icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

„то такое духовенство?

  • 2419
  • 6

„то такое духовенство?

–елиги€ сопровождает человечество с тех времЄн, когда оно приобрели черты, позвол€ющие именовать наш вид „еловеком –азумным. » уже в те далЄкие времена выделились в человеческих сообществах особые люди, которые обладали большими знани€ми, чем соплеменники, умели убеждать и Ђвести за собойї, внушали большее уважение Ц и лучше толковали волю божества, и потому этим люд€м довер€ли непосредственное общение с божеством, к ним шли за советомЕ “ак родилось жречество Ц особа€ категори€ людей в ƒревнем мире, в €зыческих религи€х, в об€занности которых входило посредничество между богами и людьми. ¬ атеистической литературе советских времЄн любили изображать из законченными мошенниками, которые сами никогда и не верили в богов Ц и наживались на наивной вере невежественных соплеменников. ¬р€д ли это было так: всЄ-таки трудно повести за собой народ, если сам не веришь в проповедуемую тобой идеюЕ

ѕри зарождении монотеистических религий Ц иудаизм, в последствии христианство, ислам Ц они тоже обзаводились духовными лидерами. «десь действовали общечеловеческие Ђзаконыї, известные нам из социальной психологии: личности всегда объедин€ютс€ в группы по разным признакам (в том числе и по религиозному), и в любой группе выдел€етс€ лидер, вокруг которого она сплачиваетс€. ¬ христианстве на эти социально-психологические реалии накладываетс€ ещЄ одно обсто€тельство: первыми духовными лидерами христиан были апостолы, которые через таинство рукоположени€ передавали своим духовным наследникам благодать, дарованную им Ѕогом Ц и это наследование не прерывалось веками в православии и католицизме, и так дошло до наших дней (в этом смысле любой современный св€щенник Ц пр€мой наследник апостолов).

¬от так родилось духовное сословие, иначе именуемое духовенством. ƒа, именно сословие! ¬ средневековой ≈вропе общество делилось на три сослови€: Ђте, кто сражаетс€ї (рыцари-феодалы), Ђте, кто работаетї (кресть€не) и Ђте, кто молитс€ї (духовенство).  аким было духовное сословие —редневековь€?

ѕрежде всего, это было единственное в те времена образованное сословие. Ѕароны и графы пользовались печат€ми, поскольку не умели писать (о кресть€нах и говорить не приходитс€) Ц а при монастыр€х были библиотеки, где заботливо сохран€лись и переписывались монахами книги. ƒо по€влени€ университетов единственным средоточием науки были именно монастыри.

ƒуховенство подраздел€лось на чЄрное (монахи) и белое (приходские св€щенники, не €вл€ющиес€ монахами), но обет безбрачи€ в «ападной ≈вропе давали (и у католиков дают до сих пор) все духовные лица, поэтому это сословие, в отличие от двух других, не могло пополн€тьс€ естественным путЄм.  ак становились духовными лицами?

–азными пут€ми. Ќапример, духовна€ карьера была неплохим вариантом дл€ младшего сына феодала, не имевшего шансов унаследовать отцовские владени€ и замок. ¬ королевских семь€х зачастую старший сын наследовал трон, а младший становилс€ епископом.   слову, именно така€ судьба была изначально уготована √енриху VIII, но его старший брат рано умер Ц и пришлось становитьс€ королЄмЕ невольно задумаешьс€: не потому ли он захотел создать Ђсвоюї церковь, что ему не дали Ђработать по специальностиї?

