icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Евгений Багдерин
Культура и искусство

Что мы знаем о художнике А. Иванове?

  • 976
  • 12

Что мы знаем о художнике А. Иванове?

В
В художественных учебных заведениях России согласно академическим канонам было принято дипломную картину писать по древней античной мифологии или на Библейский сюжет. Эти классические темы были настолько привлекательными, что долго не «отпускали» таких выдающихся мастеров как И. Крамской, И. Репин, В. Поленов, Н. Ге, Г. Семирадский. Но был в истории русской живописи выдающийся мастер, который все свое дарование посвятил иллюстрации Нового Завета, это Александр Андреевич Иванов – автор всемирно известного полотна «Явление Христа народу».

16 июля 1806 года у профессора живописи, преподавателя Императорской Академии художеств Андрея Ивановича Иванова родился сын Александр, будущий выдающийся живописец. Уже в 11 лет в картинах Саши Иванова просматривался выдающийся талант. Современники даже подозревали отца мальчика, который, якобы, рисовал за него. Действительно, отец принимал самое живое участие в воспитании и обучении сына и оказывал влияние на его творчество. Но Александр будучи «вольноприходящим» учеником Академии, самостоятельно добился поразительных успехов в живописи, за что получил две серебряные и золотую медаль за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора».

В воспоминаниях однокашников Александр был всегда серьезен, замкнут, почти не имел друзей, к заданиям относился ответственно и выполнял их вовремя. Любил читать книги по истории и искусству. «История искусств» Винкельмана была настольной книгой в семье Ивановых. На полках стояли древнегреческие трагики , Гомер и Пиндар. Когда вышел перевод Лангера сочинений итальянца Франческо Милиции «Об искусстве смотреть на художество», отец и сын принялись совместно изучать этот кодекс эстетики классицизма

А через три года он удостаивается звания художника и большой золотой медали за картину «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона». Позже руководство Академии усмотрело в изображенном на картине барельефе фараона, руководившего казнью связь с недавним событием - восстанием декабристов, что чуть-чуть не довело автора до ссылки. К счастью, доказательств злого умысла не нашли и дело успешно замяли. Так появляется новая программная картина «Беллерофонт отправляется в поход против химеры»(1829).

Александр мечтает продолжить обучение за границей, но поскольку, он был вольным слушателем в Академии художеств, ему было отказано в средствах для продолжения обучения. Содержание молодого дарования взяло на себя Общество поощрения художников. В 1831 году он по морю добирается до Германии, останавливается на некоторое время в Дрездене, затем в Австрии. Все остальное время до 1858 года он живет и работает в Италии. Александр завершает работу над полотном “Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением” (1831-34). Он становится известным в Италии.

Пенсионеры Академии обязаны были работать по индивидуальным планам и направлять отчеты о проделанной работе своим спонсорам. Иванов охотно включился в эту работу. Он делает огромное количество копий картин и фресок великих итальянских художников, пытаясь узнать секреты их мастерства. Особенно пристально он изучает Микеланджело в Сикстинской Капелле в Ватикане и Рафаэля. Изучает художественное наследие в Средней Италии и Северной Италии, в Милане, Неаполе, романтичной Венеции и прекрасной Флоренции, но живет и работает в Риме.

Живопись эпохи Возрождения вдохновила А. Иванова на глубокое изучение Нового Завета. Он с большим творческим подъемом завершает работу над картиной “Явление Христа Марии Магдалине” (1835), которая очень восторженно была принята в России и принесла живописцу звание академика.

В 1833 году он в письме к отцу сообщает о замысле создать грандиозное полотно, посвященное одной из центральных тем в христианстве - «явление Мессии». Он соединяет это событие с другим важным событием - крещением, совершаемым Иоанном Предтечей на берегу реки Иордан. Работа над картиной продолжалась 20 лет с 1837по1857 год. А. Иванов делает более 600 этюдов будущего полотна. Путешествует по всей Италии в поисках персонажей, похожих на жителей Иудеи и натуры: деревьев, растительности, ручейков, камней.

Он очень часто подолгу запирался в своей мастерской, многократно переписывая основные образы, меняя композицию. Александр Андреевич в письмах к отцу постоянно советовался по поводу картины. Так, например, ими обсуждался вопрос, почему в картине нет женщин? У автора первоначально было намерение ввести 2-3 женских фигуры. Но Андрей Иванович отговорил сына от этой затеи, считая, что, изображение обнаженного женского тела в центре, может сменить акценты и отвлекать от главной темы. От затеи Александр отказался. В Риме А. Иванов очень подружился с Гоголем. Они много и охотно общаются. Художник пишет один из самых выразительных портретов писателя, более того, он использует Николая Васильевича в качестве натуры (он изображен в правой части картины персонаж в халате кирпичного цвета). Наконец, работа закончена.

В мае 1858 года художник возвращается в Санкт-Петербург вместе с картиной. «Явление Мессии» имела грандиозные размеры 550х750 см (40,5 кв.м) и была выставлена в Белом зале Зимнего дворца 28 мая 1858 года вместе с многочисленными этюдами. По столице пошли слухи что картина, якобы, не понравилась императору, что Александр II обещал А.А. Иванову 30 тысяч рублей серебром, но не заплатил и копейки. Восторженно встретили монументальное полотно мастера В. Стасов, Н. Чернышевский, А. Герцен, И. Тургенев, И. Репин, молодые художники и прогрессивная интеллигенция.

Измотанный утомительным переездом и унижениями, Александр Андреевич Иванов скоропостижно скончался от холеры 3 июля 1858 г. В день кончины пришло известие о том, что «Явление Христа народу» была куплена Александром II за 15 тысяч рублей, а автор пожалован орденом Святого Владимира.

У Александра Андреевича не было семьи. Единственная девушка, с которой у него был недолгий роман — это дочь учителя музыки Гюльпена в Академии художеств в 1828 году, когда стоял выбор между женитьбой и продолжением учебы за границей.

Сегодня самая знаменитая картина художника занимает почетное место в специально пристроенном зале Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.

tra
Анна Польная

Очень познавательная статья. Я мало знала о его жизни! Спасибо!

mas
Евгений Багдерин

Анна, я и сам знал о нем как о художнике одной картины. А наткнулся на книгу серии ЖЗЛ Л. М. Анисова (М.,2004г) и узнал намного больше...

mas
Марк Блау

Наверное, хорошо, что Иванов не побывал в Палестине. Иначе бы он не смог написать такую картину. Реальность иной раз крошит высокие идеалы и красивые мечты. Приятель А.Иванова, Гоголь, испытал это на себе, побывав паломником на Святой Земле. Он ожидал увидеть нечто, изображенное Ивановым, а увидел то, что описал немного позже Марк Твен. Болезненный разрыв шаблона!

Интересно, почему картина, купленная императором, оказалась не в Русском музее, а в Третьяковской галерее. Вероятнее всего за это надо сказать спасибо советской власти.

mas
Евгений Багдерин

Марк, он мечтал попасть в Палестину, но не получилось. А картина потом выставлялись в Академии художеств в Афинском зале. В 1932 году перевезли в ГТГ.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+