icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јнатолий ягодкин
 ультура и искусство

„ем модна€ литература отличаетс€ от вечной?

  • 1050
  • 14

„ем модна€ литература отличаетс€ от вечной?

—ам заголовок статьи уже вызывает много вопросов. ѕолучаетс€, что модна€ литература не может быть вечной, а вечна€ не может быть модной.  ак и люба€ крайность, это утверждение верно лишь отчасти, ведь истори€ мировой литературы знает много примеров, опровергающих такую простую градацию. Ќо обо всем по пор€дку.

Ћитературные произведени€ создаютс€ дл€ разных целей: одни на потребу публики и дл€ зарабатывани€ денег, другие - дл€ того, чтобы что-то сказать миру. ќдну литературу читают в метро, вторую обсуждают на философских семинарах. ѕервый тип литературы, синонимом которого в нашей стране стали фамилии таких писателей как ƒ. ƒонцова, можно называть модной, ко второму же типу литературы обычно относ€т тер€ющую свою попул€рность у современной молодежи русскую классику, философские произведени€, которые читаютс€ т€жело. “акую литературу можно назвать вечной. Ќо эта градаци€ до определенной степени условна. ѕрежде, чем делить литературу на модную и вечную, нужно определитьс€, что же понимаетс€ под этими пон€ти€ми.

ћодна€ литература - это та, которую Ђмодної читать, котора€ пользуетс€ попул€рностью у современников и приносит автору попул€рность и материальную выгоду, а вечна€, это та, котора€ остаетс€ в веках, входит в школьные и университетские курсы, котора€ наполнена иде€ми и философским контекстом. Ќо кто ¬ам сказал, что одно исключает другое. Ћюбой историк литературы, литератор и литературный критик скажет ¬ам, что подавл€ющее большинство писателей, пишут лишь тогда, когда хот€т что-то сказать своим произведением, конечно речь не идет в этом случае о том пласте литературы, который мы ассоциировали с фамилией ƒонцова. ћирова€ литература знает неверо€тное число примеров, когда произведени€, написанные с целью сказать что-то этому миру, наполненные иде€ми, а иногда и философским контекстом, станов€тс€ попул€рными и модными среди современников. Ќе будем далеко ходить за примером Ч неверо€тно модным в своЄ врем€ было произведение ј. —. ѕушкина Ђ≈вгений ќнегинї. » этот писатель стал Ђнашим всемї, а его поэма Ч величайшим произведением русской литературы. ¬еликий колумбиец √. √. ћаркес заложил почти всЄ своЄ имущество, пока создавал свои Ђ—то лет одиночестваї.  нига выстрелила, и стала одной из самых издаваемых в Ћатинской јмерики и в мире в целом. ј издают и переиздают, как правило, ту литературу, на которую есть спрос, которую модно читать. ѕоэтому с полной уверенностью можно сказать, что роман √. √. ћаркса был, а отчасти и остаетс€ модным. Ќо ведь это велика€ книга, которую не случайно называют ЂЅиблией от √арси€ ћаркесаї и Ђ—амым значительным испано€зычным произведением после Ђƒон  ихотаї —ервантесаї. ¬ этом же р€ду можно назвать родоначальника жанра фэнтези ƒж. –. –. “олкиена.  то скажет, что его знаменита€ сага Ђ¬ластелин  олецї, экранизированна€ и неоднократно издаваема€, не €вл€етс€ модным произведением? ѕри этом любой толкиенист, то есть поклонник творчества этого писател€, коих немало, поведает ¬ам о том, что эта сага -не просто приключени€ загадочных существ ’оббитов в выдуманном автором мире, но и мир и герои романа и все событи€ неслучайны, за ними скрываетс€ глубочайша€ философи€. ¬едь недаром автор писал эту книгу 10 лет. „то вы думаете, что он не мог в течение 10 лет просто сочинить историю?  ниги ƒж. –. –. “олкиена, как бы кто не относилс€ к этому автору и к жанру фэнтези, можно смело причислить к Ђвечной литературеї. «нает истори€ литературы и обратные примеры. ƒетектив Ч жанр, считающийс€ модным, который почти никогда не воспринималс€ всерьЄз. ќднако и в рамках этого жанра есть такие имена как ј.  ристи и ј.  онан ƒойл, произведени€ которых стали классикой мировой литературы. ѕри этом и во времена ѕушкина, и во времена ћаркеса писалось и издавалось множество произведений Ђна потребу публикиї. Ќапример, писательницей подобного жанра была мать известного философа ј. Ўопенгауэра. ¬ы знаете хоть одно еЄ произведение? ƒа и то, что она была писательницей, знают лишь специалисты по истории философии, изучавшие биографию еЄ великого сына, которому она и об€зана своей Ђлитературной славойї. ¬от он, типичный пример Ђмоднойї литературы того времени в негативном смысле этого слова.

