Мальчик был неандертальцем, и эта могила была найдена только в 1938 году. Академик А.П.Окладников тщательно изучил не только захоронение, но и окрестные скалы перевала Сары-Шото. Оказалось, что в окрестностях Байсуна, на высоте 1500 метров над уровнем моря, сохранилось множество следов, оставленных первобытными людьми. Главной удачей, разумеется, стало захоронение, остальные находки – это наскальные рисунки, оставленные древними художниками. И такие следы можно увидеть практически во всех уголках нашей планеты.
Трудно приходилось нашим предкам. Умирали в неполные двадцать лет, жили впроголодь, согревались у костров. Их окружал мир, полный опасности. Словом, не жили, а выживали.
Человек очень интересно устроен: ему обязательно нужно, чтобы о нем помнили, чтобы его знания хоть кому-то оказались нужны. Наверное, поэтому и появились рисунки на скалах. Когда впервые человек решил запечатлеть увиденное? Кем был первый художник? Ученые утверждают, что неандерталец стал человеком не тогда, когда взял в руки палку-копалку и стал орудовать ею, добывая еду и защищаясь ею от врагов. А мне кажется, что это произошло тогда, когда, выйдя из пещеры, он увидел восход солнца, остановился и замер от восторга. Когда в цветке, выросшем в расщелине, он увидел не пищу, а красоту формы и цвета. И семью он решил создать не с самой сильной самкой, как это принято в животном мире, а с той, при взгляде на которую что-то затрепетало в груди. Вот тогда человек стал человеком. И меня совершенно не трогает то, что эта теория вовсе не научна. Зато, как версия, очень красива и многое объясняет в алогичном поведении людей.
Взяв из костра прогоревшую ветку, человек заметил, что она испачкала его руку. Провел кусочком уголька по стене – осталась полоса. Так появились первые рисунки. Они были выполнены древесным углем. Но они были недолговечны, потому что сажа легко стиралась. Но человек заметил, что сажа, на которую капал жир, держалась дольше. Она шла на раскраску тел, ею и рисовали.
А потом вход пошла охра. Породу красного цвета толкли, разводили водой, иногда соком разных растений или кровью животных, и на стенах пещер, на скалах стали появляться новые рисунки. О чем хотел рассказать первобытный художник? Конечно, о той жизни, которой жил. Вот огромный мамонт поднял на бивни человека. Еще секунда – и, бросив на землю, зверь растопчет его ногами. Вокруг охотники, у них в руках дубинки и копья. Фигуры людей напряжены, и зритель осязаемо чувствует в рисунке волнение этого момента.
Немного дальше – стадо оленей и быков с непривычно длинными рогами. За деревьями – люди. Они ждут, когда животное потеряет бдительность и неосторожно приблизится к ним. Все фигурки – и звери, и люди – нарисованы с удивительной точностью.
Трудно жили наши далекие предки. Умирали в неполные двадцать лет. Жизнь в борьбе с врагами, и все они сильнее человека. У них огромные туши, острые когти, большие зубы. Человек для них – всего лишь пища. Но и они для человека – еда. Кто кого? Человек рисовал, чтобы показать удачную охоту. Есть теория, что эти рисунки – учебные пособия для молодых. Учились-то на ошибках. Гарантии возвращения с охоты не было. Кто в таком случае научит молодых? Рисунок, и больше порой было некому.
Вот и сидел первобытный художник, старательно вырисовывая каждую деталь. Тщательно расставлял фигурки людей, объясняя, как легче справиться со зверем. Наверное, и советчики были. Помогали, вспоминая детали. И помощники тоже должны были быть. Приносили породу, выдавливали сок, растирали краски. А художник, исполненный вдохновения, рисовал, даже не подозревая о том, что мы в 21 веке будем гадать о том, чем он рисовал и зачем он это делал.