icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—емен ÷ыгановский
Ћюди, биографии

„ем прославилс€ ¬асилий Ѕлаженный?

  • 2352
  • 12

„ем прославилс€ ¬асилий Ѕлаженный?

’рам ¬асили€ Ѕлаженного Ц самое узнаваемое место ћосквы. —обственно, храм называетс€ ѕокровским собором или собором ѕокрова Ѕогородицы, что на –ву. ј церковь ¬асили€ Ѕлаженного пристроена к нему с северной части, на месте, где находилась когда-то могила этого самого ¬асили€ Ѕлаженного. ÷ерковь эту нелегко отыскать в Ђгрибницеї куполов церквей, Ђпосаженныхї вокруг центральной колокольни. ќна находитс€ Ђза спиной у ћинина и ѕожарскогої, слева, если смотреть на пам€тник с  расной площади.  упол этой церкви сейчас раскрашивают в красный и зеленый цвет. ѕоскольку эта небольша€ церковь была пристроена к собору позже, только в ней было отопление. ѕоэтому в основном в ней и велись церковные службы. ¬от по этой причине со временем весь собор стали называть —обором ¬асили€ Ѕлаженного.

¬асилий Ѕлаженный (1469 Ч 1552) Ц не мифический персонаж, а личность вполне историческа€. ќн жил во времена цар€ »вана √розного и был одним из знаменитых московских юродивых. —лово Ђюродивыйї и слово Ђуродї имеют общий корень. ёродивые вели себ€ как сумасшедшие. Ѕезумие юродивых вызывало у окружающих св€щенный страх. »х называли Ђблаженнымиї, то есть отрекшимис€ от земного мира ради мира небесного. Ѕлаженные считались приближенными к Ѕогу в полном согласии со словами ≈вангели€ Ђ÷арство ћоЄ не от мира сегої (»оанн, 18:36). ѕоэтому на –уси блаженные почитались как пророки.

’от€ юродивые вели себ€, как безумцы, многие из них были нормальные люди, и даже иной раз одаренные сверхчувственными способност€ми или большой проницательностью. ќни сами считали это знаком Ѕожьим, роковой отметиной. ј если Ѕог теб€ выбрал своими устами, негоже бежать от этого призвани€, словно пророк »она. »ди на улицу, вещай, веди себ€, как безумный, но Ђ’риста радиї. “ака€ вот логика.

ѕо-видимому, подобна€ логика увела ¬асили€ из родного села ≈лохова (нынче это район метро ЂЅауманска€ї) в ћоскву. ƒо этого был он работ€щий и богобо€зненный отрок, отданный в ученики к сапожнику. ќднажды в мастерскую зашел купец и заказал сапоги. ¬асилий сказал Ђ“акие сапоги тебе сошьем Ц не износишьї, а когда ушел купец, горько заплакал. ”дивленному мастеру он сказал, что не износить тому купцу сапоги, ибо вскоре он умрет. “ак и сталось.

ј вскоре после этого в ћоскве по€вилс€ новый юродивый, который довольно быстро стал известен повсюду в городе. ћосква хоть и велика была, но молва о духовных подвигах здешних св€тых людей ее облетала во мгновение ока.

¬асили€ прозвали Ќагим, потому что ходил он в любое врем€ года без обуви и почти без одежды. “ело его покрывали не столько жалкие лохмоть€, сколько вериги: т€желые цепи, на которых висел огромный чугунный крест. ¬асилий Ќагой держал строгий пост и посто€нно молилс€.

ёродивый своим необычным поведением посто€нно привлекал внимание сограждан, пыта€сь наставить их на правильный, безгрешный, путь. » хот€ поступки его казались глупыми и неподобающими, определенна€ логика в них была.

«ачем бросать камни в углы домов, где жили хорошие, благочестивые люди? «ачем целовать те же углы у домов, в которых живут грешники и безобразники? ƒа потому что в дом человека благочестивого бесы войти не могут, там ангелы проживают. ¬от и толп€тс€ демоны по углам, а ¬асилий Ќагой их видел и отгон€л подалее камн€ми. ¬ домах же грешников ситуаци€ была противоположна€. ƒом занимали бесы, а ангелы, бедненькие, жались у углов.  ак их не пожалеть, не облобызать?

ћногие чудеса рассказывали о ¬асилии Ќагом. Ѕредет вдоль торговых р€дов, да вдруг как прыгнет, опрокинет лоток с калачами или бадью с квасом перевернет. „то за хулиганство? Ќачинают разбиратьс€, а калачи-то калачник сделал поганые: вместе с мукой мел замешивал. ƒа и квас оказывалс€ испорченным. ¬от така€ была в старой ћоскве санитарна€ инспекци€!

ќднажды какой-то бо€рин пожаловал юродивому шубу со своего плеча. Ћихие воры, которых и тогда на ћоскве было предостаточно, решили обмануть дурачка. ќдин лег, словно мертвый, а другие подход€т к юродивому: Ђ¬ас€, дай нам шубу. ¬идишь, друг помер, а денег похоронить нету!ї ¬схлипнул дурачок, шубу с себ€ тут же сн€л, на мертвого положил и слова сказал: ЂЎуба лись€, шуба хитра€, укрой дело лисье, дело хитрое. ј ты же буди отныне мертв за свое лукавство, ибо сказано в ѕисании: лукавии да истреб€тс€ї. » пошел себе нагишом по морозу. —н€ли воры с товарища шубу, гл€дь, а он-то и вправду умер!