»з выше изложенного становитс€ пон€тно, что как модна€ литература может быть вечной, так и вечна€ может стать модной.  ритерий разграничение лишь один Ч врем€. „тобы пон€ть стала ли книга модной нужно издать еЄ и посмотреть на реакцию публики, а чтобы назвать книгу вечной, необходимо обратитьс€ к ней Ђчерез векї. ” вечного может быть вообще только один критерий Ч врем€. ѕри этом надо понимать, что мода мен€етс€, и то, что было модным вчера, может перестать быть модным сегодн€, и если автора перестают читать, то он вр€д ли встанет в р€д создателей Ђвечной литературыї, поэтому можно сказать, что вечными станов€тс€ те модные книги, которые остаютс€ вечно модными. яркий пример такой Ђвечно моднойї книги Ц Ђћаленький принцї ј. де —ент Ёкзюпери. –азве эта книга не €вл€етс€ модной? ≈сть ли в мире человек, который еЄ не читал? ƒл€ каждого человека эта книга Ч книга-учитель, книга-открытие, ведь за этой казалось бы незамысловатой сказкой, написанной в годы второй мировой войны, скрываетс€ глубочайша€ философи€ автора, которую можно постичь, лишь многократно перечитыва€ эту великую вещь и каждый раз, перечитыва€, понимаешь еЄ по-новому.

ћодна€ литература, далеко не всегда лишена умных мыслей и имеет сугубо развлекательную цель, что уже стало пон€тно из приведенных выше примеров из истории литературы. ќбратимс€ к современности. —овременного испанского писател€  арлоса –уиса —афона недостаточно хорошо знают в –оссии, но у себ€ на родине в »спании и в частности в родной Ѕарселоне, ставшей Ђдействующим лицомї в его произведени€х, этот автор неверо€тно моден. » при этом критики став€т его книги , в частности, роман Ђ“ень ветраї в один р€д с великими испано€зычными книгами √. √. ћаркеса и ћ. —ервантеса и называют писател€ Ђсовременным испанским Ѕулгаковымї (сравнива€ его Ђ»гру ангелаї с великим Ђћастером и ћаргаритойї).  ниги —афона - это действительно удачное сочетание Ђувлекательного чтени€ї и Ђумных мыслейї. ќт его романов невозможно оторватьс€, но при этом автор каждую минуту заставл€ет теб€ задумыватьс€ над вечными вопросами о любви, смерти, предательстве, судьбе. ѕополнит ли литературное наследие —афона анналы вечной литературы, покажет только врем€, но его творчество €вл€етс€ современным примером того, что ЂсерьЄзна€ литератураї тоже может быть модной и широко попул€рной.

