icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
–абота, карьера, бизнес

Ѕалетмейстеры, кто такие и чем занимаютс€?

  • 1017
  • 3

Ѕалетмейстеры, кто такие и чем занимаютс€?

ќ
ќдна из самых завораживающих и жестоких искусств Ц это, несомненно, балет. ∆естокое Ц потому, что от тех, кто его творит, балет требует всего Ц не только многочасовых зан€тий, но и жесточайших ограничений в пище, причем все это начинаетс€ в детстве Ц лет с 5-6, а оборватьс€ может внезапно и бесповоротно в подростковом возрасте, когда тело претерпевает кардинальные изменени€ и фигура иной раз мен€етс€ до неузнаваемостиЕ «авораживающее Ц потому, что ни одно искусство не возносит на такую недос€гаемую высоту красоту человеческого тела.

Ѕалетный спектакль Ц это нека€ Ђжива€ тканьї, в которой сплетаетс€ музыка и выразительность движени€, это можно было бы назвать Ђпартитурой танцаї. ќдно из чудес балета заключаетс€ в том, что эти Ђпартитурыї нигде не записаны: в отличие от музыки, в балете нет системы записи, все балетные партии передаютс€ от учител€ к ученикуЕ  то же создает это чудо, выстраивает эту Ђживую тканьї? Ёто делают балетмейстеры.

” профессии балетмейстера много аспектов. Ёто и руководитель балетной труппы, и постановщик. —тавит балетмейстер не только балетные спектакли, но и отдельные хореографические номера, которые исполн€ютс€ в концертах. ¬ход€т танцевальные номера в оперы и, конечно, в оперетты, а иной раз и в драматические спектакли, и в художественные фильмы Ц это тоже работа балетмейстеров.

ѕрофесси€ балетмейстера родилась вместе с балетом. ѕервым произведением в этом жанре считаетс€ Ђ÷ирце€ї, поставленна€ в 1581 году при французском дворе. ѕоставил это действо италь€нский скрипач Ѕальтазарини де Ѕельджозо Ц пожалуй, этого человека можно считать первым балетмейстером. »скусство балета Ц а значит, и балетмейстеров Ц еще долго оставалось искусством придворным, да и где еще могло развиватьс€ столь утонченное, рафинированное искусство! Ќо уже в XVIII веке по€вл€ютс€ балетные театры, а позже Ц в эпоху романтизма Ц рождаетс€ классический балет. Ёто был поистине Ђзолотой векї балета.

ƒолгое врем€ балетмейстеры в эпоху классического балета были полновластными хоз€евами Ц именно они диктовали услови€ не только танцорам, но и композиторам. ¬ таких услови€х о каком-то творческом поиске со стороны композитора не могло быть и речи, именно поэтому великие композиторы сторонились балета Ц ни у ћ.».√линки, ни у ћ.ѕ.ћусоргского, ни у Ќ.ј.–имского- орсакова мы балетов не встретим. Ќо нельз€ сказать, что они совсем уж сторонились искусства балетмейстеров, только обращались они к балету там, где балетмейстеры Ђзнали свое местої Ц в опере: Ђѕл€ска персидокї в Ђ’ованщинеї, хороводы в Ђ—негурочкеї и, конечно же, польский акт в Ђ»ване —усанинеї Ц это все шедевры не только русских композиторов, но и русских балетмейстеров! ѕротиворечие это разрешилось в творчестве ѕ.».„айковского и балетмейстера, которого с полным правом можно назвать Ђсоавторомї великого композитора Ц ћариуса ѕетипа. Ётот француз, приехавший в –оссию в шубе среди лета, стал истинной гордостью русского искусства. »менно он поставил наши любимые балеты Ц ЂЋебединое озерої, Ђўелкунчикї, Ђ—п€щую красавицуї. —овременные балетмейстеры иной раз пытаютс€ предложить собственные варианты, но ничего хорошего из этого не получаетс€: мы говорим Ђбалеты ѕ.».„айковскогої Ц подразумеваем Ђћариус ѕетипаї.

≈сли им€ ћ.ѕетипа неразрывно св€зано с классическим балетом, то основателем балета современного считаетс€ наш соотечественник ћихаил ‘окин, работавший с такими знаменитыми артистами, как ј.ѕавлова и ¬.Ќижинский. “ворчество ћ.‘окина Ц это множество смелых экспериментов, ведь трудно назвать иначе танцевальные постановки на основе музыкальных произведений, которые авторы вовсе не предотвращали дл€ танца: ЂЎопенианаї по пьесам ‘.Ўопена, ЂЎехеразадаї Ќ.ј.–имского- орсакова, Ђѕослеполуденный отдых ‘авнаї  .ƒебюсси, ЂЁросї, на музыку —еренады дл€ струнного оркестра ѕ.».„айковскогоЕ

—егодн€ получить профессию хореографа можно в хореографическом училище, в училище или институте культуры, ћосковской государственной академии хореографии, в √»“»—е. “ребовани€ эта професси€ предъ€вл€ет такие же, как балет вообще: особое телосложение Ц легкое и поджарое, гибкость, выносливость, музыкальность, высока€ работоспособность, и учитьс€ надо начинать с детства. Ќо от балетмейстера требуютс€ и другие качества Ц организаторские способности, умение воздействовать на людей, и конечно Ц способность увидеть картину танца во всех подробност€х в своем творческом воображении.


pro
Ќадежда  ћаслова

ќчень люблю смотреть балет. ѕотр€сающее зрелище! ∆аль, что сейчас его по телевизору почти не показывают, а живьЄм у нас его не увидишь никогда. +++

pro
“амара ћеркулова

ƒействительно, стать€ написана так, что чувствуещь любовь автора к балету.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+