icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Люди, биографии

Чем известна Амелия Эрхарт?

  • 651
  • 16

Чем известна Амелия Эрхарт?

Е

Если в семье рождается девочка, то родители обязаны воспитать ее леди. Таков закон, и ему веками следуют все воспитатели. А что делать, если природа ошиблась и в тело девочки вложила душу озорного и бесстрашного мальчишки? Самое мудрое решение – не давить, не ломать характер, а позволить ребенку самому выбрать себе дело по душе.

Именно так и поступили Эдвин и Эмми, родители Амелии Эрхарт. Девочка с ранних лет была упряма, ничего не боялась – временами казалось, что страх ей вообще неведом. Скатиться вниз с крутой горки? Залезть на самое высокое дерево? Надеть брюки, шокируя всех дам в округе? Остроумно съязвить в ответ на замечание, невзирая на возраст и общественное положение говорящего? Надавать оплеух мальчишкам, да еще и старше себя? Малышка Амелия делала это, ни секунды не раздумывая. Она отлично стреляла, ездила верхом, плавала наперегонки и прекрасно играла в теннис.

- Кем станет такая своенравная девушка? Да ее же замуж никто не возьмет! – вздыхали пожилые родственницы. Ошиблись: и замуж Амелия вышла, да еще и на весь мир прославилась – осталась в истории авиации первой женщиной, перелетевшей Атлантический океан.

Место ее рождения – штат Канзас. Здесь в 1897 году она родилась, здесь сформировался ее независимый и решительный характер. Учителя Амелию не любили: девочка не могла усидеть на месте даже двадцать минут, зато облазила все окрестные крыши и устроила несколько драк. Справедливости ради нужно сказать, что сама она никого зря не обижала, зато давала такой отпор, что обидчики надолго запоминали полученный урок. Ее исключили из одной школы и облегченно выдохнули в другой, когда семья Эрхарт сообщила о переезде в Айову.

Там и состоялась первая встреча Амелии и аэроплана. Но, увы, он десятилетнюю девочку не впечатлил. Вскоре последовали новые перемены в жизни - развод родителей, переезд, на этот раз в Чикаго. Амелия росла, получала образование и вовсе не думала о полетах. Ей уже 23 года, она студентка, в мечтах – великий врач. Все изменилось во время поездки в Лос-Анджелес. Летом 1920 Амелия поднялась в воздух и поняла: ни за что на свете она не упустит возможность летать. И только сама, пассажиркой быть она не согласна.

Как воплотить мечту в жизнь? Накопить денег на собственный аэроплан. Университет побоку, медицине сказано решительное нет. Амелия села за руль грузовика, чтобы возить камень. Потом решительная барышня отправилась на курсы пилотов. Там она демонстрировала полное отсутствие страха, постоянное желание рисковать и проделывать опасные трюки вопреки запретам инструкторов.

Аварии Амелии не пугали. Оказавшись на земле, среди обломков аэроплана, она вставала, ворча, оглядывала останки аэроплана. И напрасно кто-то ждал от нее слез и истерик: это было не в ее характере. Амелия доставала пудреницу, приводила себя в порядок и, как только появлялась возможность, снова поднималась в небо.

Май 1823 года был счастливым. Амелия Эрхарт получила долгожданную лицензию пилота. Небо в ее распоряжении! И она летала с упоением, правда, где-то в глубине души теплилась надежда на чудо – большой проект, в котором она сумеет воплотить свою мечту о дальних перелетах. Через пять лет она, почти неизвестная широкой публике женщина-пилот, получила грандиозное предложение – совершить перелет через Атлантический океан. Смертельно опасно? Разумеется! Тем и интереснее.

Идея перелета принадлежала Джорджу Палмеру Пугнам, богатому книгоиздателю и романтику, влюбленному в авиацию. Кроме всего вышеперечисленного, Пугнам был еще и талантливым бизнесменом, а потому умел так просчитывать все свои действия, чтобы они приносили ему прибыль.

Через пять минут от восторга ничего не осталось: Амелия летит, но не пилотом. На ее решительное «ни за что!» Пугнам, как настоящий змей-искуситель, привел железобетонные доводы:

  • ей нужен опыт дальнего перелета для самостоятельных полетов;
  • ему нужны деньги, чтобы финансировать эти полеты.
Вывод: объединяем усилия, и каждый получает свое.

Вообще-то в первоначальном плане Пугнама значилась другая женщина - Эмми Гест. Но состояние ее здоровья (55 лет для такого перелета – серьезный возраст) не позволило даме-пилоту принять участие в этом грандиозном проекте. Зато она предоставила свой Fokker F7 – три мотора новенького самолета гарантировали успешный полет.

У. Штульц в качестве пилота, Л. Гордон – механика и А. Эрхарт в роли пассажира 17 июня 1928 года вылетели с Ньюфаундленда, а 18 июня их встретили жители Уэльса и журналисты. О мужчинах, пилотировавших самолет, никто и не вспомнил, зато имя и фамилия Амелии были у всех на устах. Слава, интервью, фотографии во всех печатных изданиях, толпы поклонников – все это доводило Эрхарт до бешенства. Напрасно она постоянно говорила о том, что летела простым пассажиром: ее просто-напросто никто не слушал. Так в 31 год Амелия стала самой знаменитой женщиной мира. Ей подражали, на нее равнялись. Пукгнам был доволен: он не прогадал, потому что запланированная им сумма дохода была умножена на сто.