¬асилий Ќагой однажды, проход€ мимо ¬ознесенского монастыр€, упал на колени перед тамошним храмом и горько заплакал. ¬ чем дело? ј в том, что несколько дней спуст€ именно пожар в ¬ознесенском монастыре запалил огромный московский пожар, в котором сгорела половина города.

Ѕудучи же приглашенным в царский дворец на пир юродивый снова вел себ€ странно. “рижды подносили ему от цар€ вино, и он трижды выплескивал это вино за окошко. »ван √розный спросил его, прогневавшись, чем ему заморское вино не угодило. ¬асилий отвечал, что вино-то славное, да вот в Ќовгороде сейчас пожар случилс€ и надо было его загасить. „ерез несколько дней прискакали гонцы из Ќовгорода. » вправду, как раз в тот день случилс€ там пожар. ƒа, слава Ѕогу, потушили. ј помог в этом какой-то неизвестный человек. ќн бегал голым по городу, а в руке держал кубок дл€ вина. Ѕегал и кропил из этого кубка загоревшиес€ дома. “ак вот загасил плам€ и город спас.  огда привели к ним ¬асили€-юродивого, гонцы в нЄм того человека опознали.

¬ообще юродивые пользовались уважением в народе, что и защищало их от гнева сильных мира сего.   тому же и побаивались их. —лово скажет Ц в могилу сведет! »ван √розный исключением не был, и тоже бо€зливо ¬асили€ Ѕлаженного уважал. “ак что сему славному царю в его славном царстве только юродивый мог правду в лицо сказать. ќсобенности национальной демократии, однако!

ј вот особенности национального искусствоведени€. Ќа ¬арварских воротах в ћоскве (это приблизительно там, где находитс€ нынче ¬асильевский спуск) висела икона Ѕогоматери. »кона считалась чудотворной, на нее молились, к ней ходили паломники. » вдруг ¬асилий Ѕлаженный швыр€ет в икону камнем и разбивает. Ќу, такого и славному московскому юродивому, пожалуй, не простили бы. —хватили бедн€гу, начали бить без жалости, а он голову прикрывает и орет: Ђѕоскребите ее, поскребите!ї ќстановили расправу, погл€дели на икону, камнем в щепки разбитую. —мотр€т, а под ликом Ѕогоматери не грунт, а втора€, адописна€, икона, на которой черным по красному дь€вол и черти вс€кие изображены. ¬от на кого молились добрые люди! ¬редители в иконописном цехе завелись!

„то среди чудес ¬асили€ Ѕлаженного правда, а что Ц придумки, разбирать не стоит. ѕотому что знаменитый юродивый еще при жизни стал своеобразным московским религиозным героем. ј религиозные герои критике не подлежат. »бо понемногу станов€тс€ национальными св€тын€ми.

Ѕедн€гу ¬асили€ разные люди и подкармливали, и деньгами одаривали, да куда же ему, нагому, деньги положить? √овор€т, зарывал куда-то.  огда пришла пора умирать, сказал всем, что пошел умирать туда, где деньги закопал. ј деньги, сказал, на церковь отдаю, пусть постро€т. ѕришел на погост недавно поставленного ’рама ѕокрова Ѕогородицы, что на рву, лег на землю, и отлетела его душа. Ћюди тело подн€ли, покопали под ним, и деньги отыскали, которые ¬асилий на церковь завещал. Ќа этом месте, уже в царствование цар€ ‘едора »оанновича к ѕокровскому собору пристроили церковь ¬асили€ Ѕлаженного.  стати, надпись о том, в честь кого построена эта церковь, можно увидеть и на нынешней, реставрированной, постройке.

Ќекоторые считают, что юродивый, изображенный на картине ¬.».—урикова ЂЅо€рын€ ћорозоваї, Ц это ¬асилий Ѕлаженный. ѕравда это или нет, предлагаю вы€снить самим читател€м. —тать€ Ђ то така€ бо€рын€ ћорозова?ї была опубликована 27.02.2015, а годы жизни ¬асили€ Ѕлаженного Ц в начале этой статьи.


pro
—емен ÷ыгановский

ѕока писал статью, отыскал хорошую картинку-путеводитель по всем пределам —обора ¬асили€ Ѕлаженного. »ли все же ѕокровского собора?

mas
ћарк Ѕлау

’ороша€ стать€ про человека и собор. я почти ничего из этой области не знал. ј собор ¬асили€ Ѕлаженного, действительно красив, хот€ внутри и тесен.

top
Halida Rojkova

«амечательно написали, —емен. —ерьезна€ работа, читаетс€ легко, хот€ информации огромное количество. ¬нутри собора не была, а снаружи очень впечатл€ет.

spe
ёли€ ƒворникова

Ќе прочла - пролетела, до чего интересно! ѕришлось перечитывать со смыслом. ќтлично! —пасибо!!!+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+