icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—емен ÷ыгановский
ћучают вопросы? ”знай

„то такое декоммунизаци€?  ому и дл€ чего она нужна?

  • 1124
  • 8

„то такое декоммунизаци€?  ому и дл€ чего она нужна?

Ћ
Ћюба€ замечательна€ иде€, доведенна€ до крайности, переходит в свою противоположность, становитс€ дикой и убийственной.  оммунизм, если верить некоторым его нынешним адептам, это замечательное учение, которое они вывод€т едва ли не из учени€ ’риста. —тремление к равенству, братству и счастью, разве может быть нечто лучше этого?

  сожалению, этими благими намерени€ми была вымощена дорога в такой ад, в котором содрогнулс€ бы и ƒанте јлигьери. » коммунистическому аду не добавл€ет прелести то, что кто-то в то врем€ был молод и силен, а посему девушки были красивее, небо синее, а деревь€ зеленее. ћашина государственного принуждени€ работала на полную мощность и тащила всех в светлое будущее. “е, кто не попал в ее прожорливые шестеренки, все равно был ограблен. Ќерадостна€ жизнь наших родителей тому пример.

¬ большинстве стран, которые в конце 20-го века расстались со своим коммунистическим прошлым, в той или иной степени прошел процесс декоммунизации. “ак называлась система мер, котора€ была направлена на полный отказ от коммунистических идеалов. ¬ ходе декоммунизации из всех сфер жизни очищающегос€ общества была устранена коммунистическа€ идеологи€.  оммунистических руководителей судили. ¬ ходе судебного разбирательства их де€тельность признали вредной дл€ общества и дл€ страны. ќни понесли различное наказание. –уководитель болгарских коммунистов отсидел один день и был помилован Ђпо состо€нию здоровь€ї. ¬ соседней же –умынии глава коммунистической партии за свою де€тельность был расстрел€н вместе с супругой.

ƒекоммунизаци€ включала люстрацию, то есть поражение всех коммунистов в правах.

Ѕывшим коммунистам, руководител€м карательных органов, а также их осведомител€м было запрещено участвовать в политической жизни и занимать государственные должности. ƒл€ них был отменен запрет на разглашение фактов из их личной жизни: о происхождении и об источниках их доходов, о непригл€дных фактах их биографий и внешних контактах. „то же, как говорил товарищ —талин, страна должна узнать своих героев. Ќаконец-то узнать и наконец-то дать оценку.

„тобы процессы люстрации происходили, невзира€ на лица подсудимых, они проводились под руководством уполномоченной правительственной или общественной организации.  стати, это было выгодно и подсудимым. ѕроведение люстрации в рамках законных процедур исключало возможность сведени€ счетов и Ц что немаловажно Ц исключало возможность самосуда. Ќикому из бывших руководителей не хотелось повторить путь супругов „аушеску.

ѕроцесс декоммунизации напоминал процесс денацификации, проводившийс€ сразу после ¬торой мировой войны в √ермании. —ледовало не только осудить руководителей, но и заставить Ђпростыхї людей задуматьс€ о том, что коммунисты пришли к власти во многом при поддержке Ђнародных массї. » поскольку эти Ђмассыї так или иначе, одобрили коммунистическую власть, так или иначе, раздел€ли взгл€ды коммунистических начальников, так или иначе, способствовали функционированию системы, то и они тоже несут часть вины за те несправедливости и репрессии, которые происходили при коммунистах. ќтветственность Ђпростых людейї, конечно, неизмеримо меньше, но она существует и ее следует осознать. ћожно сказать, что экстремальную позицию в этом отношении занимал писатель-диссидент ¬.≈.ћаксимов. Ђ’одил в булочную, покупал хлеб? «начит, поддерживал советскую власть деньгамиї Ѕолее иронично настроенный —.ƒовлатов по тому же поводу заметил, что —талин, конечно, был бандит и тиран, но не он же написал все миллионы доносов, которым в славное врем€ Ђкульта личностиї был дан ход и расстрел€ны были миллионы.

 стати о —талине. ƒекоммунизацию в –оссии надо было бы начать с того, чтобы, наконец, признать ».¬.—талина навсегда и безусловно виновным за все, что творилось в годы его правлени€. Ѕез вс€кой размазни: с одной стороны, да, однако, с другой стороны, нет... Ёффективный менеджер... ѕрин€л с сохой, оставил с атомной бомбой... Ќет, виноват, прокл€т, забыт... ≈го пример Ц другим наука.

» точно такой же приговор вынести в адрес всех, кто был до —талина, и всех его наследников, которые властвовали после его смерти. ¬иноваты, прокл€ты, забыты...  ак это сделали со всеми нацистами в √ермании. Ќет у них права на героизм и на сострадание. ’от€ Ц кто же станет отрицать Ц и героизм про€вл€ли, и страдали в полной мере.

ј после этого и вопроса не возникнет по поводу разных пам€тников с прот€нутой в светлое будущее рукой. ¬сех этих бронзовых Ћениных, —вердловых, ƒзержинских, Ўаум€нов и ∆уковых Ц снести, без вс€кой жалости. ќни не жалели ни дедов наших (которые, кстати, воевали), ни отцов. ƒа и наше поколение если не изувечили, то обобрали. ј потому Ц долой их из пам€ти!

¬от только не надо на опустевшие пьедесталы ставить новые статуи. ¬раги большевиков были вполне их достойны, и по степени злоде€ний и по степени неразборчивости в средствах. Ќадо было бы последовать примеру »спании, где в горах на общем кладбище похоронили и франкистов, и республиканцев и не стали вы€сн€ть, кто же из них более прав.

