящей красавицы".
Многочисленные нападки на сказку даже побудили диакона А.Кураева написать книгу «Гарри Поттер: между анафемой и улыбкой», в которой он развенчивает многочисленные обвинения в «сатанизме» и «безнравственности», доказывая, что «антихристианского» здесь не больше, чем в народных сказках, на которых веками росли наши предки… И учит «Гарри Поттер» тому же, чем учат все другие старые-добрые сказки: храбрости, верности и любви.