icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
julia velichko
Интересные факты

Были ли граждане российской империи на борту «Титаника»

  • 2437
  • 10

Были ли граждане российской империи на борту «Титаника»

П
По прошествии ста лет, после крушения трансатлантического лайнера под названием «Титаник», казалось бы, что все тайны раскрыты. Но, тем не менее, катастрофа «Титаника» продолжает волновать людей и по сегодняшний день. Даже на сегодняшний день всплывают новые интересные факты о «Титанике».

В ночь на 15 апреля 1912 года, в холодных водах Антарктики потерпел крушение самый большой, казалось бы, на первый взгляд, безопасный трансатлантический лайнер под названием «Титаник». На его борту было 2201 человек, включая российских граждан. Но кто они и почему о них не ничего неизвестно? К сожалению, подданные российской империи, которые находились на борту «Титаника» не могли себе позволить плыть первым классом, поскольку билет на «Титаник» стоил по нашим меркам 50 000 долларов, поэтому они плыли третьим классом. Билет третьего класса, если перевести по нашим меркам, составлял 350 долларов. На то время это тоже были большие деньги для простого народа, но мечта того стоила.

Если граждане российской империи сели на корабль, то почему их нет в списках пассажиров? Как позже выяснилось, многие ехали нелегально, устраиваясь уборщиками и кочегарами за взятки. Вполне возможно, что и российские граждане ехали зайцем, и их нет в списках пассажиров «Титаника». За океан выходцы из Белоруссии тоже отправились на «Титанике». В национальном историческом архиве Белоруссии хранятся редкие материалы о миграции и переселенцах. Из всего списка нашлась информация о гражданине по фамилии Кантор. Выяснилось, что никакой женщины с именем Зелина на борту не было, как считалось ранее, а был Ишуа Кантор. Неправильное написание имени привело к досадной ошибке: мужское имя заменили на женское. Правда, женщина с фамилией Кантор была, но звали ее Мириам. Эта супружеская пара была выходцами из местечка Смеловичи, что рядом возле Минска. При крушении лайнера Ишуа погиб, а Мириам числилась среди спасенных. Какая ее дальнейшая судьба: вернулась ли она в Смеловичи или обосновалась в Канаде? На этот вопрос до сих пор нет ответа.

Ученые нашли еще один факт, который объяснял пробелы в списках пассажиров «Титаника». Весной 1912 бастовали угольщики, в связи с этим, часть плановых атлантических рейсов была отменена и пассажиров перекинули на «Титаник», а перерегистрировать всех не успели. Вполне возможно, что среди тех, кого не успели перерегистрировать, были и русские. Скорее всего, по этим причинам не было в списках и Михаила Кучиева. Его следы обнаружились рядом – в Москве. Со слов его дочери, Анны Кадзовой, Кучиев Михаил Иванович поехал в Америку на заработки и попал на корабль под названием «Титаник». Весной 1912 года, молодой парень, 24-х лет, решает податься в Америку, чтобы заработать на дом и потом жениться. Уроженец села Кадгарон сильно выделялся из толпы пассажиров «Титаника».

Если Михаила Кучиева просто невозможно было не заметить, то на скромного пожилого человека в пенсне никто не обращал внимания, хотя он являлся не последним человеком на «Титанике». Это Михаил Михайлович Жадовский, который принадлежал знатному дворянскому роду . Он был главным кассиром на корабле. Его следы отыскались в Нижнем Новгороде. За боевые заслуги и мужество в российско-турецкой войне, Михаил Жадовский был награжден орденом Славы III степени, орденом Святой Анны – III-IV степеней и румынским Железным Крестом. Дослужившись до звания полковника, он ушел в отставку в возрасте 60 лет. После выхода на пенсию в поисках заработка Михаил Жадовский отправляется в Париж. На одном из светских приемов он знакомится с владельцем британской судоходной компании Джозефом Брюсом Исмеем. Тот и порекомендовал его на должность главного кассира на новый круизный лайнер «Титаник» компании «White Star Line».

Через 50 минут после столкновения с айсбергом начали выводить пассажиров I и II класса на верхнюю палубу. В эфир летят команды СОС. Их принимают корабли, находившиеся неподалеку от места крушения «Титаника». Пассажиров 3-го класса собирают на палубе Е. Подданные российской империи, ростовские крестьяне-переселенцы и евреи белорусских местечек, скорее всего, находятся здесь. В ту роковую ночь с 14 на 15 апреля, Михаил Кучиев не спал. Когда он вышел из каюты, все ведущие к выходу на главную палубу лестницы, были перекрыты. Михаил Кучиев понял, что что-то тут не так. Там, на верху, люди шумели, волновались, бегали, а те, кто внизу был не смог никуда прорваться. Каким-то чудом Михаилу Кучиеву, пассажиру 3-го класса, удалось прорваться сквозь многочисленную толпу и выбраться на верхнюю палубу.

Единственное спасение было – это шлюпки. Но в них вмещалось в три раза меньше пассажиров, чем было на борту. Шансов на выживание почти нет. В шлюпки сажали только женщин и детей. Кассиру Михаилу Жадовскому по должности полагается спасать корабельную кассу. Для него было зарезервировано место в шлюпке, но он принял другое решение: передал деньги одному из членов экипажа со словами: «Я останусь вместе с капитаном. Мне уже 68 лет. Осталось жить совсем немного, а деньги и без меня будут переданы по назначению». Свое место в шлюпке он уступил француженке, которая потом рассказала, что именно Жадовский бросился спасать женщин и детей с тонущего корабля. Последние пассажиры, покидающие корабль видели его стоящим у поручня с трубкой в руках.

Сейчас очень трудно узнать, что в действительности произошло с Михаилом Кучиевым после того рокового события 15 апреля 1912 года. Есть разные версии. Однако он остался в живых, но в 30-х годах его след потерялся. Кучиев один из немногих пассажиров 3-го класса, которому удалось спастись.

Через два часа, после крушения «Титаника, подошла «Карпатия», забрав на борт к себе 711 человек, включая и членов экипажа. Остается вопрос, а были ли на борту среди спасенных российские подданные и сколько их?

Остальные 1500 пассажиров того злополучного рейса погибли. 17 апреля 1912 года из Галифакса выходит судно «Маккей Беннет», чтобы обследовать район гибели «Титаника». Через сутки тела погибших были доставлены в Галифакс. На то время не было средств на заморозку тел. В связи с этим, быстро разлагающиеся тела погибших похоронили в Галифаксе. На кладбище Фервью захоронены более 100 жертв кораблекрушения трансатлантического лайнера «Титаник». Здесь есть пустые могилы тех, кого забрал океан. Есть безымянные могилы, на которых написана дата смерти 15 апреля 1912 года. Возможно под этими плитами покоятся русские пассажиры «Титаника».

Мифы и легенды о легендарном «Титанике» будут жить долго, а сама история об этом корабле может скоро закончится. Глубоководные аппараты «Мир» взяли пробы ржавчины корабля. Доктор Генриетта Манн открыла бактерию «холомонос Титаника», которая питается ржавчиной и возможно в скором времени уничтожит корабль. По предварительным данным примерно через 30 лет обломки «Титаника» превратятся в груду ржавой пыли на дне океана. Титаник родился на земле, однако природа заберет его обратно.

spe
Милана Гейко

Удивительная работа! Да, именно работа, не просто статья. Интересная и глубоко эмоциональная! Это здорово!!! Юлечка - молодец!!! ОЧень хорошо поработала!!! +++++++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+