¬от такой должна была бы быть декоммунизаци€ в –оссии. Ёта болезненна€ операци€ нужна была всей стране, чтобы навсегда отбить у людей желание возвратитьс€ в славное прошлое, оказатьс€ под суровой, но справедливой рукой ’оз€ина (как бы его не звали!) „тобы покончить с бесконечными переделками прошлое, и зан€тьс€, наконец, насто€щим, насущным, необходимым.

Ќо, к сожалению, под Ђ—тарые песни о главномї, которым умиленно подпевали пенсионеры да ветераны, корабль Ђ–осси€ї дал такой задний ход, что Ђв тумане скрылась мила€ ќдессаї.

 ак пел когда-то Ћеонид ”тесов.


top
Halida Rojkova

ћне больше нравитс€ опыт ‘ранции: все пам€тники на месте - на одной площади Ќаполеон, на другой - кто-то из Ћюдовиков. »сторию не перепишешь, формула "прокл€т, похоронен, забыт" не сработает. ћожет, лучше вз€ть другую - "запомню, сделаю выводу и не повторю"? ¬едь порой новые герои страшнее старых идолов.

pro
Ќадежда  ћаслова

ѕри чЄм здесь пам€тники? «ачем их сносить? ќт истории никуда не денешьс€. ” нас в городе два Ћенина как сто€ли, так и сто€т, есть не прос€т.  то хочет даже цветы по праздникам приносит. Ќедавно бюст  алинина на прежнее место вернули, и пам€тник √орькому стоит. ќни никому не мешают. » улицы у нас никто не переименовывал, хот€ предложени€ от "активистов" поступали, но администраци€ городска€ про€вила благоразумие.

pro
“амара ћеркулова

Ќадежда, а зачем небольшому городу ≈йску целых два пам€тника бывшему вождю? ѕричем их художественна€ ценность, думаетс€, весьма сомнительна.  акой из этих лучше? ѕо мне - так оба ремесленные поделки.

»з всех снесенных пам€тников Ћенину жалко один - в  иеве. јвтор скульптор ћеркуров и он, действительно, считаетс€ произведением искусства. ≈го бы можно было продать за хорошие деньги или снести в музей. Ќо - соде€нного не вернешь.   слову, в том же  иеве было 12 пам€тников Ћенину. «ачем?

ј, нет, еще один пам€тник сейчас припомнила. ¬ √рузии на  уре сто€л на «ј√Ё— пам€тник работы Ўадра. ≈го попросту сн€ли в 1990 году. ћожет быть, даже продали. Ќо выгл€дел он очень внушительно. » тыкал пальцем (несоразмерно большим) в землю. “о ли говорил "¬се там будем", то ли показывал, где нефть бурить.

—лева направо: ≈йск- ѕарк культуры, ≈йск,  иев, «ј√Ё—

mas
ћарк Ѕлау

’алида, ‘ранци€, как раз, не пример. “ам, под гор€чую руку, хотели город Ћион разрушить "до основани€" и собор в —трасбурге (красотища, с огромной колокольней-шпилем, на тот момент самой высокой колокольней в ≈вропе) ƒа и пам€тников корол€м там не было натыкано столько, сколько »льичей по –оссии стоит.

ј »спании "забыть" только пользу принесло. — другой стороны, они помн€т √ражданскую войну, как трагедию и не забывают, что это было братоубийство. –ади светлых идеалов, конечно.

“амара, € тут вспомнил киевский анекдот про пам€тники

Ћенин (в пиджаке): “оварищи, кто спер мое пальто?ї
ўорс, сид€щий на коне и показывающий рукой вдаль: Ђ»звестно кто Ц Ѕогдан ’мельницкий!ї
Ќо Ѕогдан отрицает и показывает булавой в строну парка Ўевченко: ЂЌет, это “арас!ї
ј  обзарь, который по воле скульпторов мало того, что стоит в кафтане, так ещЄ и держит второй за спиной, отвечает: ЂЌе брал € его пальтоЕ не брал!ї

 стати, пам€тник ўорсу будет жаль, если снесут (а ведь снесут).  расивый и контролирует подъем бульвара. ѕравда, поставили его вместо дореволюционного пам€тника графу Ѕобринскому. “ому - за дело: насаживал сахарную свеклу и проводил железные дороги. Ќо €сно, что не восстанов€т.

spe
¬ладислав „ерных

"«абыли глуповцы истинного Ѕога и прилепились к идолам. ¬спомнили, что еще при ¬ладимире  расном —олнышке некоторые вышедшие из употреблени€ боги были сданы в архив, бросились туда и вытащили двух: ѕеруна и ¬олоса. »долы, несколько веков не знавшие ремонта, находились в страшном запущении, а у ѕеруна даже были нарисованы углем усы. “ем не менее глуповцам показались они так любы, что немедленно собрали они сходку и порешили так: знатным обоего пола особам клан€тьс€ ѕеруну, а смердам Ч приносить жертвы ¬олосу...".
"...когда пол€ весной освободились от снега, то глуповцы не без изумлени€ увидели, что они сто€т совсем голые. ѕо обыкновению, €вление это приписали действию враждебных сил и завинили богов за то, что они не оказали жител€м достаточной защиты. Ќачали сечь ¬олоса, который выдержал наказание стоически, потом прин€лись за ярилу, и говор€т, будто бы в глазах его показались слезы." - возносить на постаменты идолов, а потом, подобно бабуинам, забрасывать их дерьмом - наша любима€ забава. ¬от щас всем устроим декоммуниза€йцию и уж тогда заживем, как в раю ))))

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+