icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Что такое алхимия?

  • 2629
  • 1

Что такое алхимия?

К
Казалось бы, ответ очевиден: алхимия – это разновидность магии, средневековая псевдонаука, предшествующая химии, представители которой пытались найти философский камень – таинственную субстанцию, способную превратить любой металл в золото.

На самом деле всё не совсем так, точнее, совсем не так. Начнём с того, что средневековые алхимики никогда не считали себя магами и ни в коем случае не противопоставляли себя христианской вере. Правда, были среди них и такие, кто имел проблемы с церковью и инквизицией, например, Роджер Бэкон – но были и люди уважаемые, ладившие с церковью. Некоторые алхимики приложили руку к украшению соборов, изготовив для витражей (в частности, в Шартрском соборе) стекло особо глубокого красного оттенка, и секрет такой краски современные учёные не могут разгадать до сих пор.

Не следует считать алхимию и чисто средневековым явлением. Пожалуй, отдалённые истоки алхимических идей следует искать в тех временах, когда человечество начало осваивать металл. Наверное, на наших далёких предков производил колоссальное впечатление тот факт, что из грязеподобной массы (руды) под действием огня возникает нечто крепкое и сверкающее, т.е. более совершенное. Нельзя ли применить этот принцип трансмутации (превращения) и к другим веществам… а может, не только к веществам? Вот эта идея и составила основу алхимии.

Философский камень должен был обеспечить трансмутацию, приведение к совершенному состоянию всего сущего, и прежде всего – человека. Превращение же металлов в золото – это лишь частный случай такой трансмутации, поскольку золото считалось самым совершенством металлов – но самый известный. Ведь алхимию, как бы она ни отличалась от современной науки, роднит с нею одно: она тоже требует материальных затрат и не даёт немедленного и стабильного дохода. Поэтому алхимикам для их работы нужны были богатые и влиятельные покровители. А что прежде всего интересует сильных мира сего? Конечно же, богатство! Я даю тебе деньги на лабораторию, я тебя содержу – а ты мне превращаешь ртуть и свинец в золото – вот так и получилось, что деятельность алхимиков стала ассоциироваться первым делом с получением золота из благородных металлов.

Но вернёмся к истории алхимии. Само слово «ал-химия» происходит из арабского языка, туда же оно пришло из древнеегипетского, где обозначало чёрный цвет и… сам Египет – «чёрную землю», удобренную нильским илом. Да, «родина» алхимии – Древний Египет, а зарождение её связано с загадочной личностью, известноё в позднейшие времена как Тот Гермес Трисмегист. Кто это был? Египтяне отождествляли его с богом мудрости Тотом, а греки – с Гермесом, в то же время, в то же время, известны даты его жизни (1399-1257 гг. до н.э.) и даже могила, расположенная в окрестностях столицы Эхнатона. Впрочем, никакого противоречия тут нет - почитали же египтяне Имхотепа в качетсве одного из богов.

Тоту Гермесу Трисмегисту приписывается текст, составляющий своего рода квинтэссенцию алхимии, известный как «Изумрудная скрижаль». В этом тексте говорится о соотношении макро- и микрокосма: «То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху». Ссообщаются в "Изумрудной скрижали" и принципы приведения «того, что внизу» к совершенству. Эти принципы и составили основу алхимического Великого Делания.

Средневековые источники донесли до нас описание фаз этого Делания, каждой из которых соответствует определённый символ и определённый цвет, который приобретает исходная субстанция в реторте.

1.Нигредо (чёрный): символ – голова ворона или череп; стадия гноения, через которую должна пройти субстанция.

2.Альбедо (белый); дистилляция материи, выпариваний шлаков, в результате должна получиться светящаяся жидкость – т.н. «малый эликсир», превращающий металлы в серебро.

3.Рубедо (красный) – конечная стадия и главная цель. Здесь происходит т.н. «алхимческая свадьба» между Меркурием (ртутью) и серой, результатом которой и является философский камень – он же ребис, он же магистерий, он же великий эликсир.

Кроме того, в процессе Делания можно наблюдать на поверхности субстанции феерическую смену цветов – это называлось «радугой» или «хвостом павлина».

Какие компоненты использовались при этом? Обычно называются ртуть и сера, символизирующие мужское и женское начало, так что можно было использовать киноварь (там есть и то, и другое), могли быть и другие соединения серы – например, серая сурьмяная руда. Впрочем, труды алхимиков весьма сложно истолковывать – они пользовались особыми обозначениями.Купорос именуется «зелёным львом», например, и даже за привычными нам обозначениями может стоять что-то иное.

Даже алхимическое золото – это не совсем то золото, которое знаем мы. Известна статуэтка, изготовленная якобы из алхимического золота – и она весит больше, чем должна весить золотая вещица такого объёма, т.е. если это и золото – то обладающее какими-то иными свойствами. Правда, существует более простое объяснение: золото самое обычное, а внутри – кусок свинца, но никто пока не проверял. Кроме того, те алхимики, которые проявили себя в медицине, применяли некое «питьевое золото, но если просто растворить золото в воде и выпить, оно покроет внутреннюю поверхность желудка – и человек умрёт… так что же это было? Мы не знаем…

А существует ли алхимия в Новейшее время? Представьте себе – да! В первую очередь, это была алхимия духовная (с её идеями, в частности, связан знаменитый Орден Золотой Зари, членами которого были знаменитые писатели Э.Бульвер-Литтон и У.Б.Йейтс, и эти идеи изложены во многих произведениях У.Б.Йейтса, в частности, в рассказе «Роза алхимии»).

В XX веке были изданы алхимические труды некоего Фулканелли. Кто это такой – так и осталось неизвестным, но по некоторым данным, родился он в 1839 г., а умер в 1953 (уже впечатляет!). Говорят также, что именно он был таинственным руководителем сопротивления на юге Франции в годы немецкой оккупации, известным как "Белый шевалье". Наконец, есть и ещё более впечатляющая версия: Фулканелли – это Никола Фламель, известный французский алхимик, живший в XIV веке, которому удалось-таки создать философский камень и достичь бессмертия!

В каком соотношении с реальностью всё это находится? Сказать трудно… Вообще, в 40-х гг. ХХ в. учёным удалось получить золото из некоторых изотопов ртути путём ядерных реакций, но при этом на 35 мкг (миллионных долей грамма) золота потребовалось 100 г ртути, да и золото получилось нестабильным и скоро снова превратилось в ртуть, испуская бета-лучи… в общем, игра не стоит свеч.

Одно можно сказать с уверенностью: если вам попадутся инструкции по алхимическому Великому Деланию – не пытайтесь повторить это дома!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+