icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈вгений Ѕагдерин
 ультура и искусство

„то мы знаем о художнике ј. »ванове?

  • 1361
  • 12

„то мы знаем о художнике ј. »ванове?

¬
¬ художественных учебных заведени€х –оссии согласно академическим канонам было прин€то дипломную картину писать по древней античной мифологии или на Ѕиблейский сюжет. Ёти классические темы были настолько привлекательными, что долго не Ђотпускалиї таких выдающихс€ мастеров как ».  рамской, ». –епин, ¬. ѕоленов, Ќ. √е, √. —емирадский. Ќо был в истории русской живописи выдающийс€ мастер, который все свое дарование посв€тил иллюстрации Ќового «авета, это јлександр јндреевич »ванов Ц автор всемирно известного полотна Ђявление ’риста народуї.

16 июл€ 1806 года у профессора живописи, преподавател€ »мператорской јкадемии художеств јндре€ »вановича »ванова родилс€ сын јлександр, будущий выдающийс€ живописец. ”же в 11 лет в картинах —аши »ванова просматривалс€ выдающийс€ талант. —овременники даже подозревали отца мальчика, который, €кобы, рисовал за него. ƒействительно, отец принимал самое живое участие в воспитании и обучении сына и оказывал вли€ние на его творчество. Ќо јлександр будучи Ђвольноприход€щимї учеником јкадемии, самосто€тельно добилс€ поразительных успехов в живописи, за что получил две серебр€ные и золотую медаль за картину Ђѕриам испрашивает у јхиллеса труп √ектораї.

¬ воспоминани€х однокашников јлександр был всегда серьезен, замкнут, почти не имел друзей, к задани€м относилс€ ответственно и выполн€л их воврем€. Ћюбил читать книги по истории и искусству. Ђ»стори€ искусствї ¬инкельмана была настольной книгой в семье »вановых. Ќа полках сто€ли древнегреческие трагики , √омер и ѕиндар.  огда вышел перевод Ћангера сочинений италь€нца ‘ранческо ћилиции Ђќб искусстве смотреть на художествої, отец и сын прин€лись совместно изучать этот кодекс эстетики классицизма

ј через три года он удостаиваетс€ звани€ художника и большой золотой медали за картину Ђ»осиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараонаї. ѕозже руководство јкадемии усмотрело в изображенном на картине барельефе фараона, руководившего казнью св€зь с недавним событием - восстанием декабристов, что чуть-чуть не довело автора до ссылки.   счастью, доказательств злого умысла не нашли и дело успешно зам€ли. “ак по€вл€етс€ нова€ программна€ картина ЂЅеллерофонт отправл€етс€ в поход против химерыї(1829).

јлександр мечтает продолжить обучение за границей, но поскольку, он был вольным слушателем в јкадемии художеств, ему было отказано в средствах дл€ продолжени€ обучени€. —одержание молодого даровани€ вз€ло на себ€ ќбщество поощрени€ художников. ¬ 1831 году он по морю добираетс€ до √ермании, останавливаетс€ на некоторое врем€ в ƒрездене, затем в јвстрии. ¬се остальное врем€ до 1858 года он живет и работает в »талии. јлександр завершает работу над полотном Ујполлон, √иацинт и  ипарис, занимающиес€ музыкой и пениемФ (1831-34). ќн становитс€ известным в »талии.

ѕенсионеры јкадемии об€заны были работать по индивидуальным планам и направл€ть отчеты о проделанной работе своим спонсорам. »ванов охотно включилс€ в эту работу. ќн делает огромное количество копий картин и фресок великих италь€нских художников, пыта€сь узнать секреты их мастерства. ќсобенно пристально он изучает ћикеланджело в —икстинской  апелле в ¬атикане и –афаэл€. »зучает художественное наследие в —редней »талии и —еверной »талии, в ћилане, Ќеаполе, романтичной ¬енеции и прекрасной ‘лоренции, но живет и работает в –име.

∆ивопись эпохи ¬озрождени€ вдохновила ј. »ванова на глубокое изучение Ќового «авета. ќн с большим творческим подъемом завершает работу над картиной Уявление ’риста ћарии ћагдалинеФ (1835), котора€ очень восторженно была прин€та в –оссии и принесла живописцу звание академика.

