icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

„то такое чувствительность?

  • 1365
  • 5

„то такое чувствительность?

¬
¬ самом общем рассмотрении -так сказать, в первом приближении - мы можем представить пон€тие чувствительности как способность некого объекта демонстрировать реакцию на воздействи€, исход€щие из окружающего его мира, которые мы по-иному именуем раздражител€ми. ¬ подобном истолковании €вление чувствительности предстаЄт как производное от изначально присущего материи свойства, каковым €вл€етс€ отражение.

ѕрименительно к жизни, живым организмам это находит выражение как раздражимость (не путать с раздражительностью), котора€ присутствует даже у наиболее примитивных существ Ц скажем, амЄба, если к ней прикоснутьс€, мен€ет форму тела.

ѕо мере эволюциониовани€ живой природы это свойство предстаЄт в образе более сложного процесса, заключающегос€ в прин€тии психикой живого существа тех сигналов, исход€щих непосредственно из клеток-рецепторов. —игналы такие способны достигать центральной нервной системы, а именно - поступать "на обработку" в головной мозг, вот таки рождаетс€ то €вление, которое в психологической терминологии именуетс€ ощущени€ми. ”пом€нута€ информаци€, получаема€ ÷Ќ— из рецепторов приходит в головной мозг не как попало Ц за каждый вид сигналов Ђотвечаетї свой отдел (такие центры называютс€ корковыми представительствами) Ц и благодар€ подобной дифференциации мы, равно как и другие виды существ, можем мир воспринимать не как однородный поток информации, а как нечто диффиренцированное, и разделение выражаетс€ в модальност€х чувствительности.

ћодальностей подобных имеетс€ немалое количество. ¬ первую очередь, конечно, вспоминаютс€ традиционно выдел€емые п€ть разновидностей ощущений Ц зрение, слух, обон€ние, ос€зание, вкус. Ќо, разумеетс€, это далеко не все "окна в мир", коими изначально надел€етс€ „еловек разумный при своЄм рождении Ц и даже не все из них возможно причислить к категории наиболее важных и незаменимых. “ак, мы относительно легко переносим расстройство или даже утрату обон€ни€ (с каждым из нас такое случалось при насморке Ц и ничего, жить можно) Ц а вот человек, лишившийс€ чувства равновеси€, определ€ющего положении нашего тела в пространстве Ц это т€жЄлый инвалид!

≈щЄ более необходимой оказываетс€ дл€ нас болева€ чувствительность.  онечно, бывают иногда моменты Ц скажем, при посещении стоматолога Ц когда хотелось бы еЄ лишитьс€Е “ем не менее люди, лишЄнные способности ощущать боль, действительно существуют (такое расстройство называетс€ анальгезией) Ц и жить им очень трудно, и даже опасно Ц скажем, там, где мы сразу же отдЄрнем руку от гор€чего предмета, такой больной рискует получить т€жЄлый ожогЕ есть и более серьЄзные опасности, поэтому таким больным приходитс€ регул€рно €вл€тьс€ к врачу дл€ обследовани€ Ц ведь сами они не замет€т первых признаков т€жЄлых болезней, которые обычно про€вл€ютс€ болью.

¬прочем, имеют место быть даже такие модальности, что даже не имеют названи€ в обыденной речи Ц как, например, кинестетические (св€занные с движением), интероцептивные (раздражение рецепторов во внутренних органах)Е а некоторые категории нам даже представить сложно Ц поскольку нам они не свойственны. “ак, у насекомых есть стереохимическое чувство Ц единое ощущение, складывающеес€ из ощущени€ запаха и пространства.  ое у каких животных имеетс€ магниторецепци€ Ц способность ощущать магнитное поле земли.

 оличественный признак чувствительности, о какой бы модальности ни шла речь, именуетс€ порогом, который выступает как абсолютный и как относительный. ѕорог, называемый абсолютным Ц это наименьша€ величина раздражител€, котора€ способна€ вызвать хот€ бы наиболее слабое, еле заметное ощущение, относительный же Ц чувствительность к различию между раздражител€миЕ скажем, когда маленький ћоцарт с презрением сказал другу своего отца: Ђ¬аша скрипка на одну восьмую тона не строит с моейї Ц он продемонстрировал именно особый, недостижимый дл€ Ђпростых смертныхї относительный порог чувствительности к высоте звука. јбсолютный же порог органов чувств, присущий нашему виду, поражает в любом случаеЕ чтобы не углубл€тьс€ в цифры, достаточно сказать, что человеческий глаз Ц при условии полной прозрачности атмосферы Ц способен на рассто€нии километра разгл€деть источник света в тыс€чу раз слабее свечи, а человеческое обон€ние обнаруживает воздухе такое ничтожное количество мускуса, какое не ЂзасечЄтї даже химический анализ! “ак что все разговоры о Ђнесовершенствеї наших органов чувств сильно преувеличены.


spe
јнна ћоисеенко

ќхохо!!!  ак мало мы оказываетс€ знаем о чувствительности! ¬роде бы и понимаем, что это такое, но оказываетс€ - как всЄ сложно.
≈лена, € нашла небольшую описку:
...когда маленький ћоцарт с презрение(ћ) сказал...
» в этом месте не совсем пон€тно, кажетс€ подразумевалось что-то другое:
...¬аша скрипка на одну восьмую тона не —“–ќ»“ (?) с моей...
—тать€ - очень познавательна€!

mas
ћарк Ѕлау

Ѕраво! “ут тебе чувственность, а тут чувствительность!  ак говоритс€, почувствуйте разницу :)
Ќасчет совершенства или несовершенства органов чувств. ¬округ ћосквы в 15 веке было построено кольцо сторожевых монастырей, которые должны были звоном предупреждать о приближении врага. «вон колоколов «венигорода (90 км к западу от ћосквы) слышали в ћоскве без особенного труда. ¬оздух был чище, а автомобилей и прочего грем€щего транспорта не было.

ј арабы провер€ли зоркость воинов по тому, видели ли они, что одна из звезд в "ковше" Ѕольшой ћедведицы - двойна€?

spe
√алина „еревык

—разу же вспомнилс€ фильм "ѕоследн€€ любовь на земле", в котором четко показано, что человек может пережить и утрату вкусовых ощущений и многое другое, но вот если он потер€ет такое чувство как любовь (перестанет любить), то лишитс€ самого главного..взаимопонимани€..взаимности как таковой. ѕотому что человек с самыми т€желыми нарушени€ми (слуха, зрени€ и пр.), часто держитс€ за жизнь, потому что чувствует, знает что его люб€т, хот€ бы потому что сам умеет любить других, знает, что это такое, испытывал это чувство и продолжает испытывать и это дает ему сил жить дальше.
 ак в фильме "1+1", где из всех частей тела геро€ чувствительными остались голова, ше€ да уши..Ќо самое главное, что он не перестал чувствовать сердцем и душой..продолжал любить мири и людей,живущих в нем и в итоге ему ответили взаимностью.
+++!!!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+