Ќередко в монастырь уходили из желани€ заниматьс€ наукой, учитьс€. —тановились монахами и представители третьего сослови€ Ц скажем, если в бедной кресть€нской семье было больше детей, чем могли прокормить, то сдать Ђлишние ртыї в монастырь Ц неплохой вариант. ЂЁти птички прилетают из страны Ќас-слишком-многої, Ц иронизирует ‘.–аблеЕ впрочем, иронизировать он мог сколько угодно, но в определЄнном смысле этим люд€м было грех жаловатьс€ на судьбу Ц ведь в духовном сословии даже у незнатного человека были шансы Ђвыбитьс€ в людиї благодар€ личным качествамЕ

¬озникло духовное сословие и на –уси после прин€ти€ христианства. –азница между нашим и западным духовенством прежде всего в том, что у нас белое духовенство не давало и до сих пор не даЄт обета безбрачи€, и это позволило по€витьс€ потомственным св€щенникамЕ более того, православный представитель белого духовенства не получит прихода, пока не женитс€, так что наши батюшки не просто имею право женитьс€ Ц они об€заны быть женатыми! ћожно ли после этого говорить, что христианство принижает эту сторону жизни, ставит еЄ ниже монашества?

¬о II в. сложилась та иерархи€ духовенства, котора€ действует и сейчас. ќна включает три степени св€щенства.

ѕерва€, низша€ степень Ц диакон (дь€кон). ќн имеет право участвовать в совершении таинств иереем, но не может совершать их самосто€тельно (за исключением крещени€). ƒь€кон-монах называетс€ иеродь€коном. ¬ качестве награждени€ дь€кон в белом духовенстве может получить звание протодь€кона, а иеродь€кон Ц архидь€кона.

¬тора€ степень Ц иерей, или св€щенник. ќн имеет право совершать все таинства, кроме рукоположени€ (таинства, в ходе которого человек получает благодать и становитс€ св€щеннослужителем). —в€щенник-монах называетс€ иеромонахом. ¬ качестве награждени€ иерей может получить звание протоиере€, а иеромонах Ц архимандрита.

» наконец, треть€ степень, которой могут достичь только монахи Ц архиерей, или епископ, который не только имеет право совершать все таинства, включа€ рукоположение, но и руководит епархией.  огда-то управители более крупных епархий назывались архиепископами, а управители областей, включающих несколько епархий, митрополитами.  роме того, митрополит мог управл€ть ÷ерковью, не имеющей патриархата Ц так, до учреждени€ патриаршества на –уси –усской православной церковью управл€л сначала митрополит  иевский, а потом ћосковский), но сейчас оба этих титула осталось в качестве почЄтных званий: архиепископ Ц более низкое, митрополит Ц более высокое.

Ѕлагодать, дарованна€ человеку при возведении в св€щеннический сан Ц это Ђвнеличностна€ св€тостьї, не св€занна€ с его личностными качествами, так что не надо требовать от св€щенника невозможного, не надо ожидать, что он будет полностью идеальным Ц это человек со своими достоинствами и недостатками, но это не отмен€т благодати.

Ћегко ли сегодн€ быть св€щенником? ѕр€мо скажем Ц нелегко! ЂЌегативаї св€щенник выслушивает на исповеди не меньше, чем психотерапевт, и по этой же причине о ЂтЄмнойї стороне человеческой натуры знает не меньше, чем следователь. ”мирающих видит не меньше, чем врач, ведь не секрет, что многие наши современники вспоминают об исповеди и причастии только на смертном одре. — убитыми горем людьми общаетс€ не меньше, чем сотрудник бюро ритуальных услуг Ц ведь если венчание можно отложить (Ђј вдруг разведЄмс€!ї), и продолжать откладывать всю жизнь, то отпевание уж никак не отложишь. ѕродумывать тексты своих проповедей он должен не менее тщательно, а произносить их не менее убедительно, чем адвокат Ц выступлени€ в суде. ќтветственность за людей на нЄм лежит не меньша€, чем на педагоге. ѕосылать людей на трудные подвиги приходитс€ не реже, чем командируЕ вот, приходит женщина и говорит: ЂЅатюшка, у моего ребЄнка на ”«» обнаружили синдром ƒауна Ц неужели € должна рожать его на мучени€ и ему, и себе!ї Ц и не так-то легко объ€снить человеку, что редко кто рождаетс€ дл€ радости, что есть люди, от которых требуетс€ подвиг Ц и отвергать этого нельз€Е

