icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—ветлана Ўибунска€
ќбучение

„то такое человек?

  • 3042
  • 12

„то такое человек?

»
»звечные вопросы:  то ты?  акое место ты занимаешь в мире себе подобных и живом мире природы? ƒл€ чего ты живЄшь? —ущность человека, его происхождение и положение в мире животных, а также его предназначение в живой природе во все времена волновали учЄных, философов и теологов.

¬ юности мне очень понравилс€ маленький юмористический рассказ ё. Ќикитина про анкету человека, где два разумных фантастических инопланетных существа удивл€ютс€ примитивности обладател€ анкетных данных. Ќе умеет, не способен, не обладает, не регенерирует, только на суше, только в трЄх измерени€х, смертен, не летает, €сновидение отсутствует, и всЄ в том же духе. ќсобенно понравилась концовка рассказа, когда после объ€снени€ первого, что анкета эта принадлежит человеку, второй испугалс€ и поджал хвост.

ƒействительно, не облада€ практически никакими сверх способност€ми, человек царствует над природой, побежда€ не только враждебный животный мир, но и буйство стихий. ≈го отличает упорство, с которым он преодолевает самые жестокие преп€тстви€, в своЄм стремлении возвыситс€, он познаЄт и измен€ет мир вокруг себ€, творит культуру и собственную историю. Ќо никогда бы он не смог этого сделать в одиночку. „еловек Ц существо социальное. “олько благодар€ объединению в сообщества он смог выжить в борьбе с силами природы. ≈щЄ јристотель говорил, что Ђчеловек вне общества - или бог или зверьї.

¬рем€ по€влени€ человека на земле по данным разных исследовательских теорий очень разн€тс€: от 1.5 млн. до 40-50 тыс. лет до нашей эры. ѕо€вление первобытных предков человека уходит ещЄ глубже в период от 3 млн. до 2 млн. лет до нашей эры. —тановление человека в его современном облике, изучение его развити€ и выделени€ из мира животных изучает наука антропологи€.

Ќо человеку одной науки мало! Ќедавно в »нтернете набрела на страничку, в которой излагалс€ урок в 11 классе школы в  емерово по теме - Ђ„то есть человекї. ƒет€м предлагалась ещЄ одно альтернативное знание о человеке Ц космологическа€ теори€ его происхождени€ и эзотерическа€ сущность его развити€. Ќо предлагалось не как псевдонаучна€ теори€ ≈. Ѕлаватской, еЄ наставников и последователей, а как новый элемент науки, разбивающий все предыдущие теории эволюционного развити€.

я не против новых теорий, именно, благодар€ им идЄт поступательное развитие человека как человека разумного, но нельз€ ниспровергать все остальные. “еори€ эволюционного происхождени€ человека от обезь€ноподобного предка за 140 лет также не получила своего научного подтверждени€, но в учебниках биологии она шла как догма не один дес€ток лет. ƒо сих пор нет единой теории и полностью обоснованного предположени€ с фактическим научным подтверждением, откуда и когда по€вилс€ человек.

Ќо именно тем и велик человек, что наделЄн, по словам ÷ицерона, Ђстремлением к обнаружению истиныї. ≈сли в результате беспристрастного научного обсуждени€ и неопровержимых доказательств будет обоснована теори€ сотворени€ человека внешним сверхразумом, то это ещЄ не повод отказатьс€ от новых теорий, пока ещЄ не получивших подтверждени€, но и не повод с фанатизмом отстаивать старые. ћожет мы, наконец-то, ощутим себ€ не потомками гигантского угрюмого обезь€ноподобного существа, а найдЄм в себе черты достойнейших в своЄм ангельском образе и древнем разуме предков.

— такой же неоднозначностью сталкиваетс€ и определение человека как мысл€щего живого существа. ѕо определению природы, котора€ делитс€ на живую и неживую, человек относитс€ к самой, что ни на есть живой еЄ части, а именно, к животным. ¬едь практически у каждого высокоорганизованного животного есть нервна€ система и мозг, как орган, замыкающий на себ€ всю информационно-энергетическую систему организма. ќднако только человек достигает высшего уровн€ развити€ психики Ц абстрактного сознани€. “олько человек умеет действовать не только в пределах нагл€дно воспринимаемой ситуации, но и полностью абстрагировавшись от неЄ, предвосхитить последстви€ развити€ этой ситуации.

≈щЄ одна отличительна€ черта человека от животного Ц это использование и изготовление орудий труда и передача опыта последующим поколени€м. —обственно и человек и животное передают опыт другим поколени€м, но у животного это носит скорее инстинктивные показательные действи€ на определЄнный раздражитель, а у человека - в общественном обучении с помощью €зыка и абстрактных примеров. „еловеческа€ сущность сознани€ в полной мере может быть раскрыта только в социальной среде.

ƒоказательство этому - жизнь детей-маугли, воспитанных среди животных с младенческого возраста. ¬се они про€вл€ли только примитивные животные реакции, а если в обществе животных они проводили более п€ти лет, то их просто невозможно было обучить речи и простейшим социальным навыкам. „еловек насто€щий, а не только существо с физиологией человека, может быть таковым только в человеческом сообществе. »менно в нЄм благодар€ вербальному общению мы познаЄм мир, и только в нЄм возникает человеческое сознание как отражение этого мира.

ƒо сих пор не утихают споры философов о первичности материи и сознани€. Ётот извечный вопрос философии и определ€ет человека как человека разумного, пытающегос€ не только прин€ть мир во всЄм его многообразии, но и определить своЄ место в нЄм.

„еловек единственное существо в мире осознающее неизбежность смерти и имеющее комплексы неполноценности и неудовлетворЄнности, которые побуждают его стремление к познанию и совершенствованию.

ѕравы те, кто считает человека Ц венцом творени€, но правы и те, кто считает, что природа руководит человеком. „еловек приходит в этот мир беспомощным и беззащитным, и только умение приспосабливатьс€ и измен€ть окружающий мир, творить добро и зло, любить и ненавидеть, созидать и разрушать делает его подобным Ѕогу!


spe
Ћариса ѕопруга

ƒа, вопрос действительно сложный и несмотр€ на все наши знани€, мы так до сих пор ничего и не знаем! ј написано хорошо+

deb
“ать€на Ѕалабан

„ем больше нам кажетс€, что мы знаем, тем меньше мы знаем на самом деле. «а статью +++

deb
—ветлана Ўибунска€

—пасибо дорогие авторы! ¬опрос действительно очень сложный, больше вопросов, чем ответов.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+