icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Светлана Шибунская
Окружающий мир

Что такое драг-дизайн?

  • 5233
  • 18

Что такое драг-дизайн?

Е
Ещё несколько лет назад, даже специалисты не знали такого определения своей научной деятельности по созданию новых лекарственных препаратов. Драг-дизайн (от английского: drug — лекарственный препарат, design — проектирование) – это наиболее краткий и удобный термин для целого процесса, разработки и создания лекарственных препаратов с участием современной вычислительной техники и компьютерных программ по моделированию мишеней и способов взаимодействия с ними молекул активных веществ.

Конечно, на экране монитора соединение концевых групп рецепторов (мишеней) и активных групп молекул, разрабатываемого вещества, представляется красочным и завораживающим зрелищем. В действительности, создать новое лекарственное средство, используя только лишь компьютеры, не представляется возможным, но сократить время разработки препарата, а также учесть многие факторы воздействия на объект лечения – это наименьшее из всех возможных преимуществ использования современных компьютерных методик.

Разработка лекарственных средств – долгий и дорогостоящий процесс. В лучшем случае он занимает время от 10 до 15 лет и по стоимости - от 500 тысяч до 1 млн. долларов. В недавнем прошлом наша страна была если не лидером, то уверенным производителем новых лекарств. Нынче, мы далеко уступаем таким странам как США и Япония, а также Германии, Франции, Англии, Италии и Канаде. Конечно, говорить о полном крахе нашего драг-дизайна не стоит, но задуматься есть о чём.

Для нас стало более выгодным производить так называемые дженерики - аналоги эффективных и популярных лекарственных препаратов, на которые закончился срок патентной защиты. Чтобы защитить себя от обвинений в нарушении авторских прав на препарат, но сделать лекарство не менее популярным, чем его «раскрученный» собрат, производители меняют несколько букв в известном бренде, как, например, «Нош-бра» вместо «Но-шпа», или дают препарату новое привлекательное название, как, например, «Пирацетам», являющийся дженериком препарата «Ноотропил». По сути дела, это та же подделка, но качественная и вполне легальная, исполненная не подпольными фирмами, а крупными и успешными фармацевтическими компаниями.

Доля дженериков в нашей фарминдустрии доходит до 95%. Конечно, бояться этого не надо, дженерики вполне эффективны, качественны и доступны по цене, ведь не надо тратиться на разработку препарата, его клинические испытания, технологию производства, рекламу и разработку бренда. Всё бы ничего, да только «за державу обидно».

Вспоминаю время, когда разработка препаратов в наших НИИ была вполне успешной. Работали в библиотеках, изучая опыт лечения болезней различными лекарственными средствами, сопоставляя уже известные препараты с вновь синтезированными и рассчитывая их эффективность на основании сходства химической структуры и прогнозируемого действия. В химических лабораториях синтезировали новые вещества с заданными свойствами. Потом были годы кропотливого опробирования новых препаратов на подопытных животных. И только после изучения многочисленных химических, биохимических и физиологических показателей, препарат представляли в Фармацевтический комитет, для регистрации его в качестве лекарственного средства. Только немногие из большого количества изученных новых соединений могли отвечать всем требованиям фармакологической науки. Ведь лекарство должно быть максимально безопасным и эффективным.

Так получилось, что мне довелось участвовать и в разработке, и в синтезе новых препаратов, и в их доклинических испытаниях. Работали с самыми современными, на тот момент, методиками, и приборами, не уступающими импортным аналогам, по точности, качеству и воспроизводимости результатов. Тогда мы не знали этого новомодного определения «драг-дизайн», да и компьютеров с моделирующими программами тогда не было, но зато было желание принести людям пользу, а вся научная система была построена на максимальную отдачу и развитие фармацевтической отрасли. Финансирование в науке решалось на уровне государства, как долговременные вложения на перспективу, а не на уровне конкретных бизнесменов, в угоду сиюминутной прибыли.

После развала науки в «эпоху девяностых» только недавно стал вопрос восстановления научного потенциала страны. С 2001-2002 года правительством страны выделяются большие гранты, позволяющие вести достаточно серьёзные научные разработки, в том числе и в фармацевтической отрасли, однако, понадобится не один десяток лет, чтобы мы вновь стали уверенно заниматься драг-дизайном, и получать новые, эффективные лекарственные средства, с которых другие будут снимать копии.

deb
Олеся Белоброва

Честно сказать, когда прочитала в черновиках заголовок, решила, что очередное исследование от Сандры ))))) больно уж сочетание интересное. Даже удивилась немного, когда узнала кто автор и что это такое на самом деле. Но это ничуть не влияет на мое мнение - статья интересная, познавательная, прочиталась легко. Вам +++

deb
Светлана Шибунская

Иван, Олеся! Большое спасибо за отзывы, сама также случайно наткнулась на название, когда хотела написать статью о подопытных животных, кроликах и крысах. Но термин задел за живое.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+