icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

„то такое бундзинга?

  • 1946
  • 0

„то такое бундзинга?

Ѕ
Ѕундзинга (другое название Ц нанга) Ц €вление из Ђарсеналаї €понской культуры, но истоки его следует искать не в самой японии, а в  итае.

≈щЄ в эпоху —ун (960-1279 гг.) в  итае возникло весьма своеобразное направление в живописи, которое получило название Ђживопись интеллектуаловї, или Ђживопись людей письменной культурыї, по-китайски Ц вэнь-жэнь-хуа. ѕравда, основателем еЄ считаетс€ ¬ан ¬эй, живший несколько раньше Ц в 699-795 гг. Ётот замечательны человек про€вил себ€ и как поэт, и как музыкант, и как художник и каллиграф (учитыва€ особенности китайской иероглифической письменности, каллиграфи€ в  итае была вполне сопоставима с изобразительным искусством). ќн-то и начал первым создавать пейзажи, написанные тушью, т.е. одноцветные, в которые органично вливались стихотворные надписи.

¬последствии по€вилось немало художников, работающих в такой манере. ќ них говорили: Ђ»х картины подобны стихам, а стихи Ц картинамї. ќни писали чЄрной тушью по шЄлку или увлажнЄнной бумаге, иногда фон слегка тонировалс€ минеральными красками.

»скусство вэнь-жэнь-хуа развивалось в  итае веками Ц равно как и отношени€ с японией, пережива€ разные периоды. ¬ XVII веке торговл€ между этими государствами была весьма ограниченной, а вот увлечение китайской культурой в японии было если и не повальным, то весьма распространЄнным. ¬от тогда-то €понцы и перен€ли у китайцев живопись вэнь-жэнь-хуа. ¬ японии такое искусство получило название, представл€ющее собой перевод-кальку китайского названи€ Ц бундзинга.

»скусство бундзинга было прежде всего Ђживописью дилетантовї. ’удожники, работавшие в такой манере, противопоставл€ли себ€ каноничности профессиональной живописи, именно поэтому так трудно назвать какие-то общие черты стили бундзинга Ц настолько свободно и индивидуально творчество каждого такого художника. ћожно говорить разве что об общих эстетических принципах.

√лавной целью художника было не реалистичное изображение природы, а передача ритма еЄ жизни, создание Ђпейзажа настроени€ї (нечто подобное по€вл€етс€ в позднейшие времена у художников-импрессионистов). Ќо при этом художнику не следует передавать в картине свою любовь к тому, что он изображает Ц ведь во главу угла всЄ-таки ставитс€ разум, а не эмоции, не забудем, что бундзинга Ц это Ђживопись интеллектуаловї. » в идеальном варианте Ђинтеллектуалї должен быть и художником, и поэтом, и каллиграфом Ц и все эти искусства органично сливаютс€ в бундзинга.

ќдин из самых известных художников этого направлени€ Ц ®са Ѕусон (1716-1783), одни из величайших поэтов своей эпохи, но при жизни он был известен в первую очередь как художник. —вои стихи в жанре хайку он всегда сопровождал рисунками (точнее, одно вписывалось в другое), и когда их в наше врем€ печатают без этих рисунков, они воспринимаютс€ совершенно не так. ¬прочем, даже лишившись Ђсвоихї рисунков, стихи ®са Ѕусона сохран€ют свою зримость, живописность, что €сно свидетельствует об их происхождении:

¬ереницей гусей Ч строка, а ниже печать-луна над горой.

ћуравей чЄтко вычерчен чЄрным на белом пионе.

ƒалЄкие горы такими кажутс€ маленькими из зелЄных полей.

  западу лунный свет движетс€. “ени цветов идут на восток.

¬от так соедин€лись два противоположных начала Ц конкретные образы живописи и абстракции поэзии, это соединение и определило своеобразие искусства бундзинга.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+