Забавно звучит, не правда ли? Но это сегодня, а вот в средние века немало женщин пострадало за «умение говорить животом». Священнослужители, ссылались на Библию, указывая на упомянутую Святой книгой чревовещательницу из Эндоры, которая посмела вещать для царя Саула. Вердикт – из живота человека говорить умеет только дьявол! А это значит, что такая женщина есть ведьма, и место ее на костре. Как боролись с «ведьмами», подробнее можно прочесть в статье Ю. Дворниковой «Молот ведьм». Возможно повторение?» от 11.03.15 года.
Вентрология испокон веков служила инструментом обмана. Вещали тогда только пифии – официальные предсказательницы, которым «по штату» полагалось общаться с потусторонним миром. Халдейская «Книга Предсказаний» рассказывает о тех из них, кто жил 4 тысячи лет назад. Книга написана собственноручно царем Ассирии Саррухином Первым, так что достоверность описываемых событий сомнению на подлежит.
Место действия выбиралось самым тщательным образом. Задняя стена и одна из сторон должны были быть закрытыми, обязательно нужна дымка и особый наряд, который прячет тело и закрывает часть лица. Все эти ухищрения призваны скрыть непроизвольную мимику, ведь лицо жрицы должно оставаться неподвижным во время разговора с духом. Ни у кого из зрителей не должно возникнуть ни тени сомнения, что с ними говорит само божество или дух умершего человека. Картина, явленная народу, была отличной декорацией – красиво, непонятно, таинственно и жутковато. Слабонервных, детей и женщин просим не смотреть!
Пифиям верили, на них надеялись, им платили. Но, надо признать, что делали это далеко не все. Уже в античности самые просвещенные умы позволяли себе вольность - смеялись над невежеством и легковерием людей. Гиппократ и Лукиан разоблачали чревовещателей и призывали народ не обращаться к их услугам. А Платон в трактате «Государство» и Аристофан в комедиях «Осы» и Плутос», высмеивая пифий, стремились открыть глаза простодушным и легковерным людей. И простачкам, конечно, тоже доставалось: над их наивностью авторы потешались от души.
Служителям культа, которые использовали в своих целях искусство чревовещания, такие разоблачения никогда не нравились. Их власть над людьми держалась на страхе перед богами. Кто они, эти непонятные, но такие грозные силы? Они могут наказать, а могут и одарить своими милостями. Представьте, что случится, если вдруг люди узнают правду? Упадут доходы, исчезнет вера, святые отцы станут не нужны, и власть над душами, да и телами тоже придется отдать.
Самое опасное из всех искушений – это желание обладать тайными знаниями. Или хотя бы делать вид, что только ты знаешь и умеешь то, что недоступно другим. «Власть только тогда власть, когда ею обладают немногие», - говорили древние и были правы. Вот и придумывались разные чудеса, одним самых популярных долгое время оставалось общение с духами при помощи чревовещателя.
Все тайное когда-нибудь становится явным, и со временем секреты вентрологов стали известны широкой публике. В 1770 году барон фон Менген в одном из писем подробно описал свой трюк с говорящей куклой. Он придумал его специально для того, чтобы развлекать дам на светских приемах. Так сначала Австрия наблюдала за «говорящей» куклой, у которой двигалась нижняя челюсть во время бесед с человеком. Потом англичане, разинув рты, смотрели и слушали «Лекции о головах». В лондонском театре «Друри-Лейн» выступал настоящий мастер ветрологии. Стивен ставил острые сценки на злобу дня, одновременно разговаривая с несколькими куклами из папье-маше.
А дальше плеяда цирковых и эстрадных артистов только множилась. Росло и мастерство чревовещателей. Александр Ваттемар – бывший врач, который изменил медицине ради ветрологии и стал знаменитым артистом. Прославился и французский актер Пьер Тома Левассар – гениальный пародист и искусный чревовещатель. Он первым начал работать с 5 - 7 куклами одновременно. Англичанин Фредерик Маккабей – поражал публику совершенно новым номером. Зал, не верящий в чревовещателей, «задавал» ему вопросы, кидал обидные реплики, а сам актер при этом стоял на сцене и молча с обиженным видом выслушивал замечания.
В России работала большая династия вентрологов. Ее основатель – Григорий Михайлович Донской. Он увлек этим искусством свою дочь, а потом и внучку. Номер у Донского был роскошно обставлен. На сцену или арену цирка выезжала золотая карета, запряженная хорошенькой собачкой. В карете сидели две небольшие куклы, за ними появлялись куклы, ростом не менее 160 сантиметров. И начиналось представление! Куклы болтали и сплетничали, спорили друг с другом и с Донским, пели и читали стихи. В финале всех поражала собачка, которая тоже «умела говорить человеческим голосом». Успех этому номеру был гарантирован.
Вентрологи утверждают, что научиться этому трюку может любой человек, нужно только очень захотеть. Но одного желания, конечно, мало, придется много времени уделить ежедневным тренировкам. Существуют специальные упражнения для укрепления гортани, голосовых связок, языка и нёба. Актера выручает богатая мимика и умение владеть лицом. Чтобы эффектнее происходила смена голосов, тексты обычно подбираются с маленьким количеством слов, имеющих в своем составе губные согласные - б, п, м. Важен и номер, он должен быть интересным, ярким и запоминающимся. Без этого успеха не достичь.
В последнее время чревовещателей в цирках не видно. Наверное, потому, что с Тайны безжалостно сорвали последний покров. А вместе с ним исчезла и притягательность номеров вентрологов. Нечем ему удивить современного искушенного зрителя! Разве что воспроизвести фокус пифии из Эндоры или устроить на сцене святилище Аполлона в Дельфах?