Блаженная Феодора Цареградская после своей смерти явилась своему духовному наставнику и рассказала о том, что в первые дни после смерти ангелы показывают обители рая, где праведники блаженствуют, а также мучения ада, где мучаются грешники.
Иногда люди задают вопрос: «А откуда появился ад?» В Библии, в первой главе книги Бытия есть такие слова: «…земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною». Слово «бездна» имеет здесь ключевое значение. Если прочитать оригинал книги Бытия на древнееврейском языке, то слово «бездна» на языке иврит звучит «техом». Это слово говорит о неком языческом чудовище Теомат, чудовище хаоса, беззакония. На самом деле не было никакого чудовища, но пророк Моисей, который написал эту книгу, говорит о том, что еще из самого начала творения мира появилась и субстанция, которая все разрушает.
Позже слово «ад» начал трактоваться под другим значением. Слово «техом» заменяется словом «шеол», что означает «поглощать». После грехопадения души всех без исключения людей попадали в ад, будь то праведники или грешники, так как рай для людей был закрытым. Разница только в том, что души праведников попадали на «лоно авраамово», но оно также находилось в аду.
После смерти и воскресения Иисуса Христа рай вновь стал открытым для людей. И теперь люди выбирают свою участь в вечности. Но о самой вечной жизни людям известно очень мало, так как ум человеческий ограничен временем и пространством.
Понятие ада нельзя отождествлять с какими-то большими емкостями с кипящей смолой, куда дьяволы бросают души людей и мучают их там. Ад нельзя сравнивать с каким-то вечным огнем. Вообще нельзя переносить невидимый духовный мир на наш физический мир, который ограниченный пространством.
В Евангелии Иисус Христос говорил: «…будут повержены в геенну огненную, там будет плачь и скрежет зубов». Здесь упоминается о некой геенне огненной. Все, кто бывал в Иерусалиме, знают, что так называемая геенна огненная — это отдаленное от Иерусалима место, где сжигали весь мусор, который оставался после сбора урожая винограда. Христос, упоминая о геенне огненной, имел ввиду не огонь, которым сжигали весь мусор. Он косвенно говорил о том, что ад — это отдаленное от Бога место. Оно отдалилось не само по себе, а Бог сам отдалил это место о себя. В какой-то степени сами люди своими грехами отдаляют Бога от себя.
Духовные мучения, которые ожидают душу в аду — это не горение в огне или смоле. Самая главная мука для души, которая находится в аду — это богооставленность. Есть такое выражение: «Забытое Богом место». Так вот о душе, которая из-за своих грехов находится в аду, можно сказать: «Забытая Богом душа». При земной жизни человек не вспоминал о Боге, не жил по его заповедям. После смерти душу такого человека Бог не принимает с свои обители так как еще при земной жизни этот человек сам отказался от Бога.
Нельзя воспринимать ад как какое-то место отбывании наказания. Мучения грешников — это страдания темной силы в присутствии светлой. Поэтому ад всегда противопоставляется раю. Вспомним из Евангелия, как бесы мучились только од одного присутствия Иисуса. Что-то подобное и ожидает душу грешника.
Напоследок можно сказать, что в книге Откровения в 20 главе сказано, что после Страшного Суда существовании ада прекратится, а все грешники, души которых соединятся своими телами, будут брошены в огненное озеро, где будут в вечных муках. Неизвестно, как можно воспринимать данные слова, но известно точно, что пока существует ад, муки душ грешников будут зависеть от тяжести грехов, сделанных при земной жизни.