icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Работа, карьера, бизнес

Балетмейстеры, кто такие и чем занимаются?

  • 2154
  • 3

Балетмейстеры, кто такие и чем занимаются?

О
Одна из самых завораживающих и жестоких искусств – это, несомненно, балет. Жестокое – потому, что от тех, кто его творит, балет требует всего – не только многочасовых занятий, но и жесточайших ограничений в пище, причем все это начинается в детстве – лет с 5-6, а оборваться может внезапно и бесповоротно в подростковом возрасте, когда тело претерпевает кардинальные изменения и фигура иной раз меняется до неузнаваемости… Завораживающее – потому, что ни одно искусство не возносит на такую недосягаемую высоту красоту человеческого тела.

Балетный спектакль – это некая «живая ткань», в которой сплетается музыка и выразительность движения, это можно было бы назвать «партитурой танца». Одно из чудес балета заключается в том, что эти «партитуры» нигде не записаны: в отличие от музыки, в балете нет системы записи, все балетные партии передаются от учителя к ученику… Кто же создает это чудо, выстраивает эту «живую ткань»? Это делают балетмейстеры.

У профессии балетмейстера много аспектов. Это и руководитель балетной труппы, и постановщик. Ставит балетмейстер не только балетные спектакли, но и отдельные хореографические номера, которые исполняются в концертах. Входят танцевальные номера в оперы и, конечно, в оперетты, а иной раз и в драматические спектакли, и в художественные фильмы – это тоже работа балетмейстеров.

Профессия балетмейстера родилась вместе с балетом. Первым произведением в этом жанре считается «Цирцея», поставленная в 1581 году при французском дворе. Поставил это действо итальянский скрипач Бальтазарини де Бельджозо – пожалуй, этого человека можно считать первым балетмейстером. Искусство балета – а значит, и балетмейстеров – еще долго оставалось искусством придворным, да и где еще могло развиваться столь утонченное, рафинированное искусство! Но уже в XVIII веке появляются балетные театры, а позже – в эпоху романтизма – рождается классический балет. Это был поистине «золотой век» балета.

Долгое время балетмейстеры в эпоху классического балета были полновластными хозяевами – именно они диктовали условия не только танцорам, но и композиторам. В таких условиях о каком-то творческом поиске со стороны композитора не могло быть и речи, именно поэтому великие композиторы сторонились балета – ни у М.И.Глинки, ни у М.П.Мусоргского, ни у Н.А.Римского-Корсакова мы балетов не встретим. Но нельзя сказать, что они совсем уж сторонились искусства балетмейстеров, только обращались они к балету там, где балетмейстеры «знали свое место» – в опере: «Пляска персидок» в «Хованщине», хороводы в «Снегурочке» и, конечно же, польский акт в «Иване Сусанине» – это все шедевры не только русских композиторов, но и русских балетмейстеров! Противоречие это разрешилось в творчестве П.И.Чайковского и балетмейстера, которого с полным правом можно назвать «соавтором» великого композитора – Мариуса Петипа. Этот француз, приехавший в Россию в шубе среди лета, стал истинной гордостью русского искусства. Именно он поставил наши любимые балеты – «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящую красавицу». Современные балетмейстеры иной раз пытаются предложить собственные варианты, но ничего хорошего из этого не получается: мы говорим «балеты П.И.Чайковского» – подразумеваем «Мариус Петипа».

Если имя М.Петипа неразрывно связано с классическим балетом, то основателем балета современного считается наш соотечественник Михаил Фокин, работавший с такими знаменитыми артистами, как А.Павлова и В.Нижинский. Творчество М.Фокина – это множество смелых экспериментов, ведь трудно назвать иначе танцевальные постановки на основе музыкальных произведений, которые авторы вовсе не предотвращали для танца: «Шопениана» по пьесам Ф.Шопена, «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова, «Послеполуденный отдых Фавна» К.Дебюсси, «Эрос», на музыку Серенады для струнного оркестра П.И.Чайковского…

Сегодня получить профессию хореографа можно в хореографическом училище, в училище или институте культуры, Московской государственной академии хореографии, в ГИТИСе. Требования эта профессия предъявляет такие же, как балет вообще: особое телосложение – легкое и поджарое, гибкость, выносливость, музыкальность, высокая работоспособность, и учиться надо начинать с детства. Но от балетмейстера требуются и другие качества – организаторские способности, умение воздействовать на людей, и конечно – способность увидеть картину танца во всех подробностях в своем творческом воображении.

pro
Надежда  Маслова

Очень люблю смотреть балет. Потрясающее зрелище! Жаль, что сейчас его по телевизору почти не показывают, а живьём у нас его не увидишь никогда. +++

pro
Тамара Меркулова

Действительно, статья написана так, что чувствуещь любовь автора к балету.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+