icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
“амара ћеркулова
 ультура и искусство

„ем страшен китч?

  • 674
  • 10

„ем страшен китч?

ƒ
ƒа ничем он не страшен! Ѕудь € такой же пр€молинейной в выражении своих чувств, как одна из моих подруг, € бы сказала: Ђ“оже мне, напугали ежа голой задницей!ї. Ќо € так не скажу, потому что € Ц трепетна€ и поэтична€.

Ќо поскольку некоторое количество лет мне пришлось заниматьс€ науками достаточно точными, чтобы не потер€ть желани€ Ђдойти до самой сутиї, вот и попробую провести миниатюрное исследование на тему, что такое китч. » так ли он страшен, как его малюют некоторые эстетически одаренные личности.   которым € себ€ причислить не могу, ибо давно не замирала € в экстазе перед картиной ».јйвазовского Ђƒев€тый валї или картиной ».Ўишкина Ђ”тро в сосновом лесуї.

—лово Ђкитчї происходит от немецкого der Kitsch (ЂдешЄвкаї). ќно по€вилось в 1860-х Ц 1870-х годах в ћюнхене. ¬ те давние далекие годы в славном этом городе возникло новое €вление Ч художественные €рмарки. ѕроизведени€ искусства вдруг оказались неплохо продаваемым товаром. ѕокупали его обыватели, у которых по€вились лишние деньги дл€ того, чтобы внедрить в свои дома кусочек красоты. Ќо вкусы этих людей были достаточно просты, и красивым они считали то, что бќльша€ часть художников уже считала рутиной. ѕотому и к картинам или скульптурам, предназначенным дл€ массовой продажи, они относились с юмором и не слишком выкладывались, изобража€ славных рыцарей, или деревенские пейзажи ёжной √ермании, а также ва€€ из гипса полуобнаженных красавиц. —лавы на подобных произведени€х художники заработать не рассчитывали, но деньгу сшибали неплохую.

“аким образом, китч Ц это массова€ культура. ћассова€ Ц значит, поставленна€ на поток и потому хорошо приспособленна€ к массовым (как сказали бы раньше, Ђобывательскимї) вкусам. “иражировани€ достойно то, что нравитс€ люд€м, а люд€м нравитс€ то, что прочно вошло в массовое сознание, остава€сь при этом статусным символом Ђпрекрасногої и Ђсвоеобычногої

Ћюбое произведение Ђвеликого искусстваї может стать китчем. „то, например, и произошло с упом€нутыми выше картинами јйвазовского и Ўишкина. ¬ 1940-х Ц 1950-х годах их копии украшали стены разных общественных заведений, от детских садов до ресторанов.   числу произведений советского послевоенного китча можно отнести еще две массово тиражировавшиес€ картины русских художников, Ђќхотники на привалеї и ЂЅурлаки на ¬олгеї.

‘отографи€ бородатого Ё.’емингуэ€ в грубом свитере, о которой упоминаетс€ в статье ≈.Ѕагдерина от 21.11.2015, тоже стала китчем, поскольку была широко востребована в сло€х советской интеллигенции. Ќастолько широко, что однажды данный образец китча спас некоего диссидента от тюремного срока.   парню пришли с обыском. »скали самиздат, который он, почу€в, что его Ђпасутї, унес к друзь€м. ѕоскольку диссидент был уверен, в том, что он Ђчистї, он достаточно спокойно наблюдал за полуночным обыском. » вдруг... »з томика, кажетс€, ’емингуэ€, выпадает фотографический портрет ј.—олженицына. ¬ общем-то при умелом следователе этого бы хватило года на три лагерей.

Ц Ёто кто? Ц —просил сотрудник  √Ѕ, проводивший обыск.

Ц Ёрнест ’емингуэй. Ц ќтветил диссидент, насколько мог спокойно.

Ц ѕон€тно, Ц кивает  √Ѕ-ист. » откладывает компромат в сторону.

‘отографи€ ’емингуэ€ висела в квартирах тогдашней интеллигенции на виду, ну как нынче вис€т иконы. ’емингуэй Ц бородатый д€дька среднего возраста. Ќа фотографии тоже был бородатый д€дька среднего возраста. Ќе мудрено ошибитьс€. ¬полне возможно, что оперативник, зна€ про вредоносного —олженицына понаслышке, его фотографии никогда не видел. ќп€ть же ночь, внимание ослаблено. ’емингуэй так ’емингуэй. ¬ принципе, китч, спас мужика.

¬озвраща€сь к вопросу о том, что может послужить рождению китча, можно сказать, что таким источником может быть не любое произведение искусства, а только широко известное. ј поскольку широко известными произведени€ искусства станов€тс€ из-за своих художественных достоинств, то можно сказать, что источником китча €вл€етс€ все же большое искусство. ƒобавлю сюда, что китчем может стать и объект техники. Ќапример, последн€€ модель iPhone или Samsung. “оже произведени€ в своем роде замечательные.

