icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Мучают вопросы? Узнай

Чем рисовали первобытные люди?

  • 2440
  • 13

Чем рисовали первобытные люди?

Ж
Жил-был мальчик. Ему было 9 лет, но в племени уже его давно считали взрослым. Семья, к которой он принадлежал, жила в пещере. Огромная гора была продырявлена ветром и водой, и называли ее Тешик – Таш, то есть «Дырявый камень». В большой пещере было много места, в ней можно было укрыться от непогоды и дикого зверя. Однажды во время охоты мальчик оступился на горной тропе и упал. Сородичи похоронили его достойно: разложили вокруг него туши животных, посуду и оружие. Знали, что все это пригодится ему в той, другой жизни.

Мальчик был неандертальцем, и эта могила была найдена только в 1938 году. Академик А.П.Окладников тщательно изучил не только захоронение, но и окрестные скалы перевала Сары-Шото. Оказалось, что в окрестностях Байсуна, на высоте 1500 метров над уровнем моря, сохранилось множество следов, оставленных первобытными людьми. Главной удачей, разумеется, стало захоронение, остальные находки – это наскальные рисунки, оставленные древними художниками. И такие следы можно увидеть практически во всех уголках нашей планеты.

Трудно приходилось нашим предкам. Умирали в неполные двадцать лет, жили впроголодь, согревались у костров. Их окружал мир, полный опасности. Словом, не жили, а выживали.

Человек очень интересно устроен: ему обязательно нужно, чтобы о нем помнили, чтобы его знания хоть кому-то оказались нужны. Наверное, поэтому и появились рисунки на скалах. Когда впервые человек решил запечатлеть увиденное? Кем был первый художник? Ученые утверждают, что неандерталец стал человеком не тогда, когда взял в руки палку-копалку и стал орудовать ею, добывая еду и защищаясь ею от врагов. А мне кажется, что это произошло тогда, когда, выйдя из пещеры, он увидел восход солнца, остановился и замер от восторга. Когда в цветке, выросшем в расщелине, он увидел не пищу, а красоту формы и цвета. И семью он решил создать не с самой сильной самкой, как это принято в животном мире, а с той, при взгляде на которую что-то затрепетало в груди. Вот тогда человек стал человеком. И меня совершенно не трогает то, что эта теория вовсе не научна. Зато, как версия, очень красива и многое объясняет в алогичном поведении людей.

Взяв из костра прогоревшую ветку, человек заметил, что она испачкала его руку. Провел кусочком уголька по стене – осталась полоса. Так появились первые рисунки. Они были выполнены древесным углем. Но они были недолговечны, потому что сажа легко стиралась. Но человек заметил, что сажа, на которую капал жир, держалась дольше. Она шла на раскраску тел, ею и рисовали.

А потом вход пошла охра. Породу красного цвета толкли, разводили водой, иногда соком разных растений или кровью животных, и на стенах пещер, на скалах стали появляться новые рисунки. О чем хотел рассказать первобытный художник? Конечно, о той жизни, которой жил. Вот огромный мамонт поднял на бивни человека. Еще секунда – и, бросив на землю, зверь растопчет его ногами. Вокруг охотники, у них в руках дубинки и копья. Фигуры людей напряжены, и зритель осязаемо чувствует в рисунке волнение этого момента.

Немного дальше – стадо оленей и быков с непривычно длинными рогами. За деревьями – люди. Они ждут, когда животное потеряет бдительность и неосторожно приблизится к ним. Все фигурки – и звери, и люди – нарисованы с удивительной точностью.

Трудно жили наши далекие предки. Умирали в неполные двадцать лет. Жизнь в борьбе с врагами, и все они сильнее человека. У них огромные туши, острые когти, большие зубы. Человек для них – всего лишь пища. Но и они для человека – еда. Кто кого? Человек рисовал, чтобы показать удачную охоту. Есть теория, что эти рисунки – учебные пособия для молодых. Учились-то на ошибках. Гарантии возвращения с охоты не было. Кто в таком случае научит молодых? Рисунок, и больше порой было некому.

Вот и сидел первобытный художник, старательно вырисовывая каждую деталь. Тщательно расставлял фигурки людей, объясняя, как легче справиться со зверем. Наверное, и советчики были. Помогали, вспоминая детали. И помощники тоже должны были быть. Приносили породу, выдавливали сок, растирали краски. А художник, исполненный вдохновения, рисовал, даже не подозревая о том, что мы в 21 веке будем гадать о том, чем он рисовал и зачем он это делал.

mas
Марк Блау

Видать, искусство человеку так же необходимо, как прочие естественные потребности. Хотя кажется, что потребность эта неестественная.

top
Halida Rojkova

Естественная, она самая естественная! Не сомневайтесь, Марк! Я если не рисую, не делаю витражи, не плету, не вяжу, то просто не знаю, куда себя деть. Так что самовыражаться через рисунок - это самая естественная потребность организма.

deb
Светлана Осс (Тапчик)

Каким-то образом связаны секс и талант. Чем выше потребность секса, тем выше талант в чем-то и вот тут уже куда человек себя направит, как выплеснет адреналин через секс или талант. Я тоже вяжу, рисую, но когда было много секса, то было не до проявления таланта своими руками. Выходит что секс мешает выражению полного таланта. Заметьте, все талантливые люди больше одиноки чем с парой.

top
Halida Rojkova

Вот тут Вы попали в точку, Светлана!

spe
Владислав Черных

По Фрейду это называется защитной сублимацией, или как-то так. Когда человек не в состоянии реализовать свои сексуальные устремления, он для снятия внутреннего напряжения перенаправляет его на иные цели, как правило, творческие.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+