icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Семен Цыгановский
Мучают вопросы? Узнай

Что такое декоммунизация? Кому и для чего она нужна?

  • 459
  • 8

Что такое декоммунизация? Кому и для чего она нужна?

Л
Любая замечательная идея, доведенная до крайности, переходит в свою противоположность, становится дикой и убийственной. Коммунизм, если верить некоторым его нынешним адептам, это замечательное учение, которое они выводят едва ли не из учения Христа. Стремление к равенству, братству и счастью, разве может быть нечто лучше этого?

К сожалению, этими благими намерениями была вымощена дорога в такой ад, в котором содрогнулся бы и Данте Алигьери. И коммунистическому аду не добавляет прелести то, что кто-то в то время был молод и силен, а посему девушки были красивее, небо синее, а деревья зеленее. Машина государственного принуждения работала на полную мощность и тащила всех в светлое будущее. Те, кто не попал в ее прожорливые шестеренки, все равно был ограблен. Нерадостная жизнь наших родителей тому пример.

В большинстве стран, которые в конце 20-го века расстались со своим коммунистическим прошлым, в той или иной степени прошел процесс декоммунизации. Так называлась система мер, которая была направлена на полный отказ от коммунистических идеалов. В ходе декоммунизации из всех сфер жизни очищающегося общества была устранена коммунистическая идеология. Коммунистических руководителей судили. В ходе судебного разбирательства их деятельность признали вредной для общества и для страны. Они понесли различное наказание. Руководитель болгарских коммунистов отсидел один день и был помилован «по состоянию здоровья». В соседней же Румынии глава коммунистической партии за свою деятельность был расстрелян вместе с супругой.

Декоммунизация включала люстрацию, то есть поражение всех коммунистов в правах.

Бывшим коммунистам, руководителям карательных органов, а также их осведомителям было запрещено участвовать в политической жизни и занимать государственные должности. Для них был отменен запрет на разглашение фактов из их личной жизни: о происхождении и об источниках их доходов, о неприглядных фактах их биографий и внешних контактах. Что же, как говорил товарищ Сталин, страна должна узнать своих героев. Наконец-то узнать и наконец-то дать оценку.

Чтобы процессы люстрации происходили, невзирая на лица подсудимых, они проводились под руководством уполномоченной правительственной или общественной организации. Кстати, это было выгодно и подсудимым. Проведение люстрации в рамках законных процедур исключало возможность сведения счетов и – что немаловажно – исключало возможность самосуда. Никому из бывших руководителей не хотелось повторить путь супругов Чаушеску.

Процесс декоммунизации напоминал процесс денацификации, проводившийся сразу после Второй мировой войны в Германии. Следовало не только осудить руководителей, но и заставить «простых» людей задуматься о том, что коммунисты пришли к власти во многом при поддержке «народных масс». И поскольку эти «массы» так или иначе, одобрили коммунистическую власть, так или иначе, разделяли взгляды коммунистических начальников, так или иначе, способствовали функционированию системы, то и они тоже несут часть вины за те несправедливости и репрессии, которые происходили при коммунистах. Ответственность «простых людей», конечно, неизмеримо меньше, но она существует и ее следует осознать. Можно сказать, что экстремальную позицию в этом отношении занимал писатель-диссидент В.Е.Максимов. «Ходил в булочную, покупал хлеб? Значит, поддерживал советскую власть деньгами» Более иронично настроенный С.Довлатов по тому же поводу заметил, что Сталин, конечно, был бандит и тиран, но не он же написал все миллионы доносов, которым в славное время «культа личности» был дан ход и расстреляны были миллионы.

Кстати о Сталине. Декоммунизацию в России надо было бы начать с того, чтобы, наконец, признать И.В.Сталина навсегда и безусловно виновным за все, что творилось в годы его правления. Без всякой размазни: с одной стороны, да, однако, с другой стороны, нет... Эффективный менеджер... Принял с сохой, оставил с атомной бомбой... Нет, виноват, проклят, забыт... Его пример – другим наука.

И точно такой же приговор вынести в адрес всех, кто был до Сталина, и всех его наследников, которые властвовали после его смерти. Виноваты, прокляты, забыты... Как это сделали со всеми нацистами в Германии. Нет у них права на героизм и на сострадание. Хотя – кто же станет отрицать – и героизм проявляли, и страдали в полной мере.

А после этого и вопроса не возникнет по поводу разных памятников с протянутой в светлое будущее рукой. Всех этих бронзовых Лениных, Свердловых, Дзержинских, Шаумянов и Жуковых – снести, без всякой жалости. Они не жалели ни дедов наших (которые, кстати, воевали), ни отцов. Да и наше поколение если не изувечили, то обобрали. А потому – долой их из памяти!

Вот только не надо на опустевшие пьедесталы ставить новые статуи. Враги большевиков были вполне их достойны, и по степени злодеяний и по степени неразборчивости в средствах. Надо было бы последовать примеру Испании, где в горах на общем кладбище похоронили и франкистов, и республиканцев и не стали выяснять, кто же из них более прав.

