icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Что такое чувствительность?

  • 1561
  • 5

Что такое чувствительность?

В
В самом общем рассмотрении -так сказать, в первом приближении - мы можем представить понятие чувствительности как способность некого объекта демонстрировать реакцию на воздействия, исходящие из окружающего его мира, которые мы по-иному именуем раздражителями. В подобном истолковании явление чувствительности предстаёт как производное от изначально присущего материи свойства, каковым является отражение.

Применительно к жизни, живым организмам это находит выражение как раздражимость (не путать с раздражительностью), которая присутствует даже у наиболее примитивных существ – скажем, амёба, если к ней прикоснуться, меняет форму тела.

По мере эволюциониования живой природы это свойство предстаёт в образе более сложного процесса, заключающегося в принятии психикой живого существа тех сигналов, исходящих непосредственно из клеток-рецепторов. Сигналы такие способны достигать центральной нервной системы, а именно - поступать "на обработку" в головной мозг, вот таки рождается то явление, которое в психологической терминологии именуется ощущениями. Упомянутая информация, получаемая ЦНС из рецепторов приходит в головной мозг не как попало – за каждый вид сигналов «отвечает» свой отдел (такие центры называются корковыми представительствами) – и благодаря подобной дифференциации мы, равно как и другие виды существ, можем мир воспринимать не как однородный поток информации, а как нечто диффиренцированное, и разделение выражается в модальностях чувствительности.

Модальностей подобных имеется немалое количество. В первую очередь, конечно, вспоминаются традиционно выделяемые пять разновидностей ощущений – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Но, разумеется, это далеко не все "окна в мир", коими изначально наделяется Человек разумный при своём рождении – и даже не все из них возможно причислить к категории наиболее важных и незаменимых. Так, мы относительно легко переносим расстройство или даже утрату обоняния (с каждым из нас такое случалось при насморке – и ничего, жить можно) – а вот человек, лишившийся чувства равновесия, определяющего положении нашего тела в пространстве – это тяжёлый инвалид!

Ещё более необходимой оказывается для нас болевая чувствительность. Конечно, бывают иногда моменты – скажем, при посещении стоматолога – когда хотелось бы её лишиться… Тем не менее люди, лишённые способности ощущать боль, действительно существуют (такое расстройство называется анальгезией) – и жить им очень трудно, и даже опасно – скажем, там, где мы сразу же отдёрнем руку от горячего предмета, такой больной рискует получить тяжёлый ожог… есть и более серьёзные опасности, поэтому таким больным приходится регулярно являться к врачу для обследования – ведь сами они не заметят первых признаков тяжёлых болезней, которые обычно проявляются болью.

Впрочем, имеют место быть даже такие модальности, что даже не имеют названия в обыденной речи – как, например, кинестетические (связанные с движением), интероцептивные (раздражение рецепторов во внутренних органах)… а некоторые категории нам даже представить сложно – поскольку нам они не свойственны. Так, у насекомых есть стереохимическое чувство – единое ощущение, складывающееся из ощущения запаха и пространства. Кое у каких животных имеется магниторецепция – способность ощущать магнитное поле земли.

Количественный признак чувствительности, о какой бы модальности ни шла речь, именуется порогом, который выступает как абсолютный и как относительный. Порог, называемый абсолютным – это наименьшая величина раздражителя, которая способная вызвать хотя бы наиболее слабое, еле заметное ощущение, относительный же – чувствительность к различию между раздражителями… скажем, когда маленький Моцарт с презрением сказал другу своего отца: «Ваша скрипка на одну восьмую тона не строит с моей» – он продемонстрировал именно особый, недостижимый для «простых смертных» относительный порог чувствительности к высоте звука. Абсолютный же порог органов чувств, присущий нашему виду, поражает в любом случае… чтобы не углубляться в цифры, достаточно сказать, что человеческий глаз – при условии полной прозрачности атмосферы – способен на расстоянии километра разглядеть источник света в тысячу раз слабее свечи, а человеческое обоняние обнаруживает воздухе такое ничтожное количество мускуса, какое не «засечёт» даже химический анализ! Так что все разговоры о «несовершенстве» наших органов чувств сильно преувеличены.

spe
Анна Моисеенко

Охохо!!! Как мало мы оказывается знаем о чувствительности! Вроде бы и понимаем, что это такое, но оказывается - как всё сложно.
Елена, я нашла небольшую описку:
...когда маленький Моцарт с презрение(М) сказал...
И в этом месте не совсем понятно, кажется подразумевалось что-то другое:
...Ваша скрипка на одну восьмую тона не СТРОИТ (?) с моей...
Статья - очень познавательная!

mas
Марк Блау

Браво! Тут тебе чувственность, а тут чувствительность! Как говорится, почувствуйте разницу :)
Насчет совершенства или несовершенства органов чувств. Вокруг Москвы в 15 веке было построено кольцо сторожевых монастырей, которые должны были звоном предупреждать о приближении врага. Звон колоколов Звенигорода (90 км к западу от Москвы) слышали в Москве без особенного труда. Воздух был чище, а автомобилей и прочего гремящего транспорта не было.

А арабы проверяли зоркость воинов по тому, видели ли они, что одна из звезд в "ковше" Большой Медведицы - двойная?

spe
Галина Черевык

Сразу же вспомнился фильм "Последняя любовь на земле", в котором четко показано, что человек может пережить и утрату вкусовых ощущений и многое другое, но вот если он потеряет такое чувство как любовь (перестанет любить), то лишится самого главного..взаимопонимания..взаимности как таковой. Потому что человек с самыми тяжелыми нарушениями (слуха, зрения и пр.), часто держится за жизнь, потому что чувствует, знает что его любят, хотя бы потому что сам умеет любить других, знает, что это такое, испытывал это чувство и продолжает испытывать и это дает ему сил жить дальше.
Как в фильме "1+1", где из всех частей тела героя чувствительными остались голова, шея да уши..Но самое главное, что он не перестал чувствовать сердцем и душой..продолжал любить мири и людей,живущих в нем и в итоге ему ответили взаимностью.
+++!!!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+