¬ 1833 году он в письме к отцу сообщает о замысле создать грандиозное полотно, посв€щенное одной из центральных тем в христианстве - Ђ€вление ћессииї. ќн соедин€ет это событие с другим важным событием - крещением, совершаемым »оанном ѕредтечей на берегу реки »ордан. –абота над картиной продолжалась 20 лет с 1837по1857 год. ј. »ванов делает более 600 этюдов будущего полотна. ѕутешествует по всей »талии в поисках персонажей, похожих на жителей »удеи и натуры: деревьев, растительности, ручейков, камней.

ќн очень часто подолгу запиралс€ в своей мастерской, многократно переписыва€ основные образы, мен€€ композицию. јлександр јндреевич в письмах к отцу посто€нно советовалс€ по поводу картины. “ак, например, ими обсуждалс€ вопрос, почему в картине нет женщин? ” автора первоначально было намерение ввести 2-3 женских фигуры. Ќо јндрей »ванович отговорил сына от этой затеи, счита€, что, изображение обнаженного женского тела в центре, может сменить акценты и отвлекать от главной темы. ќт затеи јлександр отказалс€. ¬ –име ј. »ванов очень подружилс€ с √оголем. ќни много и охотно общаютс€. ’удожник пишет один из самых выразительных портретов писател€, более того, он использует Ќикола€ ¬асильевича в качестве натуры (он изображен в правой части картины персонаж в халате кирпичного цвета). Ќаконец, работа закончена.

¬ мае 1858 года художник возвращаетс€ в —анкт-ѕетербург вместе с картиной. Ђявление ћессииї имела грандиозные размеры 550х750 см (40,5 кв.м) и была выставлена в Ѕелом зале «имнего дворца 28 ма€ 1858 года вместе с многочисленными этюдами. ѕо столице пошли слухи что картина, €кобы, не понравилась императору, что јлександр II обещал ј.ј. »ванову 30 тыс€ч рублей серебром, но не заплатил и копейки. ¬осторженно встретили монументальное полотно мастера ¬. —тасов, Ќ. „ернышевский, ј. √ерцен, ». “ургенев, ». –епин, молодые художники и прогрессивна€ интеллигенци€.

»змотанный утомительным переездом и унижени€ми, јлександр јндреевич »ванов скоропостижно скончалс€ от холеры 3 июл€ 1858 г. ¬ день кончины пришло известие о том, что Ђявление ’риста народуї была куплена јлександром II за 15 тыс€ч рублей, а автор пожалован орденом —в€того ¬ладимира.

” јлександра јндреевича не было семьи. ≈динственна€ девушка, с которой у него был недолгий роман Ч это дочь учител€ музыки √юльпена в јкадемии художеств в 1828 году, когда сто€л выбор между женитьбой и продолжением учебы за границей.

—егодн€ сама€ знаменита€ картина художника занимает почетное место в специально пристроенном зале √осударственной “реть€ковской галереи в Ћаврушинском переулке в ћоскве.

tra
јнна ѕольна€

ќчень познавательна€ стать€. я мало знала о его жизни! —пасибо!

mas
≈вгений Ѕагдерин

јнна, € и сам знал о нем как о художнике одной картины. ј наткнулс€ на книгу серии ∆«Ћ Ћ. ћ. јнисова (ћ.,2004г) и узнал намного больше...

mas
ћарк Ѕлау

Ќаверное, хорошо, что »ванов не побывал в ѕалестине. »наче бы он не смог написать такую картину. –еальность иной раз крошит высокие идеалы и красивые мечты. ѕри€тель ј.»ванова, √оголь, испытал это на себе, побывав паломником на —в€той «емле. ќн ожидал увидеть нечто, изображенное »вановым, а увидел то, что описал немного позже ћарк “вен. Ѕолезненный разрыв шаблона!

»нтересно, почему картина, купленна€ императором, оказалась не в –усском музее, а в “реть€ковской галерее. ¬еро€тнее всего за это надо сказать спасибо советской власти.

mas
≈вгений Ѕагдерин

ћарк, он мечтал попасть в ѕалестину, но не получилось. ј картина потом выставл€лись в јкадемии художеств в јфинском зале. ¬ 1932 году перевезли в √“√.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+