icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ћучают вопросы? ”знай

„то изучает имагологи€?

  • 370
  • 4

„то изучает имагологи€?

ѕ
ѕоскольку человек Ц существо социальное, нельз€ жить в обществе и быть свободным от него. ∆ив€ среди людей, мы впитываем все составл€ющие того, что называетс€ общественным сознанием: €зык, культуру, навыки, привычки полезные и вредные, незыблемые истины и столь же незыблемые ошибки. ¬ ходе этого процесса, который называетс€ Ђсоциализациейї, мы обучаемс€ говорить с окружающими на их €зыке. » что еще более важно, мы обучаемс€ понимать окружающих без слов (или почти без слов). ќсобенную важность процесса социализации понимают эмигранты, которые сталкиваютс€ с необходимостью заново вживатьс€ в другое общество, говорить на другом €зыке, понимать другие метафоры и другие намеки.

¬ ходе социализации наше личное сознание взаимодействует с сознанием общественным. ¬ результате мы узнаем, что общество считает хорошим, а что плохим, что полезным, а что вредным, кого считать своим, а кого Ц чужим. — другой стороны, €вл€€сь членом общества мы, в свою очередь, понемногу измен€ем общественное сознание.

Ќапример, известно, что англичане Ц совсем не грибники. √рибы в британских лесах растут ничуть не хуже, чем в лесах российских, польских или французских. Ќо никто их не собирает Ц не прин€то. Ћесные грибы считаютс€ опасными дл€ людей, а сбор грибов издавна славитс€, как ведьмовское ремесло. ћежду тем, с прибытием на британские острова в большом количестве жителей других европейских стран, которые грибы собирают, заготавливают впрок и с большим удовольствием потребл€ют, взгл€ды англичан на этот вопрос стали понемногу измен€тьс€. √рибы в массовом сознании англичан постепенно перестают быть Ђчужимиї, но и Ђсвоимиї пока еще не стали.

¬ообще, пон€тийна€ пара Ђчужойї Ц Ђсвойї €вл€етс€ одной из самых важных, которые человек постигает в процессе социализации. » €сно почему. — древних еще времен с Ђчужимиї всегда ассоциировалась недвусмысленна€ опасность, а от Ђсвоихї члены общества всегда ожидали помощи и поддержки. ќтсюда легко возникла св€зь Ђхорошийї = Ђсвойї, а Ђплохойї = Ђчужойї

√уманитарна€ дисциплина, котора€ изучает формирование и изменение в общественном сознании пон€ти€ Ђчужойї называетс€ имагологией.

—обственно говор€, имагологи€ Ц наука нова€ и потому ее предмет и методы исследовани€ еще не вполне определены. ќдни ученые предполагают, что она должна изучать образы чужого, как они формируютс€ в общественном сознании, в первую очередь, в литературных текстах.  стати, отсюда же возникло и название науки, дл€ русского уха достаточно неуклюжее. Ђќбразї по-латински (да и по-английски тоже) Ђimageї. »зучение образов, следовательно, Ђimagologyї.

—ам термин Ђимагологи€ї возник именно в литературоведении в середине 1950-х годов. ƒва французских профессора, ∆ан-ћари  арре и ћариус-‘рансуа √ий€р применили этот термин при изучении взаимодействи€ французского общественного сознани€ с немецкой культурой на прот€жении всего 19-го и половины 20-го века. ≈сли вспомнить, как развивалось это взаимодействие, то можно увидеть постепенное изменение от восторженного преклонени€ перед немецким романтизмом до жестокого непри€ти€ всего немецкого, как Ђчужогої и безусловно враждебного.

ƒругие ученые считают имагологию наукой исторической и считают, что она должна исследовать представлени€ о других народах и странах, которые возникали в общественном сознании конкретной страны на определенном историческом этапе. Ќапример, известно, что в начале 19-го века вс€ ≈вропа считала, что немцы Ц народ непрактичный, мечтательный, склонный к философии, поэзии, музыке, но никак не к технике и предпринимательству. ¬ конце того же века, после объединени€ √ермании и после франко-прусской войны представлени€ о немцах стали совершенно другими.

 ультурологи и социологи считают, что задача имагологии Ц исследование представлени€ участников культурного диалога друг о друге. Ќаконец, политтехнологи самой главной задачей имагологии считают изучение правил, по которым должны создаватьс€ и внедр€тьс€ в общественное сознание образы Ђчужогої.

¬ любом случае имагологи считают нацию не объективным пон€тием. — этой точки зрени€ наци€ существует, пока люди отождествл€ют себ€ с некоторыми национальными мифами и культурно-социальными практиками (общий €зык, обща€ религи€, общие праздники, единообразные постройки). »магологи€ исследует те ментальные структуры (в частности, легенды, историю), которые служат основой национальной идентичности. ≈стественно, что эти же ментальные структуры могут вызвать совершенно иные чувства у тех племен или народов, которые по тем или иным причинам живут р€дом. “ак возникают национальные стереотипы.

Ќациональные стереотипы, которые распростран€ютс€ в одной нации относительно другой, имеют как положительную, так и отрицательную сторону. ѕоложительна€ сторона национальных стереотипов состоит в том, что они как бы аккумулируют и хран€т в кратком виде сложившийс€ уже опыт межнационального общени€. ѕримеров Ц не счесть. јнгличане надмены и чопорны. ‘ранцузы Ц веселые разгильд€и-любовники. –усские Ц пь€ницы. ≈вреи Ц жадные и расчетливые. ƒол€ правды в этих наблюдени€х, что скрывать, имеетс€. Ќо дол€ эта очень небольша€.

ќтрицательна€ сторона национальных стереотипов известна еще больше. ќни легко позвол€ют скатитьс€ к элементарному шовинизму.

»магологи€ кажетс€ наукой придуманной, которой занимаютс€ лишь тухлые профессора-литературоведы. Ќо, похоже, что веселые реб€та-политтехнологи не только освоили приемчики этой науки, но и вз€ли их на вооружение. »ме€ в своем распор€жении могучие пропагандистские средства, например, телевидение и зна€, за какие ниточки следует дергать, они могут продуцировать волны ненависти по отношению к тем или иным Ђчужимї. » несчастное население буквально сходит с ума от ненависти, уже не в состо€нии отличить правду от вымысла и дать волю не благородной €рости, а благородной жалости. ј еще лучше Ц включить иронию, котора€ нейтрализует все завывани€ пропагандистов.


top
Halida Rojkova

ѕолиттехнологи, похоже, уже давно используют все достижени€ имагологии.

pro
“амара ћеркулова

ƒостижений не так уж и много, но от использовани€ того, что наработано, малость шалеешь.

pro
—емен ÷ыгановский

јнекдоты про нации - сборники национальных стереотипов. ќказалось, что это не шуточки, а та селитра, из которой изготавливают дымный пропагандистский порох. я никогда не думал, что в русском сознании смешные анекдоты "про хохлов" срабоают так, как они сработали. ƒаже страшно подумать, что будут говорить о чукчах, если они вдруг захот€т присоединитьс€ к јмерике.

tra
»горь ЋазарEвич

ƒа, интересна€ наука, а пропагандоны как всегда не дремлют, —емен прав

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+