ѕри всех этих профессиональных сложност€х доход у св€щенника не более высокий и не более стабильный, чем у преподавател€ музыкальной школы (если в ƒћЎ он определ€етс€ прихотью детей, то у св€щенника Ц пожертвовани€ми прихожан). ѕри этому если мир€нам Ц в качестве послаблени€ Ц разрешены неабортивные контрацептивы, то св€щенникам нельз€ пользоватьс€ даже презервативами, количество детей определ€етс€ исключительно волей Ѕожьей, и хот€ строжайшее соблюдение всех постов снижает веро€тность зачати€, всЄ равно все св€щенники Ц многодетные, в результате чего их жЄны зарабатывать не могут, так что св€щенник со своим далеко не самым высоким доходом содержит семью в одиночку. » даже таким доходом его попрекают: в церкви стоит €щичек дл€ добровольных пожертвовани€ Ц да это же апофеоз жадности! «а отпевание берут 600 рублей (меньше, чем за самый дешЄвый погребальный венок) Ц да это же грабЄж! ј уж если заведЄтс€ Ц благодар€ щедрым прихожанам Ц что-то более или менее дорогое (часы, автомобиль), так вообще заклюют: ст€жатель, прихожан обирает! ѕри этом как-то упускаетс€ из виду, что автомобиль (даже иномарка) Ц давно уже не атрибут роскоши (даже у многих бюджетников они есть), и в большинстве случаев те, кто Ђгневно клеймитї св€щенников, сами тоже имеют иномарки Ц и дл€ себ€ не считают это чем-то предосудительнымЕ

ƒа что автомобиль! ƒаже такое невинное действие, как поход в продуктовый магазин, грозит обернутьс€ п€тном на репутации: ах, заставл€ет прихожан пост соблюдать Ц а сам м€со покупает! » ведь не докажешь, что м€со предназначалось кошкеЕ

 ак видим, труд св€щенника Ц нелЄгкий труд. » главна€ его трудность, пожалуй, в том, что св€щенник Ц как врач, как учитель Ц не может Ђотработать от звонка до звонкаї и забыть о своих об€занност€х до следующего рабочего дн€, его профессиональный долг всегда с ним.

¬ нашей стране существует так много профессиональных праздников Ц ƒень медика, ƒень шахтЄра, ƒень учител€ Ц и € иногда задаюсь вопросом: почему до сих пор не учреждЄн ƒень св€щеннослужител€? Ќеужели эти люди не заслужили признани€ и благодарности? ј впрочем, зачем учреждать какой-то специальный день, можно и без вс€кого праздника сказать: Ђƒорогие наши батюшки, спасибо вам за ваш самоотверженный и зачастую неблагодарный труд! —пасибо вам за то, что вы даЄте нам нелицепри€тные, трудновыполнимые Ц и такие необходимые советы, что вы не снижаете планку в угоду нашим слабост€м, что вы последние в этом Ђтолерантно-сумасшедшемї мире продолжаете называть вещи своими именами. ¬о многом вашими усили€ми мы остаЄмс€ людьмиї.


deb
Marina √алета

«амечательна€ стать€! ћного интересных фактов. Ѕатюшкам действительно много духовных сил требуетс€. +++

spe
Ћариса ѕопруга

Ѕедные св€щенники, как т€жело им живетс€, только из каких они доходов на мерседасех и BMV разъезжают ума не приложу, есть наверное у нас богатые и щедрые прихожане

deb
Ќаталь€ –еутова

≈лена, как всегда, проделала шикарную работу! –аскрыла разные стороны этого сослови€. +++++++

tra
»горь ЋазарEвич

ќбычна€ работа, ничем не лучше и не хуже врача или психотрапевта с которыми вы их сравниваете. ≈сли бы хирург после работы думал о каждой отрезанной руке или неудачно проведенной операции, то давно стал бы психом или бросил работу, так же и св€щенник, все ваши исповеди и отпевани€ в голове не держит, так что не надо их превозносить. Ћюди как люди, есть среди них высоконравственные и пор€дочные, а есть и обычные хамы и ст€жатели. Ѕольшинство из них грешит не меньше нас с вами.
 стати, хорошо все-таки живут св€щенники, если корм€т своих кошек м€сом - пример не совсем удачный, насмешил)))))))))

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+