icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

„то такое думать и как это делать?

  • 609
  • 0

„то такое думать и как это делать?

 
Ђ аким образом люди думают?ї Ц над этим вопросом размышл€ла героин€ повести шведской писательницы –. Ћагеркранц Ђ”тешить ѕейтераї. ќтвета она так и не нашла. Ќет однозначного ответа и у ученых Ц не нельз€ сказать, что мы совсем уж не имеем пон€ти€ о том, что значит думать, мыслить.

Ќачнем с того, что мышление Ц это психический процесс, принадлежащий к категории познавательных (по-научному Ц когнитивных). „ем он отличаетс€ от других когнитивных процессов? ѕрежде всего, своей опосредованностью. ƒл€ него Ц в отличие от ощущени€ и воспри€ти€ Ц не об€зательна€ св€зь с конкретным предметом, воздействующим на наши органы чувств здесь и сейчас. ƒруга€ черта мышлени€ Ц обобщенность, котора€ про€вл€етс€ даже в элементарных его формах, оперирующих конкретными образами. ƒело в том, что психические процессы не существуют сами по себе Ц они пронизывают друг друга, и в этом смысле воспри€тие Ц уже начало мышлени€. —делав воспринимаемый предмет фактом своей психики, мы уже создали на его основе нечто обобщенное, что можно отделить от конкретного предмета и оперировать им независимо. ѕотому оно и позвол€ет познавать нечто такое, что нельз€ наблюдать непосредственно Ц будь то взаимоотношени€ супругов, которых мы встретили у кого-то в гост€х, или процессы, происход€щие в недрах далеких звезд.

ћышление Ц одна из самых молодых в эволюционном отношении функций, и в течение жизни одного человека она походит весьма длительный путь развити€. ѕервым по€вл€етс€ мышление нагл€дно-действенное, св€занное с реальными предметами и действи€ми, совершаемыми с ними (так малыш взаимодействует с игрушками). ƒл€ следующего вида Ц нагл€дно-образного Ц реальные предметы уже не нужны, но потребны конкретные образы, где-то и когда-то прошедшие через воспри€тие (такое мышление свойственно дошкольником Ц поэтому с ребенком бесполезно рассуждать о Ђсобаке вообщеї, ему надо представить конкретную собаку, котора€ живет во дворе. ¬ысший уровень Ц пон€тийное мышление, оперирующее пон€ти€ми, которые сами по себе €вл€ютс€ результатом обобщени€.

Ђќрудиемї такого мышлени€ €вл€етс€ слово. Ќазвав некий предмет определенным словом, мы относим его к какой-то категории предметов, обладающих общими признаками Ц например, слово Ђчеловекї обозначает всех крупных пр€моход€щих безволосых разумных приматовЕ ƒаже дл€ того, чтобы пон€тие возникло, нужно было несколько мыслительных операций: анализ (расчленение), синтез (объединение), абстракци€ (обобщение)Е ѕон€ти€ обладают разным уровнем обобщенности: скажем, Ђ€блока вообщеї, конечно, не существует, однако, услышав это слово, мы можем представить какое-то конкретное €блоко, вз€ть в руки и съесть €блоко реальное Ц но попробуйте сделать это с Ђжизньюї, Ђненавистьюї, Ђискусствомї или Ђполитикойї!

¬се эти виды мышлени€, по€вл€€сь на разных возрастных этапах, присутствуют и у взрослого человека.  акое из них будет более развито, зависит от того, как живет и чем занимаетс€ человек. ѕон€тно, что у математика на первый план выйдет мышление абстрактное, у живописца Ц нагл€дно-образное, а у человека, зан€того на материальном производстве Ц нагл€дно действенное.

ѕримечательно, что развитие компьютерного интерфейса шло противоположно развитию мышлени€: командна€ строка была обращена к мышлению абстрактному, а современный интерфейс со значками, которые можно Ђбратьї и Ђперетаскиватьї Ц ближе к мышлению нагл€дно-действенному.

Ќо вернемс€ к абстрактному мышлению. ≈сли мы хотим пон€ть, как оно происходит, нам придетс€ присмотретьс€ к основным его формам Ц суждению и умозаключению. —уждение Ц это установление св€зи между пон€ти€ми (Ђ¬. ј. ћоцарт Ц композиторї, ЂЅереза Ц деревої, Ђ¬ода в мор€х Ц солена€ї). ¬ умозаключении же на основе двух и более суждений формируетс€ нова€ мысль, не данна€ изначально: Ђ–астени€ вырабатывают кислород, дуб Ц растение, следовательно, дуб вырабатывает кислородї.

”мозаключение Ц весьма коварное €вление. ≈ще древнегреческие софисты блест€ще демонстрировали, как на основе верных суждений можно вывести ложное умозаключение (Ђ“ы имеешь то, что ты не потер€л, ты не потер€л рога Ц следовательно, ты их имеешьї). ≈ще лучше это умеют делать современные создатели рекламы: Ђ”спешные люди пользуютс€ смартфоном N, € пользуюсь смартфоном N Ц следовательно, € успешный человекїЕ

¬ природе мышлени€ еще много не€сного. “ак, не вызывает сомнений, что в своем эволюционном развитии оно проходило те же стадии, что в развитии конкретного человека Ц но когда именно по€вл€лс€ тот или иной вид? —кажем, в одном из экспериментов голуби продемонстрировали €вную способность формировать пон€ти€, отбира€ за вознаграждение из всех предложенных фотографий изображени€ людей, хот€ на этих фотографи€х были взрослые и дети, молодые и старики, люди разных рас, в разной одеждеЕ этого нельз€ было сделать, не сформировав пон€тие Ђчеловекї. „то же говорить о человекообразных обезь€нах Ц их поведение и вовсе заставл€ет задуматьс€, что наше отличие от них Ц скорее количественное, чем качественноеЕ

“ак или иначе, вопрос о том, Ђкаким образом люди думаютї (и не только люди), обещает еще немало открытий.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+