icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Что такое духовенство?

  • 2163
  • 6

Что такое духовенство?

Р
Религия сопровождает человечество с тех времён, когда оно приобрели черты, позволяющие именовать наш вид Человеком Разумным. И уже в те далёкие времена выделились в человеческих сообществах особые люди, которые обладали большими знаниями, чем соплеменники, умели убеждать и «вести за собой», внушали большее уважение – и лучше толковали волю божества, и потому этим людям доверяли непосредственное общение с божеством, к ним шли за советом… Так родилось жречество – особая категория людей в Древнем мире, в языческих религиях, в обязанности которых входило посредничество между богами и людьми. В атеистической литературе советских времён любили изображать из законченными мошенниками, которые сами никогда и не верили в богов – и наживались на наивной вере невежественных соплеменников. Вряд ли это было так: всё-таки трудно повести за собой народ, если сам не веришь в проповедуемую тобой идею…

При зарождении монотеистических религий – иудаизм, в последствии христианство, ислам – они тоже обзаводились духовными лидерами. Здесь действовали общечеловеческие «законы», известные нам из социальной психологии: личности всегда объединяются в группы по разным признакам (в том числе и по религиозному), и в любой группе выделяется лидер, вокруг которого она сплачивается. В христианстве на эти социально-психологические реалии накладывается ещё одно обстоятельство: первыми духовными лидерами христиан были апостолы, которые через таинство рукоположения передавали своим духовным наследникам благодать, дарованную им Богом – и это наследование не прерывалось веками в православии и католицизме, и так дошло до наших дней (в этом смысле любой современный священник – прямой наследник апостолов).

Вот так родилось духовное сословие, иначе именуемое духовенством. Да, именно сословие! В средневековой Европе общество делилось на три сословия: «те, кто сражается» (рыцари-феодалы), «те, кто работает» (крестьяне) и «те, кто молится» (духовенство). Каким было духовное сословие Средневековья?

Прежде всего, это было единственное в те времена образованное сословие. Бароны и графы пользовались печатями, поскольку не умели писать (о крестьянах и говорить не приходится) – а при монастырях были библиотеки, где заботливо сохранялись и переписывались монахами книги. До появления университетов единственным средоточием науки были именно монастыри.

Духовенство подразделялось на чёрное (монахи) и белое (приходские священники, не являющиеся монахами), но обет безбрачия в Западной Европе давали (и у католиков дают до сих пор) все духовные лица, поэтому это сословие, в отличие от двух других, не могло пополняться естественным путём. Как становились духовными лицами?

Разными путями. Например, духовная карьера была неплохим вариантом для младшего сына феодала, не имевшего шансов унаследовать отцовские владения и замок. В королевских семьях зачастую старший сын наследовал трон, а младший становился епископом. К слову, именно такая судьба была изначально уготована Генриху VIII, но его старший брат рано умер – и пришлось становиться королём… невольно задумаешься: не потому ли он захотел создать «свою» церковь, что ему не дали «работать по специальности»?

Нередко в монастырь уходили из желания заниматься наукой, учиться. Становились монахами и представители третьего сословия – скажем, если в бедной крестьянской семье было больше детей, чем могли прокормить, то сдать «лишние рты» в монастырь – неплохой вариант. «Эти птички прилетают из страны Нас-слишком-много», – иронизирует Ф.Рабле… впрочем, иронизировать он мог сколько угодно, но в определённом смысле этим людям было грех жаловаться на судьбу – ведь в духовном сословии даже у незнатного человека были шансы «выбиться в люди» благодаря личным качествам…

Возникло духовное сословие и на Руси после принятия христианства. Разница между нашим и западным духовенством прежде всего в том, что у нас белое духовенство не давало и до сих пор не даёт обета безбрачия, и это позволило появиться потомственным священникам… более того, православный представитель белого духовенства не получит прихода, пока не женится, так что наши батюшки не просто имею право жениться – они обязаны быть женатыми! Можно ли после этого говорить, что христианство принижает эту сторону жизни, ставит её ниже монашества?

Во II в. сложилась та иерархия духовенства, которая действует и сейчас. Она включает три степени священства.

Первая, низшая степень – диакон (дьякон). Он имеет право участвовать в совершении таинств иереем, но не может совершать их самостоятельно (за исключением крещения). Дьякон-монах называется иеродьяконом. В качестве награждения дьякон в белом духовенстве может получить звание протодьякона, а иеродьякон – архидьякона.

Вторая степень – иерей, или священник. Он имеет право совершать все таинства, кроме рукоположения (таинства, в ходе которого человек получает благодать и становится священнослужителем). Священник-монах называется иеромонахом. В качестве награждения иерей может получить звание протоиерея, а иеромонах – архимандрита.

И наконец, третья степень, которой могут достичь только монахи – архиерей, или епископ, который не только имеет право совершать все таинства, включая рукоположение, но и руководит епархией. Когда-то управители более крупных епархий назывались архиепископами, а управители областей, включающих несколько епархий, митрополитами. Кроме того, митрополит мог управлять Церковью, не имеющей патриархата – так, до учреждения патриаршества на Руси Русской православной церковью управлял сначала митрополит Киевский, а потом Московский), но сейчас оба этих титула осталось в качестве почётных званий: архиепископ – более низкое, митрополит – более высокое.