Вот такой должна была бы быть декоммунизация в России. Эта болезненная операция нужна была всей стране, чтобы навсегда отбить у людей желание возвратиться в славное прошлое, оказаться под суровой, но справедливой рукой Хозяина (как бы его не звали!) Чтобы покончить с бесконечными переделками прошлое, и заняться, наконец, настоящим, насущным, необходимым.

Но, к сожалению, под «Старые песни о главном», которым умиленно подпевали пенсионеры да ветераны, корабль «Россия» дал такой задний ход, что «в тумане скрылась милая Одесса».

Как пел когда-то Леонид Утесов.

top
Halida Rojkova

Мне больше нравится опыт Франции: все памятники на месте - на одной площади Наполеон, на другой - кто-то из Людовиков. Историю не перепишешь, формула "проклят, похоронен, забыт" не сработает. Может, лучше взять другую - "запомню, сделаю выводу и не повторю"? Ведь порой новые герои страшнее старых идолов.

spe
Надежда  Маслова

При чём здесь памятники? Зачем их сносить? От истории никуда не денешься. У нас в городе два Ленина как стояли, так и стоят, есть не просят. Кто хочет даже цветы по праздникам приносит. Недавно бюст Калинина на прежнее место вернули, и памятник Горькому стоит. Они никому не мешают. И улицы у нас никто не переименовывал, хотя предложения от "активистов" поступали, но администрация городская проявила благоразумие.

pro
Тамара Меркулова

Надежда, а зачем небольшому городу Ейску целых два памятника бывшему вождю? Причем их художественная ценность, думается, весьма сомнительна. Какой из этих лучше? По мне - так оба ремесленные поделки.

Из всех снесенных памятников Ленину жалко один - в Киеве. Автор скульптор Меркуров и он, действительно, считается произведением искусства. Его бы можно было продать за хорошие деньги или снести в музей. Но - содеянного не вернешь. К слову, в том же Киеве было 12 памятников Ленину. Зачем?

А, нет, еще один памятник сейчас припомнила. В Грузии на Куре стоял на ЗАГЭС памятник работы Шадра. Его попросту сняли в 1990 году. Может быть, даже продали. Но выглядел он очень внушительно. И тыкал пальцем (несоразмерно большим) в землю. То ли говорил "Все там будем", то ли показывал, где нефть бурить.

Слева направо: Ейск- Парк культуры, Ейск, Киев, ЗАГЭС

mas
Марк Блау

Халида, Франция, как раз, не пример. Там, под горячую руку, хотели город Лион разрушить "до основания" и собор в Страсбурге (красотища, с огромной колокольней-шпилем, на тот момент самой высокой колокольней в Европе) Да и памятников королям там не было натыкано столько, сколько Ильичей по России стоит.

А Испании "забыть" только пользу принесло. С другой стороны, они помнят Гражданскую войну, как трагедию и не забывают, что это было братоубийство. Ради светлых идеалов, конечно.

Тамара, я тут вспомнил киевский анекдот про памятники

Ленин (в пиджаке): Товарищи, кто спер мое пальто?»
Щорс, сидящий на коне и показывающий рукой вдаль: «Известно кто – Богдан Хмельницкий!»
Но Богдан отрицает и показывает булавой в строну парка Шевченко: «Нет, это Тарас!»
А Кобзарь, который по воле скульпторов мало того, что стоит в кафтане, так ещё и держит второй за спиной, отвечает: «Не брал я его пальто… не брал!»

Кстати, памятник Щорсу будет жаль, если снесут (а ведь снесут). Красивый и контролирует подъем бульвара. Правда, поставили его вместо дореволюционного памятника графу Бобринскому. Тому - за дело: насаживал сахарную свеклу и проводил железные дороги. Но ясно, что не восстановят.

spe
Владислав Черных

"Забыли глуповцы истинного Бога и прилепились к идолам. Вспомнили, что еще при Владимире Красном Солнышке некоторые вышедшие из употребления боги были сданы в архив, бросились туда и вытащили двух: Перуна и Волоса. Идолы, несколько веков не знавшие ремонта, находились в страшном запущении, а у Перуна даже были нарисованы углем усы. Тем не менее глуповцам показались они так любы, что немедленно собрали они сходку и порешили так: знатным обоего пола особам кланяться Перуну, а смердам — приносить жертвы Волосу...".
"...когда поля весной освободились от снега, то глуповцы не без изумления увидели, что они стоят совсем голые. По обыкновению, явление это приписали действию враждебных сил и завинили богов за то, что они не оказали жителям достаточной защиты. Начали сечь Волоса, который выдержал наказание стоически, потом принялись за Ярилу, и говорят, будто бы в глазах его показались слезы." - возносить на постаменты идолов, а потом, подобно бабуинам, забрасывать их дерьмом - наша любимая забава. Вот щас всем устроим декоммунизаяйцию и уж тогда заживем, как в раю ))))

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+