icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое јнимизм?

  • 3879
  • 1

„то такое јнимизм?

«
«начение слова Ђанимизмї нам будет проще пон€ть, если мы вспомним, что означает латинское слово Ђanimaї, от которого оно происходит. Ёто же корень встречаетс€ нам в таких словах, как Ђреанимироватьї (буквально Ц Ђвозвращать душуї), иными словами, Ђanimaї Ц это душа, дух.

“ермин Ђанимизмї впервые употребил в XVIII в. немецкий химик и врач √.Ё.Ўталь. »менно так он назвал своЄ учение. »де€ √.Ё.Ўтал€ заключалось в том, что все жизненные процессы основываютс€ на безличном начале, каковым €вл€етс€ душа. Ѕыло ли в самой этой идее что-то принципиально новое? ѕожалуй, нет. Ќечто подобное мы находим ещЄ у древнегреческих философов. “ак, ‘алес ћилетский усматривал душу у всех тел, которые привод€тс€ в движение своими внутренними силами или же способны что-то прит€гивать (так, он считал, что у магнита есть душа, поскольку он прит€гивает железо). јристотель тоже считал, что тело живЄт только будучи соединЄнным с душой; впрочем, душу, присущую живым существам он считал лишь частным случаем энтелехии Ц некой внутренней сущности, заключающей в себе конкретный результат (например Ц дерево в орехе). ј не было ли подобных воззрений ещЄ раньше Ц на заре человеческой цивилизации?

Ђƒа, были, Ц с уверенностью ответил в XIX в. английский этнограф и культуролог Ё.Ѕ.“айлор. Ц Ёто есть сама€ ранн€€ форма религии, из которой выросли все остальныеї. ѕо мысли Ё.Ѕ.“айлора, первобытный человек Ц Ђдикарь-философї, как его называет исследователь, задавалс€ вопросами, почему люди умирают, где происход€т все те событи€, которыми заполнены наши сны. ¬ то врем€, как тело лежит неподвижно, почему человек может видеть то, чего не вид€т другие, или временно Ђотключатьс€ї и пришЄл к выводу о существовании у человека невидимой сущности Ц души, духа, €вл€ющегос€ жизненным началом. “акое представление древний человек перенЄс на всЄ, что пыталс€ познавать Ђчерез себ€ї и потому приписывал этому человеческие черты: животных, растени€, €влени€ природы (солнце, огонь, гром и т.д.).

¬от так древний человек впервые разделил мир на материальный и нематериальный, а нематериальную его часть Ц на души, св€занные с человеческими телами, и других духов, с человеком не св€занных. Ёти духи могут быть злыми и добрыми, правда, на этом этапе разделение духов на добрых и злых ещЄ не имеет морально-нравственной окраски, это скорее разделение на Ђполезноеї и Ђвредноеї применительно к человеку, его жизни, его интересам, поэтому быть в хороших отношени€х надо и с теми, и с другими. ” наших предков такие представлени€ продержались достаточно долго, чтобы о них знал автор Ђѕовести временных летї. ќн упоминает об Ђупыр€х и берегин€хї, которым приносились жертвы (и тем, и другим).

≈щЄ современники Ё.Ѕ.“айлора подвергали сомнению его теорию, и сейчас уже €сно, что путь от первобытного анимизма к монотеизму мировых религий был не таким пр€мым и простым, как это представлено в теории Ё.Ѕ.“айлора. Ќо анимистический формы религии всЄ-таки существуют. »х часто обнаруживают этнографы у народов, наход€щихс€ на первобытной стадии развити€ в ќкеании, јфрике и т.д. ¬прочем, не надо думать, что анимизм присущ только дикар€м, пл€шущим вокруг костра. ¬стречаетс€ он и у цивилизованных народов, например, его черты имеет синто Ц национальна€ религи€ €понцев. ≈сть и в нашей стране народы, сохранившие анимистические веровани€: нанайцы, орочи, эвенки, нивхи и др.

¬прочем, можно сказать, что через анимизм проходим мы все на определЄнном этапе нашей жизни. ¬спомните, как маленький ребЄнок, ударившись о стол, принимаетс€ бить Ђобидевшийї его предмет мебели, как он злитс€ на игрушку, котора€ не желает сто€ть так, как он хочетЕ не означает ли это, что ребЄнок видит в неодушевлЄнных предметах нечто живое, что может не слушатьс€ или иметь враждебные намерени€, иными словами Ц душу? “акое видение мира называют детским анимизмом. Ќевольно напрашиваетс€ аналоги€: детство человечества Ц детства человека. ¬прочем, проводить пр€мые аналогии между историей человеческого общества и психическим развитием отдельной личности всЄ-таки нельз€.


tra
«ульфи€  ѕолевода

ќчень интересно написано, ≈лена! ќтлично развернута тема Ч прочла с удовольствием, почерпнула новую дл€ себ€ информацию! +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+