Первые арт-директора появились на просторах бывшего СССР в самом конце 90-х годов 20 века и связаны были в основном с миром рекламы и шоу бизнеса. В ночных клубах эти специалисты подбирали программу. Стриптиз с приват-танцами, модные артисты, калейдоскопом сменяющие друг друга, закрытые вечеринки, на которые приглашаются только избранные, - все это и есть работа арт-директора.
Если подвергнуть внимательному анализу его обязанности, то становится понятно, что ничего нового за модным словом «арт-директор» не скрывается. Это обычный менеджер или, говоря по-русски, организатор. Но специфика все же есть, и объясняется она именно первой частью слова – «арт-». Это человек не поет сам, но отлично разбирается в том, как поют другие. И самое важное – он умеет почувствовать, что будет востребовано. Эти навыки очень важны для «раскрутки» клуба или ресторана с варьете.
Реклама сегодня немыслима без арт-директора. Когда-то совсем недолго довелось поработать в одном рекламной агентстве. Утро начиналось с ритуала: в фойе стоял наш арт-директор и громогласно здоровался с каждым, напоминая о том, то предстоит сделать. Никто не понимал, зачем он это делал, потому что задания всегда приходили на электронную почту. Арт-директор об этом знал – сам формулировал задания для каждого и отсылал тоже сам, но ритуалу не изменял.
Вторая серия начиналась в 11 часов. Нас собирали на пятиминутку, на которой шел жесткий разбор текущей работы. Все сидели тихо и слабо отбивались от нападок (часто справедливых) шефа, а он, витиевато матерясь, уточнял концепцию проекта. Продолжалось это минут сорок, потом он сдувался, как воздушный шарик, и царственным жестом отпускал нас работать. Мы – группа копирайтеров – переглядывались, дружной толпой шли пить кофе, от души веселились, повторяя особенно поразившие нас фразочки шефа.
Иерархия нашего агентства (и всех подобных тоже) была несложной. Наш шеф – арт-директор руководил нами, копирайтерами. Табличка на двери гордо именовала нас «Творческой группой». У арт-директора была правая рука, то есть заместитель, должность которого тоже называлась арт-директор только с добавкой «младший». О своей работе оба отчитывались креативному директору, а тот в свою очередь – хозяину агентства, то есть директору.
Обязанностей у арт-директора рекламного агентства множество. Он должен выработать концепцию рекламы, согласовать ее с заказчиком. Вместе с иллюстраторами, дизайнерами, операторами, художниками, копирайтерами создать заказанный ролик, баннеры, постеры и т. д. Причем для наружной рекламы нужна одна продукция, а для прогонов по телевидению - другая. Все неучтенные нюансы работы, все капризы и все придирки заказчиков – все обрушивается на голову арт-директора. Но и похвала за удачные слоганы и идеально подобранные образы в первую очередь тоже достается арт-директору. Творческая работа. Сложная, кропотливая, не отпускающая ни на минуту, но очень интересная и увлекательная.
Кино сегодня тоже не обходится без арт-директоров. Вот где простор для полетов фантазии! Костюмы необходимо подобрать так, чтобы даже пуговицы не «выпадали» из эпохи. Декорации должны соответствовать времени, спецэффекты – поражать воображение, грим просто обязан до неузнаваемости изменять актера. Кто обо всем позаботится? Разумеется, арт-директор! Вездесущий и всемогущий, способный достать все, что угодно, и сделать это в любое время суток, придумать и воплотить свой замысел, он для режиссера, сценариста и оператора просто незаменим.
А художники? А художественные галереи? Арт-директор позаботится о том, чтобы имя художника постоянно было на слуху. Время от времени в прессе будут появляться интервью, в Интернете специалисты создадут персональный сайт и сделают его очень красочным. Организация персональных выставок и реализация картин, создание каталога, связь с разными галереями – это немногое из перечня многочисленных обязанностей арт-директора, который работает с художником. В галерее обязанности почти те же, только масштаб шире.
Одним словом, арт-директор – это человек, который руководит творческим процессом, воплощает проект в жизнь. Художники и писатели, композиторы и поэты нуждаются в такого рода специалистах. Издательские дома, рекламные бюро, кино и все заведения, так или иначе призванные развлекать публику, - все они тоже постоянно привлекают такого рода специалистов. Учебных заведений, которые выдавали бы дипломы арт-директорам, нет. Особых знаний эта профессия не требует. Зато креативное мышление, творческий задор и неуемная энергия приветствуются и (берем на заметку, выпускники!) отлично оплачиваются.