icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—емен ÷ыгановский
ћучают вопросы? ”знай

„ем страшна аноми€?

  • 547
  • 5

„ем страшна аноми€?

≈сли прочитать заголовок этой статьи быстро и невнимательно, возникнет впечатление, что стать€ о медицине. јнеми€ Ц упадок сил, малокровие, возникающее вследствие каких-нибудь болезней.

јноми€ Ц тоже болезнь. Ќо не человеческого организма болезнь, а человеческого общества. Ђјноми€ї, если перевести это слово с древнегреческого, означает Ђбеззакониеї. Ќадо сказать, что это страшное состо€ние общества, которое может привести к его разрушению и к превращению людей в стаю злобных, эгоистичных и агрессивных обезь€н.

ќбщество, социум Ч структура сложна€. ’от€ эта структура состоит из людей и хот€ создают ее люди, это совсем не значит, что все в обществе совершаетс€ в соответствии с человеческим разумом и желани€ми. ’от€ бы потому, что разум и желани€ у каждого из миллионов людей, составл€ющих общество, различны. ¬ыстроить людей в более или менее стабильную структуру, взыва€ только к добрым чувствам, невозможно. √ораздо лучше действуют запреты и наказани€ за их нарушение. —истема запретов и наказаний, созданна€ в течение определенного длительного времени, образует законодательство (если законы писанные) или общественную мораль (если законы неписанные). ѕодчин€€сь законам (зачастую, помимо своего желани€) человек занимает в обществе определенное положение и участвует в общественной жизни.

Ётот процесс происходит уже на нижнем уровне социальной иерархии, на уровне семьи. ¬ каждой семье Ц свои нормы, правила поведени€ и приемы, которыми семь€ пытаетс€ воздействовать на своих членов дл€ того, чтобы они соблюдали эти правила. ѕриемы Ђвразумлени€ї могут быть более или менее строгими (от выговора до порки), более или менее дикими, но довольно развита€ система поощрений, а главное, наказаний за нарушение правил семейной жизни существует в любой семье.

¬ерно также и обратное.  аждый отдельный человек может считать правила, установленные в обществе, неправильными и прилагать определенные усили€ к их исправлению. ѕопытки воздействи€ на общество со стороны человека или группы людей тоже могут быть более или менее цивилизованными (от мирных демонстраций до м€тежа и восстаний). Ќо и такое вот воздействие на общество Ђснизуї тоже должно подчин€тьс€ определенным законам.

¬заимодействие общества с человеком и человека с обществом (так сказать, сверху вниз и снизу вверх) происходит посто€нно. ќбщество следит за тем, чтобы никто не нарушал установленных правил. ¬ ƒревнем, республиканском, –име это была функци€ трибунов и преторов. ¬ те же давние годы было сформулировано Ђзолотоеї правило юстиции: закон строг, но это Ц закон. ¬ современном обществе соблюдением законности занимаютс€ прокуроры и органы правопор€дка.

— другой стороны, люди норов€т не выполн€ть слишком обременительных ограничений или учатс€ их обходить. ѕричем здесь, как правило, больше всех стараетс€ молодежь, смело наруша€ глупые запреты, установленные глупыми взрослыми. ѕост-фактум оказываетс€, что и запреты были не глупыми, да и взрослые тоже давали правильные советы. Ќо ведь самое главное в юности Ц драйв. ƒрайва же у каждого молодого поколени€ Ц выше головы.

¬ результате такого взаимного общени€ происходит с одной стороны формирование Ђправильныхї членов социума, а с другой стороны, сами Ђправила игрыї постепенно мен€ютс€. ќбщество становитс€ более снисходительным к одним нарушени€м, другие же нарушени€ караютс€ неукоснительно. ¬ сфере законодательства по€вл€ютс€ новые законы или измен€етс€ применение старых. “олько ленивый не удивл€лс€ некоторым смешным законам, имеющим место быть в судебной системе —оединенных Ўтатов. ѕоскольку в стране прецедентное право, их не отмен€ют, но их не примен€ют.

¬ сфере моральной происходит аналогичный процесс. Ќормы поведени€ постепенно измен€ютс€. “о, что считалось неподобающим вчера, сегодн€ уже Ц один из возможных вариантов поведени€. Ќапример, рождение ребенка вне брака в большинстве современных обществ Ц не проблема и не трагеди€. Ѕолее спокойно относитьс€ к изменени€м в сфере морали современному обществу позвол€ет дух толерантности. ѕо поводу этого слова, кстати, в –оссии тоже не острил только ленивый. Ќо жить в обществе не толерантном, а по-русски говор€, нетерпимом, очень неуютно. Ќе станем говорить о правах сексуальных меньшинств. Ќо, например, терпимое отношение к люд€м, побывавшим в тюрьме, облегчает их жизнь и их социальную реабилитацию тоже. » сильно снижает градус взаимных претензий в обществе.

