icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Культура и искусство

Что такое бундзинга?

  • 1419
  • 0

Что такое бундзинга?

Б
Бундзинга (другое название – нанга) – явление из «арсенала» японской культуры, но истоки его следует искать не в самой Японии, а в Китае.

Ещё в эпоху Сун (960-1279 гг.) в Китае возникло весьма своеобразное направление в живописи, которое получило название «живопись интеллектуалов», или «живопись людей письменной культуры», по-китайски – вэнь-жэнь-хуа. Правда, основателем её считается Ван Вэй, живший несколько раньше – в 699-795 гг. Этот замечательны человек проявил себя и как поэт, и как музыкант, и как художник и каллиграф (учитывая особенности китайской иероглифической письменности, каллиграфия в Китае была вполне сопоставима с изобразительным искусством). Он-то и начал первым создавать пейзажи, написанные тушью, т.е. одноцветные, в которые органично вливались стихотворные надписи.

Впоследствии появилось немало художников, работающих в такой манере. О них говорили: «Их картины подобны стихам, а стихи – картинам». Они писали чёрной тушью по шёлку или увлажнённой бумаге, иногда фон слегка тонировался минеральными красками.

Искусство вэнь-жэнь-хуа развивалось в Китае веками – равно как и отношения с Японией, переживая разные периоды. В XVII веке торговля между этими государствами была весьма ограниченной, а вот увлечение китайской культурой в Японии было если и не повальным, то весьма распространённым. Вот тогда-то японцы и переняли у китайцев живопись вэнь-жэнь-хуа. В Японии такое искусство получило название, представляющее собой перевод-кальку китайского названия – бундзинга.

Искусство бундзинга было прежде всего «живописью дилетантов». Художники, работавшие в такой манере, противопоставляли себя каноничности профессиональной живописи, именно поэтому так трудно назвать какие-то общие черты стили бундзинга – настолько свободно и индивидуально творчество каждого такого художника. Можно говорить разве что об общих эстетических принципах.

Главной целью художника было не реалистичное изображение природы, а передача ритма её жизни, создание «пейзажа настроения» (нечто подобное появляется в позднейшие времена у художников-импрессионистов). Но при этом художнику не следует передавать в картине свою любовь к тому, что он изображает – ведь во главу угла всё-таки ставится разум, а не эмоции, не забудем, что бундзинга – это «живопись интеллектуалов». И в идеальном варианте «интеллектуал» должен быть и художником, и поэтом, и каллиграфом – и все эти искусства органично сливаются в бундзинга.

Один из самых известных художников этого направления – Ёса Бусон (1716-1783), одни из величайших поэтов своей эпохи, но при жизни он был известен в первую очередь как художник. Свои стихи в жанре хайку он всегда сопровождал рисунками (точнее, одно вписывалось в другое), и когда их в наше время печатают без этих рисунков, они воспринимаются совершенно не так. Впрочем, даже лишившись «своих» рисунков, стихи Ёса Бусона сохраняют свою зримость, живописность, что ясно свидетельствует об их происхождении:

Вереницей гусей — строка, а ниже печать-луна над горой.

Муравей чётко вычерчен чёрным на белом пионе.

Далёкие горы такими кажутся маленькими из зелёных полей.

К западу лунный свет движется. Тени цветов идут на восток.

Вот так соединялись два противоположных начала – конкретные образы живописи и абстракции поэзии, это соединение и определило своеобразие искусства бундзинга.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии


выбор читателя

Выбор читателя

16+