icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

„то человека делает человеком?

  • 3096
  • 5

„то человека делает человеком?

Ѕ
ЂЅаранкин, будь человеком!ї Ц так называетс€ одно из тех классических произведений детской литературы, на которых выросли мы все. “ам герой, попробовав себ€ в роли и воробь€, и бабочки, и муравь€, пришЄл к выводу, что человеком быть всЄ-таки лучшеЕ пон€л ли он при этом, в чЄм отличительна€ особенность человека? ¬р€д лиЕ

ѕрежде всего, человек Ц это биологический вид, точнее, „еловек –азумный (Homo Sapiens), род Ћюди, семейство Ц гоминиды, отр€д Ц приматы. ќтр€д приматы мы Ђделимї со множеством видов обезь€н (от лемуров и долгоп€тов до шимпанзе, с которыми у нас очень много общего), а вот в семействе гоминид и тем более Ц в роде людей мы на сегодн€шний день одни, все наши собратьс€ по роду и семейству сошли с дистанции эволюции.

“о, что человек Ц животное, очевидно. “о, что человек отличаетс€ от всех прочих животных Ц не менее очевидно. ¬ чЄм же кардинальное отличие?

 огда смотришь на обезь€н, иногда создаЄтс€ впечатление, что они ничем не отличаютс€ от людей: они точно так же могут отпирать дверь ключом, подставл€ть €щики, чтобы забратьс€ на них и достать банан и даже рисуют (и их рисунки практически не отличаютс€ от произведений абстрактной живописи)Е ћежду тем, ни одна обезь€на не сделала ни €щик, ни дверь с замком, ни краски и кисть Ц такое просто не придЄт в голову обезь€не, никогда не встречавшейс€ с человеком!

¬от в этом и есть коренное отличие человека: он создал искусственную среду, он создаЄт то, чего не существует в природе. ќговоримс€ сразу: из этого не следует, что тот, кто ничего не изобрЄл за свою жизнь Ц не человек, принципиально то, что мы принадлежим к виду, представители которого к этому способны.  онечно, птицы тоже стро€т гнЄзда Ц но их действи€ целиком и полностью определ€ютс€ инстинктами, и это Ђумениеї Ц такой же видовой признак, как форма тела или окраска оперени€: гнездо пеночки отличаетс€ от гнезда ласточки, но гнЄзда всех ласточек похожи друг на друга Ц веками ничто не мен€етс€, человек же прошЄл путь от каменного ножа до космических кораблей.

„то сделало человека способным к созданию предметов, не существующих в природе?

ѕредставим себе существо Ц ту же обезь€ну Ц испытывающую голод. ќна лезет на дерево, достаЄт банан Ц она поела, потребность удовлетворена. «десь всЄ Ђработаетї на инстинктах. ѕредположим, банан достать непросто Ц она подобрала сломанную ветку, сбила ею банан Ц тут это уже более сложное действие, но здесь пока тоже работают рефлексы: палка существует лишь до тех пор, пока она нужна, нет банана, или есть банан Ц но нет чувства голода, или его легко достать Ц обезь€на о палке не вспомнит. Ќо вот перед нами существо, которое Ц сбив тот же банан той же палкой Ц начинает носить еЄ с собой, на случай, если попадЄтс€ банан. »ными словами, оно обобщило несколько ситуаций из прошлого и спроецировало это обобщение в будущее, оно абстрагировало предмет от конкретной ситуации: палка и банан Ц это уже не конкретные раздражители, действующие на органы чувств, это Ђпалка вообщеї, которой можно сбить Ђбанан вообщеїЕ налицо абстрагирование Ц мыслительна€ операци€! јбстрактное мышление Ц это способность, которой Ц из всего животного мира Ц обладаем только мы.

„то позволило человеку обзавестись такой полезной способностью?

Ђќрган мышлени€ї, как известно, мозг. ќбщеизвестно, что размер мозга не вли€ет на мыслительные способности Ц это не совсем так. Ёто верно лишь применительно к различи€м между особ€ми внутри одного вида, к колебани€м в пределах нормы. ј вот когда речь идЄт о видовых различи€х Ц тут всЄ несколько сложнее. ≈сть животные, у которых мозг намного крупнее человеческого Ц но цивилизацию всЄ-таки создали не киты и не слоныЕ их гигантский мозг зан€т обслуживанием не менее гигантского тела, ключевым же €вл€етс€ соотношение размеров тела и размеров мозга Ц т.н. относительный размер мозгаЕ но оп€ть же, есть животные, которые по этому признаку человека превосход€т Ц например, землеройкаЕ но абсолютный размер еЄ мозга слишком малЕ ” человека же наблюдаетс€ Ђзолота€ серединаї между абсолютным и относительным размером мозга.

Ќо мозг характеризуетс€ не только размерами, но и сложностью структуры. ” человека в большей степени, чем у всех прочих видов развита наиболее молода€ в эволюционном отношении часть мозга Ц кора больших полушарий. »менно она отвечает за формирование условных рефлексов и обучение Ц т.о. человек имеет возможность пользоватьс€ опытом предыдущих поколений (точнее, выживал тот, кто умел им пользоватьс€).

“аким образом, говор€ об отличительных особенност€х человека, отграничивающих его от остального животного мира, мы можем выделить абстрактное мышление и Ц как следствие Ц создание искусственной среды. »ными словами, человека человеком делает способность создавать, изобретать, творитьЕ и как раз это мы имеем в виду, говор€, что Ѕог создал человека по образу и подобию своему: “ворец-Ѕог создал „еловека-творца.


deb
Ќаталь€ «убова

Ћена, ¬ы очень хорошо пишете. ј слова: " “ворец - Ѕог создал „еловека - творца" - просто откровение. ++++

deb
»горь ѕереверзев

“аким образом, говор€ об отличительных особенност€х человека, отграничивающих его от остального животного мира, мы можем выделить абстрактное мышление и Ц как следствие Ц создание искусственной среды. ¬ерно подмеченно!+++

deb
¬ероника √олубева

≈лена, не хочетс€ спорить ни с одним ¬ашим выводом. Ќепроста€ тема раскрыта лаконично и в полной мере.+

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+