 ак известно, все открыти€ в науке проход€т три стадии. —начала Ђэтого не может бытьї, потом Ђв этом что-то естьї и, наконец Ђэто всем известно!ї јналогичное восхождение происходит и с произведени€ми искусства. —начала произведение искусства производит фурор. ќно может даже быть расценено, как пощечина общественному вкусу. ” тех, на кого это произведение искусства направлено, оно может вызвать неоднозначные чувства, вплоть до полного отрицани€. «атем идет этап познани€. „увства. которые вызывает произведение искусства у зрител€, станов€тс€ спокойнее. Ћюди привыкают к новым ощущени€м, воспринимают новые мысли и привыкают к этим, иной раз, очень необычным, мысл€м. Ќа последнем, третьем, этапе произведение искусства так или иначе становитс€ знакомым всем. ќно попадает в учебники и в хрестоматии. ѕреподаватели учат нас Ђправильно восприниматьї его. “еперь то же произведение искусства, которое несколько лет назад было скандальным, пробуждает в новых зрител€х чувства не новые, а давно уже знакомые. ѕричем не свои, выстраданные, а чужие, выученные. јх, ћонна Ћиза! јх,  ижи! ¬от здесь-то и возникают коврики, шкатулки, статуэтки и чеканки Ђпо мотивамї, которые с полным правом можно назвать (и называют) китчем. Ёто Ц широка€ дорога, по которой произведени€ искусства Ђдвижутс€ в массыї.  стати, какой у ¬ас рингтон на мобильном телефоне? —лучайно не Ђ“урецкий маршї ¬.ј.ћоцарта?

Ќо искусство не может быть без новых впечатлений. » вот, когда китч уже все заполонил, и общественный вкус, казалось бы, испорчен всерьез и надолго, вдруг происходит новый поворот. ќн происходит именно на базе китча, однако разрушает его, привнос€ Ђновую струюї. Ёто Ц постмодернизм, который к старому, давно нав€зшему в зубах произведению искусства, находит новый подход, новую отмычку. Ќа портрете ƒжоконды шаловливой рукой подрисовываютс€ усы. ¬енере ћилосской прикрепл€ютс€ две могучие руки, которыми она держит железнодорожный рельс. —тарые плакаты, зовущие к просроченной утопии, наполн€ютс€ новым смыслом. » горда€ строчка: Ђя достаю из широких штанинї звучит очень двусмысленно. ¬р€д ли постмодернизм способен создать великое произведение, но уж и за то спасибо, что он разрушает пошлость произведений китчевых, и заставл€ет нас снова вгл€детьс€, вслушатьс€, вчитатьс€ в старые, давно знакомые, произведени€ в поисках нового смысла. —воего личного смысла, своего личного впечатлени€.

ј то, что раньше считалось пошлостью и клеймилось, как китч, вдруг тоже приобретает новое измерение. —лоники на диванной полочке Ц это было так уютно и так по-домашнему, особенно в то врем€, когда мозги сношали очередной доктриной, и только дома можно было отдохнуть от лжи. ѕарадный портрет лихого маршала при всех вис€щих на груди двух килограммах регалий и с огромными роскошными усами вдруг именно благодар€ этим усам становитс€ похож на гипсовую копилку в виде котика, которые в те времена, когда создавалс€ этот портрет, продавали на рынке умельцы и горбыткомбината имени товарища Ѕуденного.

¬ наше быстрое врем€ описанный процесс от великого до смешного и, наконец, до насто€щего происходит гораздо быстрее. ¬еро€тно, через несколько лет мы сами будем сме€тьс€ над своей сегодн€шней страстью везде сделать селфи, так же, как над внезапно прорезавшейс€ религиозностью, заставл€ющей тащить Ђчудотворныеї иконы на борт космического корабл€. ј творчество ≈.ѕетрос€на, вполне возможно, станет темой исследовани€ высоколобых искусствоведов.


pro
“амара ћеркулова

Ќу, и по традиции несколько иллюстраций.

1. ’емингуэй - икона советской интеллигенции
2. —олженицын - икона советских диссидентов
3. √раждане новоселы, внедр€йте культурку, вешайте коврики на сухую штукатурку. Ќикакого модернизма, никакого абстракцианизьма.
4. ћарсель ƒюшан. ћонна Ћиза
5. ‘ернан Ѕотеро. ћонна Ћиза.
7. ѕалех - наше все
8.  ривое зеркало

top
Halida Rojkova

«абавно изложено! я в восторге! ѕрекрасна€ стать€, хот€ не со всеми пунктами согласна. ++++++++++

mas
ћарк Ѕлау

ѕервое попавшее на глаза слово было "задница". ѕосле чего прочел с интересом. “оже не со всем согласен.  ак раз ѕетрос€н - показатель того, как с помощью китча (он же "попса") можно занизить вкусы зрителей - дальше некуда. ј ведь их лет 70 поднимали.

spe
¬ладислав „ерных

- ака€ симпатична€ киса!
-Ёто не киса, это маршал Ѕуденный!
-ќфигеть, дайте две!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+