 ак видим, юридическа€ система и система общественной морали несут очень важную функцию сплочени€ социума. ј вот их распад, аноми€, приводит к распаду общества. ѕричем неминуемо.

 ак утверждают социологи, аноми€ возникает в социуме тогда, когда интересы какой-то части этого социума серьезно измен€ютс€, а возможности удовлетворени€ изменившихс€ потребностей нет. ѕомните нав€зшее в зубах ленинское определение революционной ситуации: низы не хот€т, а верхи не могут? ¬от это самое оно и есть, состо€ние аномии, или попросту говор€, беззакони€. “ак что стремление соблюсти в обществе пресловутую стабильность Ц лучший путь к гибели этого общества. —оциум должен развиватьс€ быстро и динамично, соответству€ возникающим перед ним задачам.

 ак про€вл€етс€ аноми€?

¬о-первых, возникает состо€ние, когда нарушаетс€ соответствие между цел€ми каждого человека и средствами их достижени€. Ёто происходит, когда юридическа€ система становитс€ слишком гибкой. ¬ результате по€вл€етс€ большое количество людей, которым Ђзакон не писанї, а уважение к закону (или Ђстрах наказани€ї если кому-то нравитс€ это слово) снижаетс€. ѕодобному положению способствует как продажность судей, так и излишн€€ активность законодателей, штампующих по любому поводу законы, исполнение которых даже проконтролировать затруднительно. «ато на любого, даже вполне законопослушного гражданина, найдетс€ кака€-нибудь стать€ за какое-либо нарушение.

¬о-вторых, снижаетс€ вли€ние на людей социальных норм. Ћюди не просто нарушают моральные нормы, но бравируют этим. ѕризывы к совести остаютс€ тщетными, а попытки апеллировать к богу или какой-нибудь другой высшей сущности терп€т неудачу. ≈сли все разрешено, никто не чувствует себ€ в безопасности, начинаетс€ война всех против всех.

¬ третьих, возникают крупные социальные группы, которые перестают св€зывать себ€ с существующим обществом. ¬ этих социальных группах возникают свои собственные нормы и ценности, зачастую антиобщественные, направленные на разрушение существующего пор€дка вещей. ѕодобные про€влени€ аномии особенно сильно затрагивают молодежь. ѕримеры? ¬ –оссии конца 19-го Ц начала 20-го века это были революционные группы самых разных направлений. ¬ нашем веке Ц это так называемые исламские террористические группировки.

ќбычно люди чувствуют опасность беззакони€, Ђбеспределаї и пытаютс€ его избежать. –ецепты дл€ этого имеютс€. –азумные власти не Ђзакручивают гайкиї, не играют в Ђстабильностьї, а, напротив, модернизируют законодательство. Ќе ввод€т новые запреты, а отмен€ют старые.

ќбычные люди тоже стараютс€ избежать состо€ни€ аномии. „аще всего, они бегут в самом пр€мом смысле этого слова, эмигрируют. » правильно делают! “ем самым они не только обеспечивают свою жизнь и благополучие на новой родине, но отключаютс€ от деструктивных процессов в прежнем отечестве. ƒругой путь Ц ужесточение моральных норм в так называемом Ђближнем кругуї. ѕротестанты, уйд€ от всеобъемлющего морального контрол€ католической церкви, заменили его более суровым и более действенным моральным контролем (если не сказать, диктатом) в семье и в общине. — этим же обособлением и попыткой выжить св€заны суровые моральные нормы русских раскольников и старообр€дцев.

≈сли же, несмотр€ на старани€ Ђверховї и на попытки Ђнизовї избежать состо€ни€ аномии, беззаконие все же устанавливаетс€ Ц это социальна€ катастрофа, котора€ очень часто выливаетс€ в гражданскую войну со всеми ее ужасами и мерзост€ми. ” нас на пам€ти гражданска€ война в –оссии, происшедша€ около ста лет назад. Ќемцы же до сих пор с содроганием вспоминают “ридцатилетнюю войну (1618 - 1648), переполовинившую население √ермании.


pro
“амара ћеркулова

ƒа, беспредел - это страшна€ штука. ћежду прочим, наведение беспор€дка - один из методов спецслужб, до сих пор актуальный. ѕримеры из современной жизни найдете сами.

mas
ћарк Ѕлау

„естно говор€, € тоже прочел называние статьи "анеми€" вместо "аноми€". Ёто оказываетс€ не из раздела медицины, а из раздела социальных наук.

top
Halida Rojkova

¬се периодически "заболевают" аномией. —егодн€, кажетс€, весь мир болен.

spe
¬ладислав „ерных

ќчень доходчиво и пон€тно. “олько фраза "...другие же нарушени€ выполн€ютс€ неукоснительно" как-то неправильно выгл€дит, на мой взгл€д.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+