Сам термин «андеграунд» появился впервые в США. Начал он употребляться с середины 20 века. И применяли это слово к тем странам, в которых искусство, как музыкальное, так и литературное и художественное, было полностью подчинено государственной идеологии. Применяли это слово и по отношению к России. Особенно это слово как нельзя кстати подходило к русскому року тех времён – непонятому, отвергнутому, но всё равно живому и так не похожему на песни Аллы Борисовны Пугачёвой.
Чем же характеризуется андеграунд? Во-первых, это разрыв с господствующей идеологией страны и государства в целом. Во-вторых, это полное игнорирование стилистических и языковых ограничений. В-третьих, отказ от общепринятых ценностей. И, конечно же, бунтарство и эпатажность.
Как правило андеграунд – это то, что выпускается нелегально и только для узкого круга людей, которые также, как и сам автор не хотят быть похожи на всех остальных. Ещё чаще андеграунд «пишется в стол», то есть без всякой надежды на то, что это когда-нибудь будет издано, опубликовано или кому-либо нужно. Тогда зачем же всё это делается? Да лишь потому, что душа просит. Потому, что человек просто не хочет мириться со сложившимися устоями и поэтому играет ту музыку, которую никто не понимает, пишет те рассказы, которые в мире литературы считаются нонсенсом и рисует картины, которые никто не станет смотреть. Но со временем запреты снимаются или появляются новые, ещё более жестокие, а старые запреты само же правительство поднимает на смех. И вот тогда появляются на свет все эти спрятанные от глаз картины, издаются книги, которые несколько десятков лет пылились в столе, начинает звучать музыка, которая тоже никого до этого не интересовала, а на деле оказывается, очень даже неплохая музыка.
Казалось бы, в России андеграунда быть просто не должно. Прошли времена Советского Союза, прошли тотальные запреты и неприязнь ко всему новому. Однако это далеко не так. Мир андеграунда в нашей стране был, есть и будет всегда. Запреты, этические и политические, а также соответствующие экономические факторы, существуют и ныне, а значит, они порождают и будут продолжать порождать новый андеграунд. И пусть сегодня чьи-то картины, чьи-то книги и чья-то музыка находятся «в опале», но пройдёт несколько лет, и они выйдут из «подземелья» и будут удивлять нас своею новизной и необычностью. И мы уже просто не сможем представить себе, как жили без всего этого.