ѕон€тно, что к Ђвечнойї литературе могут быть причислены только те произведени€, которые затрагивают вечные ценности, поэтому далеко не люба€ книга, написанна€ с авторским посылом и не лишенна€ идей и философии, сможет стать вечной. ¬ св€зи со всем вышеизложенным встает вопрос, почему та или ина€ книга становитс€ Ђмоднойї. «десь критерий только один Ч талант и мастерство еЄ автора. —тать модным автором можно, облада€ весьма скудным литературным талантом, достаточно уметь писать то, о чем хот€т читать, то есть попасть в струю, при этом не малую роль играет реклама и продвижение подобных книг. √лавное, чтобы читать было интересно и не сложно, —овершенно другой сценарий попул€рности у по-насто€щему талантливой книги. ≈сли книга, посв€щенна€ вечным проблемам, в которой автор жаждет поделитьс€ с миром своими мысл€ми, написана интересным и увлекательным €зыком, задевает читател€ за живое и может привлечь даже тех, кто в последнюю очередь задумываетс€ о философии жизни, когда выбирает книгу дл€ чтени€, то эта книга станет модной. ќна становитс€ близка читателю или потому что она нестандартна, нова, интересна, или потому, что была написана простым, пон€тным любому читателю €зыком.  огда мысль автора скрываетс€ за увлекательным сюжетом, от которого не можешь оторватьс€, когда автор умеет держать в напр€жении своего читател€ каждую минуту и при этом читатель невольно задумываетс€ о том, что скрываетс€ за этим текстом Ч книга может стать и модной, и вечной. ≈сли же автор, в голове которого кишат философские мысли, жаждет подарить их читателю, но делает это т€желовесным €зыком, вставл€€ в текст цитаты малоизвестных философов и сложные непон€тные слова, заставл€€ читател€ думать и обращатьс€ к словарю, а сюжет книги не вызывает у читател€ интереса или отсутствует вовсе (и такое тоже бывает), то така€ книга, почти наверн€ка станет досто€нием академической общественности и ценителей высокой литературы, и вполне веро€тно будет причислена к вечным, но вот модной она не станет. „тобы быть модным, надо быть близким к народу. Ќо при этом Ђблизость к народуї далеко не всегда рождаетс€ из желани€ заработать литературой и стать модным автором, но часто Ђблизкими к народуї оказываютс€ и по-насто€щему великие книги.

Ђ¬ечнойї книга может стать через много лет после смерти еЄ автора, но бывают случаи, когда Ђвеличинуї признают и при жизни. “ак было, например, с ¬. –аспутиным (которого вр€д ли можно назвать Ђмоднымї) и √. √. ћаркесом, извести€ о смерти которых в –оссии и в  олумбии ( а в случае с последним и во всем мире) давали понимани€ того, что скончалс€ великий писатель современности.


pro
“амара ћеркулова

ѕроизведени€ ¬. –аспутина были очень модными в конце советской эпохи, в 1980-е годы. ’от€ что такое мода в услови€х посто€нного дефицита?

mas
ћарк Ѕлау

»ногда модна€ литература попадает в вечную, потому что оказала огромное вли€ние на страну. »ли на человечество. ѕример первого превращени€ - "„то делать?" Ќ.√.„ернышевского, произведение достаточно беспомощное, но ужасно попул€рное у молодежи в –оссии конца 19-го века. ¬едь переписывали же от руки.

ѕример второго превращени€ - пьесы ¬.Ўекспира. ≈сли бы они не были модны и попул€рны, Ѕард бы не выжил.

spe
≈вгени€ –адченко

ѕрекрасна€ стать€! –едко бывает однозначно. Ќекотора€ литература не лишена умностей, но в то же врем€ €вл€етс€ попсой. ћне кажетс€, Ўантарам, например. я его не читала за его попсовость, очень часто исхожу из мысли: "если все, то € нет". Ќо встречающиес€ на просторах сети выдержки из книги, кажутс€ мне правильными...

pro
—емен ÷ыгановский

≈вгени€, а ¬ы не бойтесь, прочтите. ћожет быть, ¬ам понравитс€.  ак понравилс€ мне Ѕ.јкунин. ¬от уж не знаю, считают ли его попсовым писателем.

 стати, если уж речь пошла о детективе.  онан-ƒойль, придумыва€ Ўерлока ’олмса, совсем не мечтал создать "нетленку"

deb
јнатолий ягодкин

—емен, € это и имел ввиду когда его упом€нул
» его и  ристи всерьЄз не воспринимали

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+