icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

Cамый страшный фильм ужасов

  • 2750
  • 6

Cамый страшный фильм ужасов

‘ильмы ужасовЕ не так-то просто выбрать самый ужасный Ц ведь их так много: Ђ ошмар на улице ¬€зовї, Ђћертвецы зомбиї, ЂЌочь демоновїЕ не перечесть! ј почему много? ƒа очень просто Ц спрос рождает предложение, фильмы ужасов снимают потому, что зритель хочет их смотреть! ј зритель хочет потому, чтоЕ

ƒействительно, почему? ¬едь страх, который такие фильмы должны вызывать Ђпо определениюї Ц далеко не самое при€тное состо€ние, зачем вызывать его искусственно?

ѕрежде всего, страх Ц это эмоци€. Ёмоции Ц как и все про€влени€ человеческой психики Ц про€вление де€тельности мозга, точнее, определЄнного его отдела Ц лимбической системы, котора€ подчин€етс€ тем же законам, что и все органы: то, что перестаЄт работать Ц отмираетЕ вот пролежите вы год в постели Ц на ноги встать не сможете, даже если они не будут повреждены, перестанете есть Ц атрофируетс€ желудок, так же и се отделы мозга дл€ нормальной работы нуждаютс€ в посто€нном функционированииЕ причЄм в полном объЄме! » чтобы нормально работали отделы мозга, ответственные за эмоциональную сферу, человек должен испытывать все эмоции Ц и страх в том числе.

–азумеетс€, отрицательные эмоции (включа€ страх) надо получать строго дозировано Ц их нередко сравнивают с солью: без неЄ вы суп есть не станете, но если на кастрюлю супа будет килограмм солиЕ Ќо беда в том, что дозировать страх в реальности невозможно Ц да и подвергать себ€ опасности лишний раз не хочетс€Е ¬от и удовлетвор€ет человек свою потребность в страхе с помощью искусства Ц дозировано, а главное Ц безопасно. ј поскольку Ђважнейшим их искусств дл€ нас €вл€етс€ киної Ц самое доходчивое, требующее менее всего усилий при воспри€тии Ц особенно полюбились публике в таком качестве фильмы ужасов.

я помню времена, когда эта сторона Ђреакционного буржуазного искусстваї обрушилась на отечественного (тогда ещЄ советского) зрител€. —начала были кассеты, которые либо передавали друг другу, либо счастливые обладатели видеомагнитофонов устраивали коллективные просмотры дл€ друзейЕ одна мо€ родственница, посмотрев в гост€х у коллеги Ђ«ловещих мертвецовї, ночью не на шутку испугалась развешанных на балконе полиэтиленовых пакетов. ѕотом по€вилось кабельное телевидение Ц фильмы ужасов показывали по п€тницам Ц о, как € ждала каждой п€тницы!

Ќо скоро схлынул восторг перед новомодной заморской диковинкой (о, как легко попадаютс€ на это подростки!) Ц и Ђужастикиї приелисьЕ приелись по одной простой причине: ужаса-то они не вызывали! ќни играли не на страхе, а на отвращении, в избытке преподнос€ полуразложившуюс€ плоть, чавканье человеческими мозгами и тому подобные натуралистические подробности (может, это и было неплохим психологическим тренингом дл€ тех, кто планировал избрать профессию патологоанатома или судмедэксперта Ц но у мен€-то таких планов не было).

—южеты тоже особого страха не внушали Ц поскольку € выучила их наизустьЕ впрочем, почему € говорю во множественном числе? —южет-то был один: несколько человек волею судьбы оказываютс€ в некоем отрезанном от внешнего мира пространстве (будь то глуха€ деревн€ или подводна€ лодка), где сталкиваютс€ с неким про€влением (либо мистического происхождени€, либо результатом чьих-то безответственных экспериментов), которое медленно, но верно, кушает их по очереди (вариант Ц переделывает, заставл€€ кушать друг друга), скушают всех или один-два выживут Ц это уже детали, особой роли не играющие. Ќикакого сострадани€ к этим геро€м не было и в помине Ц в силу их повышенного идиотизма: там, где любой нормальный человек хот€ бы попытаетс€ убежать Ц они делали огромные глаза и верещали, покорно ожида€, пока их скушаютЕ прошу не судить мен€ строго за отсутствие сострадани€: всЄ же сопереживание геро€м произведений строитс€ во многом на идентификации себ€ с ними Ц а отождествл€ть себ€ с недоинтеллектуальными существами не так-то при€тно!

