icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
“амара ћеркулова
–абота, карьера, бизнес

„то такое бизнес-процесс?

  • 703
  • 6

„то такое бизнес-процесс?

¬
¬се течет, все измен€етс€. ¬ том числе, мен€етс€ наука об организации бизнеса.

 огда-то, не так давно, всего лет п€тьдес€т назад, считалось, что бизнес можно подразделить на две совершенно различные отрасли Ц производство и торговлю. ¬ каждой отрасли были свои пор€дки, хитрости и причуды. Ётому чародейству и волшебству и учили организаторов производства и торговли. “огда же и сформировалась наука под названием Ђуправление бизнесомї.

Ёто происходило на «ападе (в каковой включалась и значительна€ часть ƒальнего ¬остока). ¬ советской социалистической же части нашей планеты управление бизнесом называлось Ђуправлением производствомї. ѕричем, мозги студентам, словно майонезом, заправл€ли непомерно большой долей идеологических наук. ј на оставшеес€ место вбивали странное крошево из методов, освоенных еще в конце 19-го и в начале 20-го века и из директивных материалов, в изобилии производившихс€ √оспланом, √осснабом и —овмином.  ажетс€, самым точным предметом в этой мешанине, своеобразном салате Ђќливьеї, был бухгалтерский учет, а главным вычислительным средством Ц спр€чьте глупые улыбки Ц совсем не счеты, а калькул€тор ЂЁлектроника Ѕ3-32ї.

ќб этом сейчас вспоминаешь с улыбкой. Ќо тем, кого учили на организатора социалистического производства, и тем, кто в славных 1990-х годах столкнулс€ лицом к лицу с производством, организованным совсем на других принципах, было не до смеха. ќднако как ни странно, большинство из них выжило, приспособилось и даже освоило жемчужины зарубежной науки управлени€ бизнесом. ƒогон€ть, конечно, непри€тно, но, с другой стороны, потребл€ть готовые методы все-таки проще, чем придумывать свои. ’от€ и придумывать тоже много пришлось!

ќказалось, что за то врем€, пока блюли нашу идеологическую девственность, в управлении бизнесом сменилась парадигма, то есть общий взгл€д на то, что такое бизнес, которым приходитс€ управл€ть. ѕерегородки между производством, торговлей и по€вившемис€ к тому моменту индустрией услуг и индустрией развлечений оказались искусственными и были устранены. Ѕизнес стал рассматриватьс€ как единый процесс. “о есть, как регул€рно повтор€юща€с€ с течением времени, последовательность определенных действий, операций или процедур, направленных на то, чтобы ресурсы внешней среды преобразовать в товар, который необходим потребителю и в обмен на который можно получить денежные средства. ¬ принципе така€ картинка мало отличаетс€ от той, которую когда-то нарисовал выдающийс€ де€тель искусств  арл ћаркс, а еще раньше Ц экономисты јдам —мит и ƒавид –иккардо.

Ќо теперь по€вилась возможность структурировать Ђглобальныйї бизнес-процесс, разбива€ его на менее крупные бизнес-подпроцессы.

–ассмотрим, например производство шоколада, на фабрике с поэтическим и эротическим названием Ђ расный гигантї. ѕроизводство шоколада Ц это бизнес-процесс, основной дл€ данного предпри€ти€. Ётот процесс составлен из множества взаимно св€занных и ув€занных операций, среди которых изготовление шоколадной массы, разлив массы, упаковка и прочее. ƒл€ производства шоколада необходимы: определенное количества сырь€, материалов, электроэнергии, а также труд прин€того на работу технического персонала.

 то €вл€етс€ потребителем, кто ожидает сладкой продукции Ђ расного гигантаї? Ќе абстрактный народ, и не еще более абстрактные труд€щиес€, а несколько оптовых торговых компаний, задача которых Ц розничный сбыт нашей продукции. ¬ данном случае по отношению к нашей фабрике-производителю это внешние потребители. ќтношени€ с ними задаютс€ торговыми договорами. Ќеотъемлемой частью таких договоров €вл€етс€ требовани€ к качеству и количеству продукции, а также к срокам ее поставки. »менно эти конечные услови€ определ€ют ход нашего производственного процесса.

