Когда-то, не так давно, всего лет пятьдесят назад, считалось, что бизнес можно подразделить на две совершенно различные отрасли – производство и торговлю. В каждой отрасли были свои порядки, хитрости и причуды. Этому чародейству и волшебству и учили организаторов производства и торговли. Тогда же и сформировалась наука под названием «управление бизнесом».
Это происходило на Западе (в каковой включалась и значительная часть Дальнего Востока). В советской социалистической же части нашей планеты управление бизнесом называлось «управлением производством». Причем, мозги студентам, словно майонезом, заправляли непомерно большой долей идеологических наук. А на оставшееся место вбивали странное крошево из методов, освоенных еще в конце 19-го и в начале 20-го века и из директивных материалов, в изобилии производившихся Госпланом, Госснабом и Совмином. Кажется, самым точным предметом в этой мешанине, своеобразном салате «Оливье», был бухгалтерский учет, а главным вычислительным средством – спрячьте глупые улыбки – совсем не счеты, а калькулятор «Электроника Б3-32».
Об этом сейчас вспоминаешь с улыбкой. Но тем, кого учили на организатора социалистического производства, и тем, кто в славных 1990-х годах столкнулся лицом к лицу с производством, организованным совсем на других принципах, было не до смеха. Однако как ни странно, большинство из них выжило, приспособилось и даже освоило жемчужины зарубежной науки управления бизнесом. Догонять, конечно, неприятно, но, с другой стороны, потреблять готовые методы все-таки проще, чем придумывать свои. Хотя и придумывать тоже много пришлось!
Оказалось, что за то время, пока блюли нашу идеологическую девственность, в управлении бизнесом сменилась парадигма, то есть общий взгляд на то, что такое бизнес, которым приходится управлять. Перегородки между производством, торговлей и появившемися к тому моменту индустрией услуг и индустрией развлечений оказались искусственными и были устранены. Бизнес стал рассматриваться как единый процесс. То есть, как регулярно повторяющаяся с течением времени, последовательность определенных действий, операций или процедур, направленных на то, чтобы ресурсы внешней среды преобразовать в товар, который необходим потребителю и в обмен на который можно получить денежные средства. В принципе такая картинка мало отличается от той, которую когда-то нарисовал выдающийся деятель искусств Карл Маркс, а еще раньше – экономисты Адам Смит и Давид Риккардо.
Но теперь появилась возможность структурировать «глобальный» бизнес-процесс, разбивая его на менее крупные бизнес-подпроцессы.
Рассмотрим, например производство шоколада, на фабрике с поэтическим и эротическим названием «Красный гигант». Производство шоколада – это бизнес-процесс, основной для данного предприятия. Этот процесс составлен из множества взаимно связанных и увязанных операций, среди которых изготовление шоколадной массы, разлив массы, упаковка и прочее. Для производства шоколада необходимы: определенное количества сырья, материалов, электроэнергии, а также труд принятого на работу технического персонала.
Кто является потребителем, кто ожидает сладкой продукции «Красного гиганта»? Не абстрактный народ, и не еще более абстрактные трудящиеся, а несколько оптовых торговых компаний, задача которых – розничный сбыт нашей продукции. В данном случае по отношению к нашей фабрике-производителю это внешние потребители. Отношения с ними задаются торговыми договорами. Неотъемлемой частью таких договоров является требования к качеству и количеству продукции, а также к срокам ее поставки. Именно эти конечные условия определяют ход нашего производственного процесса.
Потребители могут быть не только внешними, но и внутренними. Если бы наш «Красный гигант» входил в концерн «Кисельные берега», такие внутренние потребители могли бы появиться. Это были бы другие предприятия, входящие в концерн. С точки зрения парадигмы бизнес-процесса разницы между ними и внешними потребителями большой нет. Отношения с ними также определяются договорами и требованиями к количеству и качеству продукции. Довольно часто для обслуживания внутреннего потребителя полезно выделить отдельные бизнес-подпроцессы, а для контроля этих подпроцессов выделить отдельные подразделения.
На входе нашего сладкого бизнес-процесса будет закупка сырья для производства. Это подпроцесс, потребителями которого являются производственные участки «Красного гиганта».
Результаты деятельности предприятия зависят от того, как выстроен бизнес-процесс. От этого же зависят издержки производства.
Отношение к деятельности предприятия, как к бизнес-процессу позволяет руководителю предприятия не увязнуть в болоте текущих потребностей, а как бы подняться на верхний этаж и потому более смело изменять структуру бизнес-процесса или бизнес-процессов. Поставка станиоля ограничивает выпуск шоколада? Организуем дополнительный бизнес-процесс, в результате которого найдем еще одного поставщика! Ясно, что этот процесс поведет отдел снабжения (хотя думаем мы по-новому, названия-то у нас остались старые!) Ясно, сколько времени мы дадим снабженцам на поиски, ясно, какие конечные требования к станиолю мы выдвигаем.
А может быть, вообще обойтись без станиоля и начать заворачивать шоколадки в прозрачный пластик? Тогда надо дать задание исследователям. То есть организовать другой бизнес-процесс, параметры которого тоже определить достаточно просто.
Ну что, почувствовали себя в роли хозяина предприятия, или в рамках новой парадигмы, владельца бизнес-процесса? Владелец бизнес-процесса имеет полномочия изменять порядок выполнения процесса. Говоря по-старому, по-советски, это директор предприятия. А за выполнение бизнес-процесса отвечает менеджер процесса. По старой номенклатуре он назывался главным инженером предприятия. В случае с шоколадной фабрикой (или с комбинатом по производству окатышей – не важно) взаимоотношения между владельцем бизнес-процесса и его менеджером понятны. А вот в индустрии развлечений иногда бывает сложно сказать, кто важнее, продюссер (хозяин бизнес-процесса) или режиссер (менеджер бизнес-процесса).
Кстати, вопрос для знатоков и любителей советского прошлого. В советское время директор производства не был владельцем бизнес-процесса, а был его менеджером. Кто же выполнял роль владельца?
Глобальный бизнес-процесс подразделяют на подпроцессы, которые обычно классифицируют как основные процессы, управляющие процессы и вспомогательные процессы.
Введение понятия бизнес-процессов не является переформулировкой старого, функционального, подхода к деятельности предприятия и его подразделений. Бизнес-процессы должны быть сквозными, то есть затрагивать несколько подразделений. Собственно говоря, взаимодействие подразделений и определяет набор бизнес-процессов.
И хотя, каждая организация, каждое предприятие, имеет определенную специфику своей деятельности, всегда можно говорить об определенном типовом наборе бизнес-процессов, применяемых в данной отрасли, в данном регионе, в данных правовых обстоятельствах. Ценность подхода бизнес-процессов именно в том, что этот подход позволяет по-новому, более эффективно, аккумулировать управленческий опыт.
И будет тогда все в шоколаде.