Дальше была свадьба с … Правильно с Джорджем Пугнам. Амелия, по ее собственному признании, не любила его так, как авиацию, а потому потребовала от него свободы и честности в отношениях для себя и предоставила супругу те же права. А еще категорически заявила, что совершит перелет сама, иначе перестанет уважать себя. Дело в том, что многие авиаторы и репортеры смеялись над «рекордом Эрхарт» и подвергали сомнениям ее профессионализм.

В этой ситуации поднять самооценку мог только одиночный перелет. И он состоялся 20 мая 1932 года. Побережье Ньюфаундленда проводило одномоторный Lockheed Vega. Полет получился архитяжелым, поэтому пришлось приземляться не в Париже, как было запланировано, а на побережье Северной Ирландии. В полете было все: и обледенение корпуса самолета, и отказ топливопровода, в связи с чем топливо капало ей прямо на шею почти все время полета; и поломка прибора, определяющего высоту, - пришлось лететь вслепую; и не запланированный выход в штопор, едва не закончившийся падением.

Амелия сумела доказать скептикам и самой себе, что она и есть первая женщина-пилот, покорившая Атлантический океан. Эрхард получила «свой собственный океан восторга и наград», а Пугнам несколько миллионов долларов. Элеонора Рузвельт стала ее близкой подругой, разработанную ею одежду носили женщины всего мира, вышла вторая книга о ее полетах, ее назвали Женщиной года. Так к Амелии пришла настоящая слава. На этот раз заслуженная.

Передохнув, Амелия заявляет, что намерена совершить кругосветный перелет. Никакие доводы против она не принимает, а уговаривают ее все, даже муж. Амелия отшучивается, напоминая о своих семи авиакатастрофах, из которых ей удалось выбраться живой и невредимой. Повезло семь раз – значит, повезет и в восьмой. Суперсовременный Lockheed Elektra понесся над Тихим океаном. В состав экипажа входили два штурмана – Г. Меннинг и Ф. Нунан. Полет начался 17 марта 1937 года, но долететь удалось только до Гавайев. Пришлось ремонтировать шасси и топливный бак.

Гарри Меннинг воспринимал аварию, как знак свыше, и отказался от дальнейшего участия. Но Амалия упрямо рвалась лететь дальше. 20 мая полет продолжился, в кабине самолета – Эрхарт и Нунан. Последний раз Амалия вышла на связь 2 июля, она кричала, что их сносит сильный боковой ветер. Пролетев четверть запланированного расстояния, самолет с экипажем исчез. Разумеется, были организованы поиски, но, увы, на воде следы не остаются. Только 5 января 1939 года суд официально признал Эрхард и Нунана погибшими.

«Авианаркоманка» (так называли летчицу журналисты) Амалия Эрхарт часто говорила, что старость ее пугает, и она мечтает покинуть этот мир молодой. Возможно, эти слова назовут своеобразным кокетством. А может быть, это было предвидение?

Жизнь отважной женщины оборвалась 2 июля 1937 года. Точное место гибели не установлено. Последний раз Амалия выходила на связь в районе южной части безбрежного океана. Эти координаты никак нельзя назвать точными.

Были организованы поиски, которые не увенчались успехом. Мир скорбел, оплакивая удивительную женщину, посмевшую бросить вызов устоям и доказавшую, что женщине по силам все. Те, кто не хотел верить в гибель Амалии, перебирали версии, во множестве появившиеся в прессе.

  1. Первая версия - Эрхарт не погибла, она находится в плену у японцев. Кто-то утверждал, что ее и штурмана казнили сразу. Но была и непроверенная информация о том, что Амалия дожила до конца Второй Мировой войны. Ее, якобы, расстреляли уже после бомбежки Хиросимы и Нагасаки.
  2. Вторая версия – закончилось горючее, и самолет упал на один из необитаемых островов. Экипаж погиб от полученных ранений.
  3. Третья версия - Амалия по неизвестной причине решила не возвращаться в США, поэтому инсценировала свою смерть.
  4. Четвертая версия - летчица осталась жива, после крушения потеряла память и живет среди туземцев.
  5. Уже после Второй Мировой войны появилась еще одна: доблестные американские военные освободили Амалию Эрхарт из японского плена, ей сделали пластическую операцию, поменяли фамилию и имя. И она живет, летает, как прежде, и радуется тому, что женщины-летчицы вслед за ней решаются покорять Пятый океан.
  6. Самую последнюю версию озвучили несколько лет назад: самолет Эрхарт упал на остров Мили, который относится к группе Маршалловых островов. Там вроде бы найдены обломки и собраны свидетельства жителей острова.

Загадка гибели экипажа Амелии Эрхарт до сих пор будоражит воображение писателей, режиссеров и всех, кому небезразлична судьба летчицы.

pro
Елена Коробова

Отважная, смелая женщина. Люблю читать биографии интересных личностей. Спасибо, Халида!!! +++++

pro
Тамара Меркулова

Героическая женщина. Если бы не неудобное устройство списков на новом сайте, я бы до этой темы добралась. И, конечно же, написала бы.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+