Благодать, дарованная человеку при возведении в священнический сан – это «внеличностная святость», не связанная с его личностными качествами, так что не надо требовать от священника невозможного, не надо ожидать, что он будет полностью идеальным – это человек со своими достоинствами и недостатками, но это не отменят благодати.

Легко ли сегодня быть священником? Прямо скажем – нелегко! «Негатива» священник выслушивает на исповеди не меньше, чем психотерапевт, и по этой же причине о «тёмной» стороне человеческой натуры знает не меньше, чем следователь. Умирающих видит не меньше, чем врач, ведь не секрет, что многие наши современники вспоминают об исповеди и причастии только на смертном одре. С убитыми горем людьми общается не меньше, чем сотрудник бюро ритуальных услуг – ведь если венчание можно отложить («А вдруг разведёмся!»), и продолжать откладывать всю жизнь, то отпевание уж никак не отложишь. Продумывать тексты своих проповедей он должен не менее тщательно, а произносить их не менее убедительно, чем адвокат – выступления в суде. Ответственность за людей на нём лежит не меньшая, чем на педагоге. Посылать людей на трудные подвиги приходится не реже, чем командиру… вот, приходит женщина и говорит: «Батюшка, у моего ребёнка на УЗИ обнаружили синдром Дауна – неужели я должна рожать его на мучения и ему, и себе!» – и не так-то легко объяснить человеку, что редко кто рождается для радости, что есть люди, от которых требуется подвиг – и отвергать этого нельзя…

При всех этих профессиональных сложностях доход у священника не более высокий и не более стабильный, чем у преподавателя музыкальной школы (если в ДМШ он определяется прихотью детей, то у священника – пожертвованиями прихожан). При этому если мирянам – в качестве послабления – разрешены неабортивные контрацептивы, то священникам нельзя пользоваться даже презервативами, количество детей определяется исключительно волей Божьей, и хотя строжайшее соблюдение всех постов снижает вероятность зачатия, всё равно все священники – многодетные, в результате чего их жёны зарабатывать не могут, так что священник со своим далеко не самым высоким доходом содержит семью в одиночку. И даже таким доходом его попрекают: в церкви стоит ящичек для добровольных пожертвования – да это же апофеоз жадности! За отпевание берут 600 рублей (меньше, чем за самый дешёвый погребальный венок) – да это же грабёж! А уж если заведётся – благодаря щедрым прихожанам – что-то более или менее дорогое (часы, автомобиль), так вообще заклюют: стяжатель, прихожан обирает! При этом как-то упускается из виду, что автомобиль (даже иномарка) – давно уже не атрибут роскоши (даже у многих бюджетников они есть), и в большинстве случаев те, кто «гневно клеймит» священников, сами тоже имеют иномарки – и для себя не считают это чем-то предосудительным…

Да что автомобиль! Даже такое невинное действие, как поход в продуктовый магазин, грозит обернуться пятном на репутации: ах, заставляет прихожан пост соблюдать – а сам мясо покупает! И ведь не докажешь, что мясо предназначалось кошке…

Как видим, труд священника – нелёгкий труд. И главная его трудность, пожалуй, в том, что священник – как врач, как учитель – не может «отработать от звонка до звонка» и забыть о своих обязанностях до следующего рабочего дня, его профессиональный долг всегда с ним.

В нашей стране существует так много профессиональных праздников – День медика, День шахтёра, День учителя – и я иногда задаюсь вопросом: почему до сих пор не учреждён День священнослужителя? Неужели эти люди не заслужили признания и благодарности? А впрочем, зачем учреждать какой-то специальный день, можно и без всякого праздника сказать: «Дорогие наши батюшки, спасибо вам за ваш самоотверженный и зачастую неблагодарный труд! Спасибо вам за то, что вы даёте нам нелицеприятные, трудновыполнимые – и такие необходимые советы, что вы не снижаете планку в угоду нашим слабостям, что вы последние в этом «толерантно-сумасшедшем» мире продолжаете называть вещи своими именами. Во многом вашими усилиями мы остаёмся людьми».

deb
Marina Галета

Замечательная статья! Много интересных фактов. Батюшкам действительно много духовных сил требуется. +++

spe
Лариса Попруга

Бедные священники, как тяжело им живется, только из каких они доходов на мерседасех и BMV разъезжают ума не приложу, есть наверное у нас богатые и щедрые прихожане

deb
Наталья Реутова

Елена, как всегда, проделала шикарную работу! Раскрыла разные стороны этого сословия. +++++++

tra
Игорь ЛазарEвич

Обычная работа, ничем не лучше и не хуже врача или психотрапевта с которыми вы их сравниваете. Если бы хирург после работы думал о каждой отрезанной руке или неудачно проведенной операции, то давно стал бы психом или бросил работу, так же и священник, все ваши исповеди и отпевания в голове не держит, так что не надо их превозносить. Люди как люди, есть среди них высоконравственные и порядочные, а есть и обычные хамы и стяжатели. Большинство из них грешит не меньше нас с вами.
Кстати, хорошо все-таки живут священники, если кормят своих кошек мясом - пример не совсем удачный, насмешил)))))))))

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+