icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ќбучение

„то изучает географи€?

  • 3921
  • 4

„то изучает географи€?

„еловеку свойственно путешествовать. “ыс€чи лет люди мен€ют место обитани€ в поисках пищи, в поисках лучшей жизни, спаса€сь от войн и притеснений, или нес€ другим эти войны и притеснени€. ƒа и просто так, из любопытства, перемещаютс€ они по поверхности земли. » почти каждый может повторить от своего имени слова Ќ.ѕржевальского (1839 Ц 1888): Ђј ещЄ жизнь прекрасна потому, что можно путешествоватьї

ѕо-гречески Ђгеї Ц это Ђземл€ї, а Ђграфої Ц Ђпишуї. —ледовательно, Ђгеографи€ї означает Ђземлеописаниеї. ¬се правильно. √еографи€ началась тогда, когда один человек решил растолковать другому как попасть из точки ј в точку Ѕ. “о есть, первыми географами были воины, купцы и мореплаватели. ¬сем им дл€ выполнени€ своих задач требовалось знать, куда идти можно и нужно, а куда Ц нет. ”мный ведь в гору не пойдет... ј если уж обойти гору нет никакой возможности, постараетс€ отыскать в горной цепи проход или перевал.

Ќе менее важной была информаци€ об источниках пищи, а главное, воды на пути следовани€. » о том, не встрет€тс€ ли в дороге хищники или гады какие ползучие и кусачие. ѕоскольку человек иногда бывает хуже звер€ или €довитой скорлопендры, то путнику нелишне было бы знать также, где какие племена проживают и чем они занимаютс€.

“ем, кто пускалс€ в путь по морским или речным водам жизненно необходима была информаци€ об островах, ветрах и течени€х. » о путеводных звездах на небесной сфере. » оп€ть же о рыбах и гадах, живущих во глубине вод. », конечно же, о заморских народах и племенах: беды от встречи с ними ждать или выгодной торговли.

 ак видим, уже в древние времена сформировались все вопросы, на которые до сегодн€шнего дн€ отвечает наука географи€. ќсновани€ этой науки заложил греческий ученый  лавдий ѕтолемей (87 Ч 165).

≈сли избегать слишком научных определений, то географи€ изучает всю поверхность планеты «емл€ и все изменени€ происход€щие на ней. ј поскольку эти изменени€ обусловлены изменени€ми в воздухе (атмосфере), в водах (гидросфере), в твердой оболочке «емли (литосфере), а также существованием животных и растений (биосфера) и людей (ноосфера), то все перечисленные сферы €вл€ютс€ составными част€ми одной большой геосферы.

√лобальна€ геосфера подраздел€етс€ на более локальные геосистемы: природные зоны, ландшафты, биогеоценозы.

Ќаша планета Ц объект сложный и разнообразный. ѕоэтому географи€ уже давно разделилась на множество географических наук. ¬се географические науки подраздел€ютс€ (может быть, достаточно условно) на физико-географические науки, которые изучают природные процессы, происход€щие в геосфере и на социально-экономические географические науки.

—реди физико-географических наук можно выделить атмосферную физику, метеорологию, климатологию, гидрологию суши и океанологию, гл€циологию (изучение ледников) и геоморфологию (изучение географического рельефа), почвоведение и биогеографию (науку о том, как по земному шару распредел€ютс€ различные виды животных и растений). ќсобенным интересом среди широкой публики пользуетс€ палеогеографи€, котора€ изучает изменение земного рельефа на прот€жении очень длительных промежутков времени. ѕалеогеографи€ стыкуетс€ с палеонтологией, а древние динозавры и чудовища всем интересны. ¬се физико-географические науки следует считать науками точными, потому что они изучают €влени€, которые можно измерить.

—оциально-экономические географические науки изучают взаимодействие человеческого общества с планетой, на которой мы живем. —реди этих наук следует выделить в первую очередь политическую географию (где какие государства наход€тс€ и где какие народы проживают), географию экономическую (как распределены по поверхности нашей планеты промышленность и сельское хоз€йство) и географию социальную (услови€ жизни населени€ в разных географических регионах). —оциально-экономические географические науки взаимодействуют с историей, политологией, экономикой и статистикой. Ќо, пожалуй, точными науками их назвать нельз€.

ј вот про один научный раздел географии € еще не рассказал.  артографию €, так сказать, оставил на сладкое. ѕотому что географическа€ карта Ц главный географический документ. ¬се, что изучают географические науки, об€зательно прив€зываетс€ к карте мира или к карте региона. ¬едь главный вопрос, на который отвечает географи€ с момента своего рождени€ Ц вопрос Ђгдеї? √лавным результатом работы ѕтолеме€ €вл€лась карта, известного в те времена мира, ойкумены („то это такое, можно прочесть в статье от 10.06.2013).

Ќа прот€жении многих лет становлени€ географии, как науки, карты были главным источником знаний, а зачастую, главным сокровищем купцов, мореходов и воинов, от которых Ц об этом уже говорилось Ц пошла географическа€ наука. «наете, какое приданное получил ’ристофор  олумб, женившись на дочери португальского мореплавател€ с острова ћадейра? √еографические карты тест€! ¬полне возможно, именно они вдохновили его на мысль достичь јзии, обогнув «емной шар, плыв€ на запад. ¬ результате чего, он совершил, веро€тно, самое большое географическое открытие.

—тать€ начиналась со слов Ќ.ѕржевальского о том, что путешествовать Ц прекрасно. ’очетс€ закончить ее словами Ѕлаженного јвгустина (354 Ч 430) о том, что это и полезно: Ђћир Ц это книга, и те, кто не путешествуют, читают лишь одну еЄ страницуї.


spe
Ћариса ѕопруга

«амечательна€ стать€.   сожалению, не у всех есть возможность прочесть всю книгу, а очень бы хотелось

deb
»ван »ванов

ћарк это тоже летчик высшего пилотажа, стараюсь читать все статьи - —казать что все отлично мало!!!!!! «амечательно!

deb
Ќаталь€ –еутова

ѕрисоедин€юсь к словам Ћарисы! ќчень понравилось! —ейчас с ребенком смотрим фильм "ƒети капитана √ранта" - путешествуем таким образом... :)) “ам как раз географи€ во всей красе...

pro
—емен ÷ыгановский

¬от так надо писать учебники дл€ школьников! ѕон€тными словами и с примерами.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+