Ќо справедливости ради следует признать: в тех же Ђ«ловещих мертвецахї был всЄ же момент, который действительно вызывал ужас! ћЄртва€ героин€ встаЄт из могилы, приставл€€ отрубленную голову Ц и танцует вальс, сопровождаемый Ђмеханическойї вальсовой мелодиейЕ никакого грубого натурализма Ц просто происходит то, чего в принципе происходить не может, причЄм выгл€дит совершенно естественно... такое мы с вами все видели. √де? ƒа во сне! ¬ сновидени€х совершенно невозможные вещи переплетаютс€ с чем-то реальным Ц и мы не замечаем их противоестественности, пока не проснЄмс€Е потому-то чтобы сознание Ђприн€лої такое, оно должно Ђсогласитьс€ї прин€ть Ц ЂуснутьїЕ а сон разума, как известно, Ђпорождает чудовищї! ¬от такое противоречие сна и €ви действительно вызывает ужас Ц потому, что Ђвыбивает почву из под ногї у разумаЕ и это гораздо страшнее, чем если вам подчЄркнуто конкретно предъ€вл€ют сырое м€со с истекшим сроком годности! ¬печатление усугубл€етс€ музыкой: типичный вальс Ц но с Ђшатающейс€ї тоникой и угловатыми интонаци€ми, которые весьма сложно было бы пропеть Ц тоже ЂсмещЄнна€ система координатї, лишающа€ точки опорыЕ тоже страх!

“рудно сказать, почему автор Ђ«ловещих мертвецовї не заметил собственной удачной находки Ц и построил весь остальной фильм совершенно на других эстетических принципах (точнее, на полном отсутствии эстетики).

я вспоминаю Ц а встречала ли € фильмы ужасов, целиком построенные на такой вот эстетике? ƒа, встречала! Ёто был фильм Ћ.’илльера Ђƒочь ƒракулыї. ѕоставлен он в 1936 году, когда ещЄ не было ни компьютерных Ђчудесї, ни умопомрачительной техники дл€ создани€ спецэффектовЕ ну чем тогда можно было напугать? ≈сли и пугали тогда Ц то у современного зрител€ такие Ђужасыї, наверное, вызовут лишь снисходительную улыбку?

“ем не менее, фильм вызывает неподдельный страхЕ ƒа, здесь нет как такового пугающего видеор€да Ц зато посто€нно присутствует терзаемый ужасом человек, прежде всего Ц ужасом перед самим собой. ѕроста€, мила€ женщина, с которой так легко отождествить себ€ (и потому так легко сочувствовать ей) смотрит в зеркало, а там Ц пустотаЕ есть ли что более страшное, чем увидеть пустоту вместо себ€?

ѕожалуй, сама€ страшна€ сцена в фильме Ц когда героин€, предава€сь воспоминани€м о далЄкой родине, наигрывает на фортепиано светлую лирическую мелодию Ц котора€ постепенно омрачаетс€ низким регистром и уплотн€ющейс€ фактурой Ц такое впечатление, что не она управл€ет исполн€емой музыкой, а музыка начинает жить своей жизнью, лиша€ еЄ воли. —трах Ц главный Ђгеройї фильма ужасов Ц это страх перед собственными тайными желани€ми, перед ЂтЄмной сторонойї своей души Ц и такой страх гораздо реальнее, чем любые выдуманные чудовища (даже если он р€дитс€ в фантастические одежды, в данном случае Ц в образ вампира)Е а реальнее Ц значит, страшнее!

ќстаЄтс€ только пожалеть, что режиссЄры позднейших времЄн чаще Ђидут другим путЄмїЕ и потому никого не могут по-насто€щему напугать!


deb
ёрий ѕономаренко

¬се верно.–едко какой ужастик вызывает насто€щий страх. учи человеческого м€са и реки кетчупа лично у мен€ не вызывают эмоций.» герои в основном идиоты.ƒаже и не припомню хорошего фильма, в основном, и правда - глупые какие-то.+

pro
јнастаси€ —амохина

ƒл€ мен€ самыми страшными фильмами €вл€ютс€ чЄрно - белые фильмы ’ичкока, как бы это странно не звучало. ј современные фильмы ужасов и правда какие - то не очень и страшные.

tra
Ќатали€ ћиллер

Ћично у мен€ человеческие изуродованные тела и море крови вызывают только отвращение.

top
≈лена јсвойнова-“равина

“ак ведь ’ичкок тоже не пытаетс€ шокировать внешними эффектами - а "разогревает" эмоции напр€жением страстей...

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+