ѕотребители могут быть не только внешними, но и внутренними. ≈сли бы наш Ђ расный гигантї входил в концерн Ђ исельные берегаї, такие внутренние потребители могли бы по€витьс€. Ёто были бы другие предпри€ти€, вход€щие в концерн. — точки зрени€ парадигмы бизнес-процесса разницы между ними и внешними потребител€ми большой нет. ќтношени€ с ними также определ€ютс€ договорами и требовани€ми к количеству и качеству продукции. ƒовольно часто дл€ обслуживани€ внутреннего потребител€ полезно выделить отдельные бизнес-подпроцессы, а дл€ контрол€ этих подпроцессов выделить отдельные подразделени€.

Ќа входе нашего сладкого бизнес-процесса будет закупка сырь€ дл€ производства. Ёто подпроцесс, потребител€ми которого €вл€ютс€ производственные участки Ђ расного гигантаї.

–езультаты де€тельности предпри€ти€ завис€т от того, как выстроен бизнес-процесс. ќт этого же завис€т издержки производства.

ќтношение к де€тельности предпри€ти€, как к бизнес-процессу позвол€ет руководителю предпри€ти€ не ув€знуть в болоте текущих потребностей, а как бы подн€тьс€ на верхний этаж и потому более смело измен€ть структуру бизнес-процесса или бизнес-процессов. ѕоставка станиол€ ограничивает выпуск шоколада? ќрганизуем дополнительный бизнес-процесс, в результате которого найдем еще одного поставщика! ясно, что этот процесс поведет отдел снабжени€ (хот€ думаем мы по-новому, названи€-то у нас остались старые!) ясно, сколько времени мы дадим снабженцам на поиски, €сно, какие конечные требовани€ к станиолю мы выдвигаем.

ј может быть, вообще обойтись без станиол€ и начать заворачивать шоколадки в прозрачный пластик? “огда надо дать задание исследовател€м. “о есть организовать другой бизнес-процесс, параметры которого тоже определить достаточно просто.

Ќу что, почувствовали себ€ в роли хоз€ина предпри€ти€, или в рамках новой парадигмы, владельца бизнес-процесса? ¬ладелец бизнес-процесса имеет полномочи€ измен€ть пор€док выполнени€ процесса. √овор€ по-старому, по-советски, это директор предпри€ти€. ј за выполнение бизнес-процесса отвечает менеджер процесса. ѕо старой номенклатуре он называлс€ главным инженером предпри€ти€. ¬ случае с шоколадной фабрикой (или с комбинатом по производству окатышей Ц не важно) взаимоотношени€ между владельцем бизнес-процесса и его менеджером пон€тны. ј вот в индустрии развлечений иногда бывает сложно сказать, кто важнее, продюссер (хоз€ин бизнес-процесса) или режиссер (менеджер бизнес-процесса).

 стати, вопрос дл€ знатоков и любителей советского прошлого. ¬ советское врем€ директор производства не был владельцем бизнес-процесса, а был его менеджером.  то же выполн€л роль владельца?

√лобальный бизнес-процесс подраздел€ют на подпроцессы, которые обычно классифицируют как основные процессы, управл€ющие процессы и вспомогательные процессы.

¬ведение пон€ти€ бизнес-процессов не €вл€етс€ переформулировкой старого, функционального, подхода к де€тельности предпри€ти€ и его подразделений. Ѕизнес-процессы должны быть сквозными, то есть затрагивать несколько подразделений. —обственно говор€, взаимодействие подразделений и определ€ет набор бизнес-процессов.

» хот€, кажда€ организаци€, каждое предпри€тие, имеет определенную специфику своей де€тельности, всегда можно говорить об определенном типовом наборе бизнес-процессов, примен€емых в данной отрасли, в данном регионе, в данных правовых обсто€тельствах. ÷енность подхода бизнес-процессов именно в том, что этот подход позвол€ет по-новому, более эффективно, аккумулировать управленческий опыт.

» будет тогда все в шоколаде.


pro
—емен ÷ыгановский

ѕро бизнес процессы уже было однажды мельком упом€нуто в нескучной статье "„то такое реинжиниринг" от 20.10.2015. ј здесь развернуто и со знанием дела.

mas
ћарк Ѕлау

ƒа, толкова€ стать€. я, кажетс€, догадываюсь, какова професси€ автора.

top
Halida Rojkova

“ак грамотно и толково все объ€снить может только специалист в этой области. Ѕраво, “ома! ++++++++

top
Halida Rojkova

ћужчины, вы так восхитились статьей “омы, что кто-то из вас забыл поставить балл. :)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+