В этой истории – то ли анекдоте, то ли притче – замечательно отражена сущность той позиции, которую разделяет множество людей: ассоциировать понятие Бога с понятием чуда. Нельзя сказать, что это характерная черта нашего времени. Откроем Евангелие: что мы там увидим? Современники Спасителя готовы были считать Его Сыном Божьим, пока он воскрешал мертвых, насыщал толпу пятью хлебами и ходил по воде – на кресте Его таковым считать отказывались. «Если Ты Сын Божий, сойди с креста!» – под этими словами, выкрикнутыми у Голгофы, с готовностью подписывается чуть ли не каждый из нас: мы отказываемся принимать Бога, пока Он не явит чудо.
Чудо, которого ищет человек, может быть разным. Не всегда речь идет о каком-то необъяснимом с научной точки зрения явлении – типа сошествия Благодатного огня. Решить в одночасье все человеческие проблемы – и социальные, и экономические, и прочие – это ведь тоже было бы чудом, и этого от Бога требуют постоянно. «Я не могу верить в Бога, который допускает, чтобы дети умирали от рака!» – заявляет некоторые публичные персоны. Между тем, эти персоны с большой долей вероятности посещают SPA-салоны, пользуются услугами пластических хирургов – а индустрия красоты ежегодно пожирает огромное количество ресурсов (и денег, и трудов ученых), которые вполне можно было бы бросить на онкологию – и тогда рак, возможно, был бы побежден… Получается, что Бог-то чудо совершает, посылая в мир талантливых ученых-медиков – но эти ученые разрабатывают всевозможные обертывания и имплантанты для увеличения груди, потому что таков социальный заказ, и его поддерживают в том числе и те, кто так патетически требует чуда.
Требование чуда от Бога сопряжено с другой потребностью – с поиском доказательств существования Бога: «Господи, покажи мне Свое присутствие». Это выражается в стремлении увидеть руку Творца в творении. Именно из этого стремления происходят многочисленные рассуждения о том, что «такие сложные системы, как живые существа, не могли возникнуть случайно». Между тем, никто и не говорит, что они возникли случайно – у эволюции есть множество закономерностей, но человеку, жаждущему чуда, непременно надо найти доказательства, что все сущее было сотворено в одночасье, без развития. Признать эволюцию орудием творения такой человек не может именно потому, что она не похожа на чудо – ведь ее можно проанализировать и объяснить. И вот разум начинает цепляться за любое явление природы, научного объяснения которому пока нет.
Так возникает очень опасное явление, именуемое «Бог в пробелах». Чем оно опасно? Наука на месте не стоит, то, что необъяснимо сейчас, когда-нибудь будет объяснено – пробелов все меньше, соответственно, создается впечатление, что и «места для Бога» все меньше. А главное, такая позиция противоречит самой сущности веры, которая по определению не требует доказательств. В сущности, требование чуда – это именно требование доказательства, и тот, кто чуда ищет, тем самым демонстрирует, что в вере он не очень-то и тверд.
Человек же, ищущий Бога, чуда не ищет – ему и так достаточно чудес. Он способен увидеть чудо в любом проявлении Творения – от Большого взрыв до заката над рекой. Чудом можно считать даже то, что каждый из нас способен беседовать в молитве с непостижимым Существом, сотворившим Вселенною, и соединяться с Ним в причастии. Так возникает парадокс: тот, кто ищет чудес, никогда их не найдет, а тот, кто ищет Бога – находит чудеса повсюду.